Перейти к основному контенту
РБК Воронеж⁠,
0
Эксклюзив

Метробус — первый шаг к возрождению трамвая в Воронеже

В Воронеже доработают документы транспортного планирования — в них речь идет и о проекте метробуса. Это система скоростного автобусного сообщения с выделенными полосами
Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

В 2022 году завершилась разработка документов транспортного планирования, касающихся, помимо прочего, развития общественного транспорта в Воронеже. Среди мероприятий заявлен и метробус. Документы обсудили на экспертном совете по транспортному планированию при Минтрансе РФ, рассказал РБК Черноземье начальник центра развития городских транспортных систем Российского университета транспорта Владимир Пащенко.

Мнения экспертов о том, как собираются развивать метробус и о том, сможет ли в Воронеже возродиться трамвай, — в материале РБК Черноземье.

Мнение экспертов

Экспертный совет Минтранса России рекомендовал доработать представленный пакет документов транспортного планирования. Представитель разработчика заверил, что доработка не повлияет на конечные выводы и воронежским властям нужно приступать к проектированию.

«Метробус — маркетинговое наименование, чтобы легче было обсуждать предлагаемое решение. Это инфраструктурное мероприятие, направленное на обеспечение приоритетного проезда общественного транспорта по варианту «скоростного автобуса» (bus rapid transit или BRT) — явление, довольно необычное для России, но абсолютно привычное для многих стран мира. Надо отметить, что документы транспортного планирования ни одного региона с первого раза не получают одобрение на экспертном совете», — уточнил Владимир Пащенко.

Эксперт пояснил, что на совете речь шла о документах транспортного планирования, конечным результатом должны стать конкретные мероприятия. Например, это может быть строительство моста, устройство светофора, реконструкция трамвайной подстанции или организация выделенной полосы для автобусов. Владимир Пащенко подчеркнул, что метробус на совете не обсуждался: совет редко обсуждает конкретные мероприятия, он концентрируется на структуре документов транспортного планирования, методологии, полноте разделов и подходов к моделированию транспортной системы. В тот день рассматривали документы трех регионов, в том числе и Воронежской области.

«Было замечание о том, что не исследован сценарий с рельсовым пассажирским транспортом в Воронеже, хотя это неправда: проект «Городской поезд» включен в перечень мероприятий и реализуется в городе. В этом году строят две железнодорожные платформы. Мы изучали сценарий с легкорельсовым транспортом, но в утверждаемый вариант документов транспортного планирования он не вошел — заказчик не принял создание новой городской рельсовой системы. Предстоит устранить некоторые замечания экспертов, но на выводы это никак не повлияет. Я считаю, что все равно надо отдавать в проектирование все, что касается ближайших мероприятий утверждаемого сценария. Нужно приступать к проектированию реконструкции Московского проспекта и Плехановской улицы под создание коридоров метробуса, проектировать и строить конечные станции автобуса и троллейбуса. Нужно придать новый облик троллейбусной системе — сегодня в Воронеже ездит музейная техника родом из советской эпохи», — сказал Владимир Пащенко.

Директор Центра транспортного планирования Института транспорта Высшей школы экономики, член экспертного совета Минтранса РФ Павел Зюзин уточнил, что доработка документов транспортного планирования — стандартная практика и происходит практически со всеми аналогичными документами.

Ознакомьтесь с информацией в каталоге
Узнайте, кто есть кто в бизнесе вашего региона
РБК Компании запустил функционал, позволяющий компаниям формировать автоматические отчеты по охватам публикаций в СМИ

«Решения экспертного совета по разработке документов транспортного планирования при Минтрансе РФ носят рекомендательный характер, они нужны в помощь властям субъектов — заказчикам таких документов — при приемке работ. Это стандартная практика, 90% обсуждаемых документов рекомендуют направить на доработку, это не нонсенс, Воронеж здесь не первый и не последний. Основная польза от такой практики — члены экспертного совета в письменном виде предоставляют замечания и предложения, основываясь как на собственном опыте разработки аналогичных программ, так и на лучшем опыте других городов и субъектов РФ», — заявил Павел Зюзин.

Проблемы с общественным транспортом

Павел Зюзин назвал сильную сторону воронежского проекта — четкий план действий, который поставит общественный транспорт в приоритет. Пока же директор Центра транспортного планирования констатировал, что по ситуации с общественным транспортом Воронеж выделяется на фоне не только остальных городов-миллионников, но и соседних областных центров в худшую сторону. Как примеры городов с качественным общественным транспортом специалист привел Пермь, Новокузнецк, Тверь, Ярославль, Челябинск. Реализуют отдельные проекты в Белгороде, Липецке, Курске и Саратове. Например, в Курске реконструируют трамвайную сеть и переходят на брутто-контракты. В Белгороде создали новаторский для Восточной Европы улучшенный инфраструктурный коридор для общественного транспорта на улице Щорса.

Павел Зюзин считает, что в Воронеже можно построить одну−две трамвайные линии, и они будут востребованы, но пока такую инициативу всерьез городские власти не обсуждают.

«Если бы власти предусмотрели приоритетные для общественного транспорта коридоры (что, собственно, и предусмотрено документами), возобновление в дальнейшем трамвая в городе с их использованием было бы возможно и имело под собой основания — для этого есть необходимый пассажиропоток. Можно было бы организовать несколько эффективных маршрутов, особенно по перевозке пассажиров между берегами. Никакой фантастики в возрождении трамвая нет. Сегодня под эгидой ВЭБ.РФ (Внешэкономбанк) развивают по концессионной схеме электротранспорт в 11 городах России. Если бы Воронеж подал соответствующую заявку, я думаю, что в городе могли бы появиться трамвайные маршруты», — сказал Павел Зюзин.

Основную проблему Воронежа эксперт видит в том, что в городе нет магистрального общественного транспорта, который был бы в приоритете перед остальными участниками движения. Павел Зюзин подчеркнул, что альтернативы нет и создание таких коридоров — дело времени, вопрос лишь в том, сколько горожанам придется ждать этого решения. В Воронеже уже появились выделенные полосы, но часто автобусы движутся в общем потоке транспорта.

«Акцент на трамвай в Воронеже можно было бы сделать, но пока власти выбрали развитие общественного транспорта с приоритетом автобусов и троллейбусов — того, что удалось сохранить. Судя по всему, при проектировании метробуса в Воронеже ориентировались на опыт Белгорода с его элементами системы скоростных автобусных перевозок (BRT) на улице Щорса — это передовое решение не только для России, но и для многих европейских стран. Создание такого коридора для приоритетного движения общественного транспорта может быть эффективно, если на улицах зарезервируют выделенные полосы по оси проезжей части. В дальнейшем ничто не препятствует проложить по этим полосам рельсы и развивать троллейбус или трамвай. Сегодня обсуждают госпрограмму по поддержке электротранспорта, Воронеж мог бы в ней участвовать, прямые «медицинские показания» к этому есть», — отметил Павел Зюзин.

Метробус — проект скоростного сообщения

Суть метробуса заключается не в особенностях транспорта, а в организации дорожной системы и движения. Авторы проекта предлагают связать ВГУ и аэропорт. Выделенные полосы в областном центре появятся не только по правой стороне, но и посередине, ведь при движении в правом ряду автобус неизбежно сталкивается с препятствиями. Посадочная платформа станет как остановкой, так и разделительной полосой, с двух сторон от нее пойдут выделенные полосы.

«Если объяснять просто, то метробус — это когда автобусная полоса располагается посередине дороги и обособляется. Создаются островные остановочные пункты, вводят приоритет общественного транспорта. Сегодня иногда водители машин выезжают на полосы, предназначенные для общественного транспорта, а водители автобусов выскакивают на соседние полосы. Создание метробуса позволит избежать этого», — рассказывал РБК Черноземье начальник отдела организации пассажирских перевозок департамента промышленности и транспорта Воронежской области Иван Русанов.

Ранее РБК Черноземье сообщал, что на проект воронежского метробуса потребуется около 27 млрд рублей. На эти деньги построят обособленную проезжую часть длиной около 14 км, выделенные полосы по оси (16 км) и в правой части дорог (26,6 км). Для пассажиров создадут 62 остановки и 110 комплексов специализированных посадочных площадок. Также нужно будет построить новый путепровод на Московском шоссе (в створе автодороги А-134) на повороте в поселок Ямное.

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.

СберПро Технологии

Открытые финансы и AI-агенты: как финтех меняет клиентский путь и бизнес-модели

СберПро Финансы

Как работают платформы ЦФА и какому бизнесу доступна эмиссия

СберПро Металлургия

Как AI используется в металлургии: экономический эффект и новые профессии

СберПро Главное

SberPro Tech 2025. IV конференция по цифровой трансформации бизнеса

СберПро Интересное

Дайджест глобальных технологических трендов

СберПро Технологии

Нечеловеческая сила. Как роботизация меняет российский бизнес

СберПро Кадры

Забота как работа. Почему наставничество — главный тренд развития сотрудников

СберПро Интересное

AI-этика в финансах: баланс между инновациями и ответственностью

СберПро Интересное

Миссия или метрики: что первично в управлении компанией?

СберПро MNC

Взаимный интерес. Как развивается экономическое сотрудничество России с Вьетнамом и Таиландом

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 11 октября
EUR ЦБ: 94,05 (-0,65)
Инвестиции, 12 окт, 08:47
Курс доллара на 11 октября
USD ЦБ: 81,19 (-0,22)
Инвестиции, 12 окт, 08:47
Все новости Черноземье
$3 млн на экспорте лимонов: интересные факты об Узбекистане РБК и РЭЦ, 09:33
Когда работодатели нарушат новые правила премирования. Разбор ситуацийПодписка на РБК, 09:27
Минпромторг в три раза сократит госзаказ на гражданские беспилотники Бизнес, 09:27
Касперский описал разницу в атаках хакеров из разных регионов мира
РАДИО
Технологии и медиа, 09:21
Зеленский рассмотрит петицию о лишении гражданства мэра Одессы Труханова Политика, 09:16
За что 54% покупателей готовы платить большеПодписка на РБК, 09:08
Продавцы вторичного жилья в мегаполисах стали чаще делать скидки Недвижимость, 09:00
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 20 октября
Присоединиться
Сильный лидер не делает все сам. Вот почему и как надо просить о помощиПодписка на РБК, 08:47
Мадуро назвал «ведьмой» лидера оппозиции, получившую Нобелевскую премию Политика, 08:44
Букмекеры заявили об «ошибке» в подходе к изменению налога для отраслиПодписка на РБК, 08:36
В ТПП назвали среднюю зарплату осужденных Экономика, 08:31
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
«Падает — значит время покупать»: как защититься от волатильности рубляПодписка на РБК, 08:30
Автообмен с ОАЭ в действии: кому придет запрос из ФНС и как накажутПодписка на РБК, 08:27