Рынок автокредитования продолжает падать в двух регионах Черноземья

В Воронежской и Белгородской областях продолжает снижаться количество выданных автокредитов на фоне введения макропруденциальных ограничений в автосегменте, роста утилизационного сбора и увеличения рыночных ставок. Об этом сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
В январе 2025 года банки выдали жителям Белгородской области 0,86 тыс. кредитов на покупку новых и подержанных автомобили. Это на 41,1% меньше, чем в декабре 2024 года, когда эта цифра составляла 1,46 тыс.
Выдача автокредитов в Воронежской области за месяц упала на 38,7%: с 1,96 тыс. автозаймов в последнем месяце 2024 года до 1,2 тыс. в январе 2025 года.
Всего в стране количество выданных кредитов на покупку авто в начале года сократилось на 42,7%, до 59,6 тыс. шт. к показателю предыдущего месяца. За год падение рынка автокредитования составило 39,7%. Снизился и суммарный объем таких займов — на 45,8%, до 73,4 млрд руб. (в декабре 2024 года — 135,4 млрд руб.), за год — на 48,6%.
Число выдачи автокредитов в российских регионах за месяц больше всего сократилось в Тюменской области (-49,5%), Ханты-Мансийском АО (-49,2%), а также в Волгоградской(-47,8%), Оренбургской (-47,2%) и Ульяновской (-46,3%) областях. В Москве и Санкт-Петербурге снижение составило 37,8% и 42% соответственно.
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев объяснил тенденцию тем, что с ноября 2024 года по настоящее время на авторынке наблюдается падение спроса и рост цен на автомобили. Так, например, в ноябре средняя стоимость новой машины уже достигала 3,7 млн руб.
«Выросла и ключевая ставка, и кредиты стало оформить дороже: банки, прежде всего, смотрят на первый взнос. В идеале — от 30% и выше. Такая сумма на руках есть не у всех, какие-то граждане все еще получают «серую» зарплату, поэтому банки отказывают в кредите», — пояснил РБК Черноземье эксперт.
Снизилась также покупательская активность бизнеса из-за невыгодных условий покупки машин в лизинг и кредит. Рынок такси сейчас в кризисе не только из-за принятия нового федерального закона в этой отрасли, но и из-за высоких цен на машины, на фоне которых выросла и «входная планка» для бизнеса.
Несмотря на то, что в этом году ожидается дальнейшее падение рынка автокредитов, Матвеев уверен, что автокредитование будет востребованным.
«Как показывает практика, если человеку здесь и сейчас нужна машина, высокая ставка по кредиту его не остановит. Покупатель не станет ждать лучших времен и приобретет авто на невыгодных условиях в надежде на то, что со временем (после смягчения политики регулятора), рефинансирует свой кредит», — подчеркнул эксперт.
Специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» прогнозируют повышение средней стоимости кредитов на авто в 2025 году на 10-15% из-за роста цен на автомобили.
«Подорожание в сегменте автокредитования обусловлено ростом цен на новые автомобили, что связано с индексацией утилизационного сбора и нестабильностью курса рубля. Также на условия кредитования негативно влияет потенциальный рост ключевой ставки в 2025 году. Однако россияне все равно смогут получить до 1,5 млн кредитов на покупку автомобилей, как новых, так и с пробегом. При этом общий объем автокредитования составит от 2,1 до 2,3 трлн руб., что сравнимо с показателями прошлого года», — констатировали в пресс-службе компании.
Ранее РБК Черноземье сообщал, что по итогам четвертого квартала 2024 года в Воронежской и Белгородской областях объем выдачи кредитов на покупку автомобилей сократился на 42,9%, до 6,7 млрд руб. и 36,3%, до 4,3 млрд руб. соответственно.