Нет контакта: что будет с безналичной оплатой проезда в Воронеже
Воронежская мэрия планирует до конца года приступить к введению безналичной оплаты проезда в автобусах частных перевозчиков. Летом безналичная оплата появится в автобусах МКП «Воронежпассажиртранс», в чьих троллейбусах систему тестировали. Безналичной оплатой воспользовались 6% пассажиров, и городские власти сочли это хорошим результатом.
Безналичная оплата в воронежском общественном транспорте — совместный проект мэрии, Сбербанка и MasterCard. Сбербанк стал участником проекта на основании торгов, объявленных «Воронежпассажиртрансом», договор заключили в конце 2016 года. Сумма контракта составила 94,4 тыс. рублей, следует из документов госзакупок. С каждой транзакции в системе безналичной оплаты проезда банк получает 2,5% от ее суммы.
К оплате в городском транспорте принимаются карты MasterCard, Visa и «Мир» любых банков и любые гаджеты с функцией бесконтактной оплаты. Процесс занимает две секунды, система работает в офлайн-режиме, без подключения к интернету. Карты с чипом нужно вставлять в терминал, все остальные карты и устройства — приложить. При безналичной оплате стоимость проезда уменьшается на два рубля.
Мнение перевозчиков
Перспектива внедрения безналичной системы оплаты проезда не обрадовала частных перевозчиков. Депутат городской думы, председатель Совета руководителей городского пассажирского транспорта администрации Воронежа Дмитрий Крутских, которому подконтролен один из крупнейших городских перевозчиков ГК «Автолайн», отметил, что эффективность новой системы можно будет оценить лишь после того, как она заработает хотя бы в муниципальном транспорте:
— Организатором пассажирских перевозок в городе является мэрия, там грамотный глава и хорошие специалисты. Пусть введут, а потом мы будем оценивать эффективность. Я не готов комментировать такие нововведения, потому что пока достаточно сложно предположить, какой эффект мы получим от введения этой системы. Может быть, мы и пассажиры скажем «спасибо», потому что будет происходить полный учет финансовых потоков. Возможно, система не приживется, потому что инфраструктура будет не готова к потоку, и пассажирам будет невыгодно ей пользоваться, — рассуждает Дмитрий Крутских.
Другой участник рынка, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что система в нынешнем виде сулит лишь убытки:
— Мы должны будем отдать банку 2,5% от стоимости поездки, кроме того, надо тратиться на печать чеков, постоянно заряжать переносные терминалы и обеспечивать их сохранность и обслуживание. Все это требует денег: по самым грубым подсчетам — около 13,5 рублей с каждой поездки. К тому же емкость мобильных сетей ограничена. Мы не знаем, смогут ли они обеспечивать нормальную связь терминалов с банком в часы пик? Я думаю, внедрению терминалов будут препятствовать не столько руководители предприятий-перевозчиков, сколько водители и кондукторы, которым неудобны очереди на входе в транспорт и дополнительная ответственность. Теоретически система может стать выгодной и эффективной, но ее нужно доработать, — сказал он.
Мнение общественников
Председатель общественной организации «Комитет по защите прав автомобилистов» Николай Киселев уверен, что перевозчикам комфортно в существующей «наличной» системе:
— Возможно, безналичная оплата снимет с водителей необходимость собирать деньги и отвлекаться, что скажется на безопасности перевозок. Но с другой стороны, сейчас, при оплате наличными, вся касса перевозчиков темная, и им это выгодно, ведь никто не знает, сколько конкретно пассажиров они перевозят, и какая у них выручка, — отметил Николай Киселев.
Сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков считает, что комбинация наличного и безналичного расчета бессмысленна:
— Для того чтобы изменилась экономика общественного транспорта, необходим запрет наличных расчетов. Существование безналичного способа оплаты проезда удобно для отдельных категорий пассажиров, но там, где существует черная касса, установка терминалов — просто дань современным требованиям по организации расчетов, не более. На сегодня в троллейбусах безналичным способом оплачивают проезд примерно 40 пассажиров за смену. Но даже муниципальный «Воронежпассажиртранс» не наладил учет безналичной выручки — в кассе принимают отчеты терминала по отдельным ведомостям. Какую анархию это будет создавать у частных перевозчиков с привлеченными автобусами — попытайтесь вообразить, — резюмировал Юрий Новиков.
История вопроса
В 2015 году мэрия провела аукционы на право обслуживать городские маршруты общественного транспорта. Чиновники решили продавать высокодоходные и непопулярные маршруты единым лотом, чтобы обеспечить транспортом спальные районы. По итогам аукционов в городе осталось 12 частных перевозчиков и один муниципальный. Одним из условий конкурса было обновление автопарка. Для этого перевозчики требуют от власти повысить стоимость проезда хотя бы до 17 рублей, но пока цена остается прежней — 15 рублей днем и 20 рублей ночью. Последний раз стоимость повышалась в марте 2015 года.