В двух регионах Черноземья резко обвалился объем автокредитования
По итогам четвертого квартала 2024 года в Воронежской и Белгородской областях, как и в большинстве регионов России, отмечается серьезное снижение объемов выдачи автокредитов. В стране падение по сравнению с третьим кварталом составило 44,9% — это самый низкий квартальный показатель за год, говорится в исследовании Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Так, в Воронежской области объемов выдачи кредитов на покупку автомобилей сократился на 42,9%: с 11,9 млрд рублей в третьем квартале до 6,7 млрд рублей в четвертом квартале 2024 года. В ноябре средний размер автокредита в регионе был равен 1,2 млн рублей.
В Белгородской области выдали таких займов на 4,3 млрд рублей. Это на 36,3% меньше, чем в июле-сентябре (6,7 млрд рублей). Средний размер автокредита составил 1,18 млн рублей.
Как объясняют эксперты, введения в середине 2024 года макропруденциальных ограничений в автосегменте отрезало от доступа к автокредитам наиболее проблемных заемщиков. В связи с этим сокращение выдачи существенно ускорилось. Также на падение рынка повлиял рост утилизационного сбора с автомобилей и рыночных ставок.
С этим согласна эксперт по финансовым продуктам компании «ВсеЗаймыОнлайн» Софья Игумнова. Она отметила, что повышение ключевой ставки (к декабрю она достигла 21%) привело к росту средних процентных ставок по автокредитам. Так, для автомобилей с пробегом они составили 26–28%, а для новых машин — около 24%.
Среди факторов, способствующих сокращению объема выданных автокредитов в Воронежской и Белгородской областях в конце 2024 года, она также назвала рост цен на автомобили.
«Удорожание вызвано колебаниями валют, повышением цен на импортные модели, дефицитом запчастей и увеличением стоимости страхования, такого как КАСКО. Все это сделало владение автомобилем более затратным, а автокредиты менее доступными для значительной части населения», — прокомментировала РБК Черноземье Игумнова.
Что касается конкретно Белгородской области, помимо этого, на ситуацию в сегменте автокредитования повлияло снижение численности населения в регионе из-за близости к зоне проведения СВО, считает эксперт. «Люди переезжают в другие регионы, что уменьшает количество потенциальных покупателей автомобилей. Те, кто остается, предпочитают копить деньги и избегать крупных долговых обязательств, опасаясь нестабильности», — отметила Игумнова.
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко добавил, что в целом после активных покупок автомобилей в предыдущие периоды потребителям стало менее актуальна покупка автомобиля. «Наконец, изменившиеся покупательские предпочтения привели к тому, что часть средств население аккумулирует на депозитах, в целом отказавшись от покупки на период высоких ставок по депозитам», — констатировал эксперт.
По данным НБКИ, по стране объем выданных автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в четвертом квартале составил 387,3 млрд рублей против 702,6 млрд рублей в третьем квартале 2024 года. Самое заметное снижение наблюдалось в Красноярском крае — на 51,4%, Ростовской (-50,6%) и Новосибирской (-49%) областях. В Москве и Санкт-Петербурге данный показатель за квартал соответственно снизился на 47% и 45,6%.
Как писал РБК Черноземье, за октябрь 2024 года жители Воронежской области оформили 2,08 тыс. автокредитов, что 30,7% меньше, чем месяцем ранее. В Белгородской области банки выдали на 27,1% меньше займов — до 1,25 тыс.
Что ждать от рынка автокредитования в 2025 году
Софья Игумнова предполагает, что тенденции к сокращению объемов автокредитования продолжится в 2025 году, если ключевая ставка останется на высоком уровне.
«Банки продолжат выдавать кредиты осторожнее, ограничивая доступность для заемщиков. В то же время интерес может сместиться в сторону альтернатив, таких как лизинг или долгосрочная аренда автомобилей, которые предлагают более гибкие условия. Также ожидается увеличение спроса на подержанные автомобили, поскольку новые машины остаются слишком дорогими для большинства, — продолжает эксперт. — Рынок может частично оживиться, если государство расширит субсидированные программы, особенно для поддержки отечественного автопрома. Такие меры способны стимулировать рост автокредитования. Однако будущее рынка во многом зависит от общей экономической ситуации. Если доходы населения начнут восстанавливаться, а инфляция стабилизируется, спрос на автокредиты также будет постепенно расти».
По словам Игумновой, в целом рынок автокредитования в 2025 году будет находиться в процессе адаптации к новым реалиям. Банки будут искать новые решения, чтобы предложить заемщикам более удобные и доступные продукты. Однако дальнейшее развитие этого сегмента во многом зависит от мер государственной поддержки и стабилизации экономической ситуации в стране.