Перейти к основному контенту
РБК Воронеж⁠,
0

Эксперт о метро в Воронеже: «Иллюзий можно не питать»

В Воронеже раскритиковали идею депутата Госдумы о строительстве метро
В Госдуме предложили рассмотреть вопрос строительства воронежского метрополитена, но местные эксперты назвали эту идею популистской
Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

Депутат Госдумы Александр Аксененко предложил правительству РФ рассмотреть вопрос о возобновлении централизованного строительства метрополитенов в городах-миллионниках, включая Воронеж. Соответствующее письмо направлено председателю правительства Михаилу Мишустину, сообщил парламентарий в своем телеграм-канале. Однако идея Аксененко не нашла одобрения у воронежцев.

Инициатива предполагает возврат к системе советского периода, когда при достижении городом численности населения в 1 млн человек автоматически начиналось проектирование и строительство метро. Как отметил Аксененко, к 1991 году метрополитены были построены почти во всех крупнейших городах РСФСР, однако с начала 1990-х годов, за исключением Казани, новые системы не вводились в эксплуатацию.

Идея строительства метро в Воронеже впервые возникла в 1980-х годах, когда население города приблизилось к 900 тыс. человек. После распада СССР проект был заморожен. В 2013 году Воронеж официально получил статус города-миллионника, что обострило проблему транспортной инфраструктуры.

В 2017 году власти инициировали новый этап планирования, оценив стоимость проекта от 35 млрд руб. до 1 млрд евро. В 2018 году контракт на разработку и строительство метро был заключен с компанией «Киносарг», предложившей проект из трех линий общей протяженностью 58,6 км с 54 станциями. Стоимость первой линии оценивалась в 48 млрд руб. Однако подрядчик не получил положительного заключения госэкспертизы, что привело к срыву сроков и судебным разбирательствам.

В 2019 году мэрия Воронежа провела новый тендер, победителем которого стало пермское ООО «Агентство дорожной информации Радар». Компания предложила концепцию легкорельсового наземного метро с подземными участками, интегрированного с железнодорожными путями ЮВЖД. Проект предусматривал строительство трех очередей: первую планировалось завершить к 2028 году, вторую — к 2031 году, третью — к 2035 году. Однако и этот проект не был реализован.

В 2023 году заместитель руководителя управления транспорта мэрии Воронежа Максим Захаров сообщил, что вероятность реализации проекта метро в городе крайне мала.

При этом сами воронежцы возвращение идеи с воронежским метрополитеном восприняли довольно прохладно. Строительство метро в Воронеже технически возможно, но экономически нецелесообразно в текущих бюджетных условиях, считает урбанист, выпускник программы ВШЭ «Городское развитие и управление» Юрий Родионов.

«Иллюзий относительно судьбы этой идеи можно не питать. Депутат получил медийный резонанс на теме, многие СМИ написали о его инициативе», — прокомментировал Родионов РБК Черноземье.

По словам эксперта, в условиях дефицитного федерального бюджета и исчерпания Фонда национального благосостояния России финансирование строительства метро маловероятно. «Региональные бюджеты в этом году демонстрируют резкую тенденцию к переходу в дефицит. Тут денег тоже не найти. Про муниципальные бюджеты я вообще молчу», — добавил он.

Родионов отметил, что современные технологии позволяют строить метро даже в сложных геологических условиях Воронежа, но ключевым ограничением остается стоимость проекта. «Неэффективное управление тоже можно компенсировать количеством денег. Землю под входы на станции тоже можно выкупить из-под нескольких десятков многоквартирных домов», — констатировал эксперт.

Урбанист подчеркнул, что метро может быть рассмотрено только после создания эффективной системы наземного транспорта. «Если весь ваш наземный транспорт работает на брутто-контрактах с отлаженной системой функционирования — то почему бы не сделать еще и метро? Будет ли это экономически эффективно? Нет», — заключил Родионов.

Главной транспортной темой Воронежа в последние годы остается метробус. Ранее РБК Черноземье писал, что власти Воронежа не могут назвать конкретные сроки заключения контракта на проектирование инфраструктуры метробуса на Московском проспекте и улице Плехановской. Работа идет, но ее темпы критикуются воронежскими общественниками.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 8 ноября
EUR ЦБ: 93,84 (+0,07)
Инвестиции, 12:49
Курс доллара на 8 ноября
USD ЦБ: 81,23 (-0,15)
Инвестиции, 12:49
Все новости Черноземье
Автобус с белгородскими детьми попал в аварию в Курской области Общество, 14:56
Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование РБК х Ростелеком, 14:55
Федор Емельяненко проведет реванш с Кро Копом по правилам бокса Спорт, 14:45
Немецкий министр пересядет на обычный рейс из-за поломки своего самолета Политика, 14:44
Байден заявил, что Трамп позорит США работой «только на миллиардеров» Политика, 14:41
Технологии в деле: как цифровые решения усиливают крупный бизнес РБК х МТС Бизнес, 14:39
Турецкий паром прошел осмотр в порту Сочи и ждет разрешения ФСБ Общество, 14:39
Прокачайте когнитивные способности
Тренируем мозг с интенсивом
Подробнее
Бывший замминистра обороны стал замсекретаря Совбеза Политика, 14:37
Хегсет потребовал от оборонных компаний ускорить разработки или исчезнуть Политика, 14:16
Telegram-каналы для инвестора: что читать без вреда #всенабиржу!, 14:10
Евросоюз запланировал создать центр борьбы с «дезинформацией из России» Политика, 14:09
Какие антиэйдж-технологии в косметологии ждут в ближайшие 5 лет РБК и КИТ МЕД, 14:00
Сотрудник золоторудного месторождения погиб при сходе лавины на Камчатке Общество, 14:00
До взрыва в Куркино жители дома заметили утечку газа Общество, 13:55