Эксперт о метро в Воронеже: «Иллюзий можно не питать»
Идея депутата Госдумы Александра Аксененко о возобновлении строительства метрополитенов в российских городах-миллионниках, включая Воронеж, была раскритикована местными экспертами как популистская. Соответствующее письмо направлено председателю правительства Михаилу Мишустину, сообщил парламентарий в своем телеграм-канале.
Инициатива предполагает возврат к системе советского периода, когда при достижении городом численности населения в 1 млн человек автоматически начиналось проектирование и строительство метро. Как отметил Аксененко, к 1991 году метрополитены были построены почти во всех крупнейших городах РСФСР, однако с начала 1990-х годов, за исключением Казани, новые системы не вводились в эксплуатацию.
Идея строительства метро в Воронеже впервые возникла в 1980-х годах, когда население города приблизилось к 900 тыс. человек. После распада СССР проект был заморожен. В 2013 году Воронеж официально получил статус города-миллионника, что обострило проблему транспортной инфраструктуры.
В 2017 году власти инициировали новый этап планирования, оценив стоимость проекта от 35 млрд руб. до 1 млрд евро. В 2018 году контракт на разработку и строительство метро был заключен с компанией «Киносарг», предложившей проект из трех линий общей протяженностью 58,6 км с 54 станциями. Стоимость первой линии оценивалась в 48 млрд руб. Однако подрядчик не получил положительного заключения госэкспертизы, что привело к срыву сроков и судебным разбирательствам.
В 2019 году мэрия Воронежа провела новый тендер, победителем которого стало пермское ООО «Агентство дорожной информации Радар». Компания предложила концепцию легкорельсового наземного метро с подземными участками, интегрированного с железнодорожными путями ЮВЖД. Проект предусматривал строительство трех очередей: первую планировалось завершить к 2028 году, вторую — к 2031 году, третью — к 2035 году. Однако и этот проект не был реализован.
В 2023 году заместитель руководителя управления транспорта мэрии Воронежа Максим Захаров сообщил, что вероятность реализации проекта метро в городе крайне мала.
При этом сами воронежцы возвращение идеи с воронежским метрополитеном восприняли довольно прохладно. Строительство метро в Воронеже технически возможно, но экономически нецелесообразно в текущих бюджетных условиях, считает урбанист, выпускник программы ВШЭ «Городское развитие и управление» Юрий Родионов.
«Иллюзий относительно судьбы этой идеи можно не питать. Депутат получил медийный резонанс на теме, многие СМИ написали о его инициативе», — прокомментировал Родионов РБК Черноземье.
По словам эксперта, в условиях дефицитного федерального бюджета и исчерпания Фонда национального благосостояния России финансирование строительства метро маловероятно. «Региональные бюджеты в этом году демонстрируют резкую тенденцию к переходу в дефицит. Тут денег тоже не найти. Про муниципальные бюджеты я вообще молчу», — добавил он.
Родионов отметил, что современные технологии позволяют строить метро даже в сложных геологических условиях Воронежа, но ключевым ограничением остается стоимость проекта. «Неэффективное управление тоже можно компенсировать количеством денег. Землю под входы на станции тоже можно выкупить из-под нескольких десятков многоквартирных домов», — констатировал эксперт.
Урбанист подчеркнул, что метро может быть рассмотрено только после создания эффективной системы наземного транспорта. «Если весь ваш наземный транспорт работает на брутто-контрактах с отлаженной системой функционирования — то почему бы не сделать еще и метро? Будет ли это экономически эффективно? Нет», — заключил Родионов.
Главной транспортной темой Воронежа в последние годы остается метробус. Ранее РБК Черноземье писал, что власти Воронежа не могут назвать конкретные сроки заключения контракта на проектирование инфраструктуры метробуса на Московском проспекте и улице Плехановской. Работа идет, но ее темпы критикуются воронежскими общественниками.