Новый главный архитектор Воронежа анонсировала разработку генплана-2020
Разработка нового генерального плана Воронежа начнется уже в 2017 году. Об этом и.о. руководителя управления главного архитектора Воронежа Людмила Подшивалова сообщила на заседании совета Воронежской гордумы 22 июня. По ее словам, разработка нового документа обойдется в 55 млн рублей. Предыдущий генплан Воронежа был принят в 2008 году.
Людмила Подшивалова отметила, что параллельно с генпланом будут разрабатываться новые правила землепользования и застройки. В частности, муниципалитет намерен изменить предельный размер земельных участков и параметры разрешенного строительства и реконструкции капитальных объектов. Депутаты призвали главного архитектора не повторять ошибок, допущенных при разработке действующего генплана. В частности, речь шла о транспортной доступности новых и существующих территорий.
Гордума утвердила действующий генплан Воронежа в декабре 2008 года. Он стал первым для города в постсоветский период – предыдущий генплан городские власти приняли еще в 1970 году. Новый генплан был рассчитан до 2020 года и предполагал зонирование города на территории с разными способами застройки и освоения. В частности, под жилые массивы оставалось лишь 12% площади Воронежа. При этом жилфонд города должен был вырасти с 19,9 до 30 млн кв. м за счет нового строительства в северном, северо-западном, юго-западном и восточном направлениях. Почти все планы по жилищному строительству были выполнены, а в 2014 году городские власти увеличили прогноз по объему жилфонда к 2020 году на 1,5 млн кв. м.
Составители генплана-2008 рассчитывали на масштабное строительство транспортной инфраструктуры. Полностью реализовать удалось лишь план обхода Воронежа по трассе М4 (он открылся в 2015 году). Проект прокладки магистрали по Нагорной дубраве в районе СХИ, предусматривавший превращение железнодорожного Отрожкинского моста в автомобильно-железнодорожный, пришлось свернуть в 2013 году из-за масштабных протестов местных жителей. Не состояилось и расширение трамвайной сети: в 2009 году воронежские власти полностью ликвидировали городской трамвай. К проекту скоростного рельсового пассажирского транспорта мэрия вернулась лишь в 2017 году.
Работы над генпланом-2008 начались в 2005 году при мэре Борисе Скрынникове и завершились при его преемнике Сергее Колиухе. Документ обошелся городским властям в 20 млн рублей, в составлении генплана участвовали ОАО «Воронежпроект», ОАО «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт» и другие организации.
Мэр Александр Гусев назначил Людмилу Подшивалову и.о. руководителя управления главного архитектора в конце мая 2017 года. Ранее она возглавляла проектные организации «Воронежпроект» и «Регионгражданпроект». По словам главы города, основной задачей нового руководителя УГА станет налаживание процесса оказания качественных услуг бизнесу и населению. В начале июня региональные власти предложили мэрии вариант структурной реформы ее градостроительного блока. Новая структура предполагает четкое разделение архитектурной и строительной деятельности и жесткое разграничение полномочий внутри городского управления главного архитектора. При этом «держателем генплана», который отвечает за перспективное развитие города, должен будет стать вице-мэр по градостроительству. Ожидается, что им станет выходец из регионального департамента строительной политики Артур Кулешов.