Перейти к основному контенту
Черноземье ,  
0 

Пиратство и уход IMAX: как выживают в кризис кинозалы

Черноземные кинотеатры находятся в тяжелом состоянии уже почти полгода. Что изменилось за это время в сфере киноиндустрии — решил выяснить РБК Черноземье
Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

В кинотеатрах макрорегиона, как и по всей России, с марта не выходили ожидаемые голливудские новинки. Правда, не так давно руководители некоторых кинозалов страны нашли выход из проблемной ситуации. Они прибегли к обходному пути с помощью услуги бесплатного предсеансового обслуживания — перед показом заявленной киноленты зрителям включают голливудскую копию.

О реакции правительства на данный метод рассказала Ольга Шульгина, заместитель генерального директора сети кинотеатров «Киноцентр», которые находятся в Орле, Курске и Липецке.

«Пока не было прецедентов по наказанию такого способа, но уже управления министерства культуры по регионам России начинают отправлять уведомления об административном правонарушении (нарушение законодательства РФ, допущенное демонстраторами фильмов без прокатного удостоверения). Кинотеатры показывают пиратские копии, и это хоть немного помогает держаться на плаву», — поделилась своим мнением с РБК Черноземье представитель киносети.

Она описала положение, в котором сейчас находятся кинотеатры. «С тех пор как ушли зарубежные студии, мы лишились репертуарного запаса фильмов, вследствие чего вынужденно сокращен режим работы кинотеатра и обслуживающий персонал. Рекламная поддержка российских фильмов оставляет желать лучшего. Субсидий от государства мы, к сожалению, не получали. Обращались с письмами к региональным представителям, но нам не отвечают», — перечислила проблемы Ольга.

Государство во время кризиса увидело решение проблемы в создании отечественного продукта. Однако замгендиректора «Киноцентра» призналась, что это не стало для сферы кино спасением.

«Валовый сбор с марта снизился на 65% по кинотеатрам нашей сети. Я считаю, что российских фильмов недостаточно, чтобы зритель как раньше посещал кинотеатр, так же варианты с индийскими, корейскими фильмами для нашей страны не подходят. Мое мнение, что без параллельного импорта и принудительного лицензирования киноиндустрии не выжить. Нужна единая прокатная кампания — дата выхода релиза с рекламной поддержкой», — считает Шульгина.

Стал ли потерей уход IMAX?

Единственная проблема, которая не коснулась ее киносети, это уход из России канадской компании IMAX. А вот кинозалы, где применялась эта технология для показа фильмов, ощутили новый удар. Продюсер, режиссер, кандидат экономических наук Мария Ламар говорит об отрицательных последствиях ухода IMAX для владельцев соответствующих кинотеатров, так как сейчас запрещено показывать отечественные и зарубежные киноленты с использованием этой технологии. «Но наши кинотеатры уже нашли другие технологические решения с использованием лазерного проектора для демонстрации таких фильмов без существенной потери в качестве. Несмотря на все сложности для кинотеатров, эта ситуация стала стимулом для государства, киностудий и онлайн-платформ уделять больше внимания развитию отечественного кино», — видит позитивную тендецию продюсер.

Глава студий «Рисуем раскадровки» Максим Поляков и вовсе высказал предположение о возвращении компании в Россию. Все эксперты сходятся во мнении, что компания при первой возможности попытается вернуться на рынок, значит, стоит просто переждать, если же нет, то бизнес сможет перестроиться довольно быстро, хотя и, понятно, не бесплатно. Поляков считает, что компании будет сложно вернуться назад после такого демонстративного шага. «Думаю, что им поставят жесткие условия с запретом подобных финтов в будущем. Полагаю, что параллельный импорт фильмов может ускорить процесс возвращения и IMAX», — сделал вывод эксперт.

Кинорежиссер, продюсер, генеральный директор ООО «Кинопроизводственная и театральная компания «ЕРМАК» Родион Бельков уверен, что российский зритель совсем не заметит изменений, так как отечественных фильмов в формате IMAX, вышедших на киноэкраны в последние годы, совсем немного. «Скорее, очень обидно, что отечественная уникальная система широкоформатного кино на пленку 70 мм, разработанная НИКФИ, ушла в небытие и забыта. Поддержать бы собственные уникальные системы вместо того, чтобы сожалеть об уходе распиаренного и разрекламированного коммерческого иностранного продукта, по всем характеристикам уступающего отечественным разработкам. Вот о чем следовало бы подумать», — подчеркнул в интервью РБК Черноземье кинорежиссер.

Показывать нельзя запретить

После того как Правительством РФ официально разрешен параллельный импорт, по мнению Родиона Белькова, у кинодистрибьюторов нет никаких проблем с показом голливудских фильмов без разрешения правообладателей. «Но проблему устраивают сами дистрибьюторы — они хотят выглядеть кристально чистыми в плане репутации перед голливудскими партнерами и их совершенно не интересует, как они выглядят перед российским кинопроизводителем. В этом смысле отечественному кино очень трудно развиваться, — рассуждает эксперт. — Что касается бесплатного предсеансового обслуживания — то это, скорее, пиар-акция, поскольку, как я уже говорил, никто не запрещает хоть сегодня начинать показывать голливудское кино без разрешения правообладателя. Учитывая известные мощности в сфере лоббирования у отечественных кинодистрибьюторов, устранить подобные мелкие юридические формальности после постановления правительства РФ о параллельном импорте для них не составит никакого труда».

Кстати, насчет «предсеансового обслуживания». В Советской России 1920-х годов, когда кино было еще совсем новым видом искусства, чем-то необычным и привлекало в кинотеатры не только кинозрителей, но и простых зевак, проблема засилия «западного кино» была такой же острой. В газетах в карикатурах высмеивали тех, кто ходит смотреть бездуховное западное кино: «Шел смотреть он Гарри Пиля, а попал на "Дьяволят"» (имеется в виду, фильмы с участием немецкого киноактера, короля кинотрюков Гарри Пиля и отечественного кинохита 1920-х годов «Красные дьволята», о Гарри Пиле также писал шуточные стихи Владимир Маяковский), — дело в том, что на афише была одна картина (с участием Гарри Пиля), а оказавшись на сеансе зритель видел картину «Красные дьяволята» (в рамках воспитательной работы, чтобы поменьше хотелось смотреть западное «пустое кино»). Чем не сегодняшнее предсеансовое обслуживание? Почти то же самое. Это говорит о том, что по уровню развития наш отечественный кинематограф, наверное, где-то там — в 1920-х. Очень похоже. Возможно, нам предстоит создавать отечественный кинопрокат с нуля — именно такие задачи ставились перед страной в 1920-е годы.

Максим Поляков рассказал, что слышал про попытки дать в прокат «Летучую мышь» и «Синего ежика-2», а также про кинопродукт и другие способы обойти западные ограничения. Решение вопроса глава студий «Рисуем раскадровки» также видит в параллельном импорте. «Шаги спорные и нестандартные, но и времена у нас нестандартные. Думаю, что если у нас ввели параллельный импорт товаров, то почему не может быть «параллельного проката» творческой продукции? Кто-то боится, что после такого к нам не вернутся голливудские компании, я же считаю, что именно из-за такого они и захотят вернуться, ведь деньги не пахнут, а тут они будут работать, по сути, бесплатно на Россию», — рассказал Поляков и добавил со ссылкой на главу Ассоциации владельцев кинотеатров Алексея Воронкова, что Disney и Sony уже хотят вернуться в российский прокат путем параллельного импорта.

А вот Мария Ламар говорит о том, что «намерения кинотеатров демонстрировать пиратский контент в любой его форме государство не поддерживает, и нет предпосылок к тому, что обходные пути и уловки кинотеатров по нелегальной демонстрации голливудских фильмов будут внедрены на легальной основе».

Нужна или нет государственная поддержка

Мария вспомнила, что Ассоциация кинотеатров обращалась к государству с просьбой о субсидиях, но пока положительного ответа не последовало. «Государство нацелено на развитие российского социально значимого кино, и поэтому в перспективе может выделить деньги кинотеатрам, но только при условии включения ими в список релизов российских премьер. В этом году Министерство культуры выделило деньги на съемку 145 российских фильмов. С учетом производственных циклов, большинство премьер по этим проектам можно ожидать в 2024-2025 годах. И если общее падение выручки кинотеатров по итогам 2022 года может быть десятикратным по сравнению с 2018-2019 г.г., в 2025 году ситуация должна стабилизироваться за счет большого количества российских премьер», — делает прогноз эксперт.

Кинорежиссер Бельков уверен, что субсидии на поддержку кинотеатров не помогут ничего решить, а вот куда следует направить госсредства, по его мнению, так это непосредственно отечественному кинопроизводителю. «Нужно резко увеличить число фильмов, производство которых финансируется по линии Министерства культуры РФ и Фонда Кино — как минимум, до 500 фильмов в год», — считает гендиректор «Ермака».

Эксперты констатируют стоящую сегодня перед всей страной задачу — создание собственной мощной киноотрасли, способной полностью обеспечить замещение ушедших с российского рынка голливудских компаний.

Напомним, что заместитель генерального директора «Киноцентра» Ольга Шульгина еще в марте рассказывала РБК Черноземье, как упала посещаемость кинотеатров. Уже тогда она говорила о необходимости оказания государством помощи кинотеатрам, которые были вынуждена начать крутить фильмы из 90-х. За полгода обращения представителей кинозалов услышаны не были. А вот работа по развитию отечественной киноиндустрии началась ударными темпами. Ее глобальные результаты зрителю только предстоит оценить.

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен,  RuTubeTelegram.

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино

РБК Вино РБК Вино

Зеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян о том, хватит ли российского вина

РБК Вино РБК Вино

Как устроено восприятие вкусов

РБК Вино РБК Вино

Производство вина в России достигло исторических максимумов

РБК Вино РБК Вино

Перспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом

РБК Вино РБК Вино

Царь супов русских: все о борще

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 декабря
EUR ЦБ: 112,02 (-0,78)
Инвестиции, 17:33
Курс доллара на 4 декабря
USD ЦБ: 106,19 (-0,99)
Инвестиции, 17:33
Все новости Черноземье
В Иране оценили возможность ввода войск в СириюПолитика, 20:07
Путин сравнил стратегическое поражение России с уничтожением страныПолитика, 19:58
Лучшая российская пловчиха получила нейтральный статус для участия в ЧМСпорт, 19:57
Терпение и умение слушать: что нужно знать о китайской деловой культуреТренды, 19:52
Почему импортозамещение сегодня кормит всю IТ-отрасльОтрасли, 19:52
«Страна» узнала о создании на Украине альянсов из-за риска смены властиПолитика, 19:41
Корпоративные биткоины. Топ-5 крупнейших компаний-владельцев криптовалютыКрипто, 19:40
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Путин и Эрдоган обсудили ситуацию в СирииПолитика, 19:38
В Якутии упал астероидОбщество, 19:37
В Бургундии утвердили новые премье крюВино, 19:33
Два старых бензовоза: как вырастить оборот компании в 10 раз до ₽3 млрдРБК и Альфа-Лизинг, 19:27
Участник «Времени героев» получил должность в правительстве ПетербургаПолитика, 19:27
«Авангард» подпишет контракт с не заигравшим в НХЛ российским защитникомСпорт, 19:12
Мантуров заявил, что название «Орешнику» придумали «специальные люди»Политика, 19:11