Регионы Черноземья остались за пределами топ-10 туристического рейтинга
Ни один из регионов Черноземья не вошел в первую десятку рейтинга туристической привлекательности регионов России по итогам 2025 года, свидетельствуют данные исследования Международного аналитического центра устойчивого развития туризма ВШУ РУДН и туристической платформы «Погнали!». Лидерами рейтинга стали Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край.
Эксперты оценивали развитие внутреннего и въездного туризма, а также продвижение туристического потенциала российских регионов по 50 показателям, сгруппированным в шесть тематических блоков: от масштабов турпотока и инфраструктуры до безопасности и устойчивого развития.
Регионы Черноземья в общероссийском рейтинге расположились за пределами первой десятки. Наивысшую позицию среди них занимает Тамбовская область с индексом 0,36, занявшая 16-е место в общем зачете и 6-е место в Центральном федеральном округе. За ней следуют: Липецкая область (0,35) — 17-я (7-е в ЦФО), Воронежская (0,34) — 18-я (8-е в ЦФО), Белгородская (0,32) — 20-я (9-е в ЦФО), а Курская (0,31) — 21-я (10-е в ЦФО).
По мнению авторов исследования, в современных условиях фундаментальные факторы привлекательности, такие как география и климат, играют важную, но не определяющую роль. Все большее значение приобретают управленческие факторы: развитие инфраструктуры, расширение линейки турпродуктов и активное продвижение туристического потенциала региона.
Эксперты подтверждают этот тезис и видят значительные перспективы для Черноземья. Как отметила генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Алексеева, инвестиции в туризм создают мультипликативный эффект для всей экономики. По ее словам, макрорегион обладает целым спектром уникальных, но нераскрытых ниш. «Помимо хорошо известных усадеб и литературных мест, мощнейшим направлением является гастрономический и агротуризм. Историко-промышленный туризм, связанный с горнорудным делом или авиастроением, может стать точкой притяжения для новой аудитории», — считает Алексеева. Ключом к успеху она называет переход от показа разрозненных объектов к созданию целостных, эмоционально насыщенных продуктов, объединенных в единую экосистему.
«Успешное развитие требует системного подхода, в котором создание современной инфраструктуры — от качественных дорог и комфортного размещения до доступного интернета и парковок — является базовой необходимостью. Вокруг этой основы выстраивается яркий региональный бренд с понятными «точками контакта» для туриста, где заявленная концепция находит материальное подтверждение в виде обустроенных смотровых площадок, информационных стендов, стильных общественных пространств и событийного наполнения. Важнейшую роль здесь играет эффективное государственно-частное партнерство, где бизнес обеспечивает качество услуг и инвестиции, а власть создает каркасную инфраструктуру и регулирует доступ к ресурсам», — заключила эксперт.
Внутренний турпоток в России продолжает расти, однако темпы этого роста замедляются. Если в 2023–2024 годах он ежегодно увеличивался на 10–20%, то в январе–октябре 2025 года динамика прироста составила не более 4–5%. При этом распределение турпотока остается неравномерным: треть приходится на Москву, Санкт-Петербург и Краснодарский край.
В топ-5 рейтинга вошли также Татарстан и Московская область. В десятке лучших Калининградская, Свердловская, Нижегородская, Астраханская, Ростовская, Мурманская, Кемеровская, Ульяновская и Ярославская области, Республики Башкортостан и Дагестан, а также Ставропольский край.
Ранее РБК Черноземье сообщал, что рост турпотока в первом полугодии 2025 года зафиксирован в четырех из пяти регионов Черноземья, за исключением Белгородской области, где на динамику влияет приграничное положение. Так, Воронежская область делает ставку на автомобильный туризм, Липецкая — на развитие кластера с фокусом на Елец, Курская, несмотря на режим КТО, сохраняет поток за счет военно-патриотического и религиозного туризма, Тамбовская использует статус эко-лидера, а Белгородская стала одним из лидеров в промтуризме. При этом все регионы участвуют в федеральных программах для развития инфраструктуры, а ключевым общим вызовом остается безопасность, от которой зависят траектории развития и меры господдержки.