«Лекарство от старости»: как Воронеж создает новую городскую среду
Строительный форум «Воронеж BUILD» стартовал в EXPO EVENT HALL Сити-парка «Град» в Воронеже 23 марта. В нем участвуют более 230 компаний из 16 регионов России, представители строительной отрасли Франции, Польши и Венгрии. Генеральным партнером деловой программы форума выступил РБК-Черноземье. В рамках круглого стола «Городская среда: современное качество жизни» воронежские чиновники, строители, бизнесмены и общественники обсудили, каким должен быть современный комфортный город, и чего не хватает Воронежу, чтобы стать им.
Власть — горожане
Сергей Петрин, и.о. руководителя управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии Воронежа рассказал о программе по формированию комфортной городской среды, на которую Минстрой выделил более 20 млрд рублей. Средства пойдут не только на благоустройство общественных пространств, но и на реконструкцию дворовых территорий. К благоустройству города власть стала активнее привлекать жителей, и это дает положительный эффект.
— Не только мы, но и жители уже поменяли свое отношение и свои требования к качеству и видам выполнения работ. Более 30 лет вообще ничего не делалось на дворовых территориях, в последние годы началось движение и появились специальные программы. Начали с простых работ, например, асфальтировки и установки бордюрного камня, теперь устанавливаем игровое и спортивное оборудование, освещение. Это правильно и востребовано, — считает чиновник.
Он отметил, что дворов, требующих ремонта больше, чем заявок в пять раз. Сергей Петрин предположил, что на полное обновление городских дворов потребуется более 1,2 млрд рублей. Вложить такие деньги в благоустройство единовременно невозможно, но будут и другие программы, которые помогут жителям благоустроить городские пространства, добавил представитель мэрии.
Бизнес — власть
Развитие городской среды — это задача не только власти и жителей, но и бизнеса. Строительные компании решают ее, например, участвуя в программе по расселению и сносу аварийного жилья. На месте полуразрушенных домов появляются новые жилые комплексы со всей необходимой инфраструктурой. Депутат Воронежской областной думы директор ООО «СпецМонолит-2» (входит в холдинг ДСК) Иван Таратин назвал этот процесс «лекарством от старости» для города.
— Расселение ветхого и аварийного жилья — это лекарство Воронежа от старости. Эта проблема давно вышла на федеральный уровень, толчком послужила инициатива мэра Москвы. В Москве снесут порядка 25 млн кв. м жилья, у нас эта площадь немного меньше, но имеет такое же значение, — отметил он.
Однако застройщики сталкиваются с проблемой обновления коммунальной инфраструктуры.
— Мы, как крупнейший застройщик области обладаем необходимым ресурсом для решения этого вопроса, занимаемся развитием трех кварталов. Большая проблема, с которой мы столкнулись — это ветхие инженерные сети. Приходится полностью строить новые коммуникации. Но мы учитываем потребность не только наших домов, но и соседних территорий, которые тоже будут развиваться. Для решения проблемы нежелания жильцов переезжать из привычного района, мы разработали программу стартовых домов. Мы строим на территории дом, куда переселяются жильцы, а затем сносим старые дома и строим новый квартал. Сегодня такие застроенные площадки — это истинный резерв развития города, — резюмировал застройщик.
Трудностей при расселении жилья коснулся и председатель правления группы строительных компаний «БиК» Дмитрий Большаков. Однако его компания нашла способ преодолеть недовольство жильцов. Никто не откажется жить в более просторном, комфортном и качественном жилье:
— Проблема расселения аварийного жилья решается довольно просто. Во-первых, мы предоставляем квартиры большей площади. Раньше трехкомнатная квартира могла быть 50 кв. м, сегодня нет трехкомнатных квартир меньше 70 кв. м. Человек повышает рыночную стоимость своего имущества. Во-вторых, проблем не возникает, если предоставить эту квартиру в доме, который находится в 50-100 м от старого. Таким образом можно решить любую проблему с жильцами. Есть проблемы спекулятивного характера, когда человеку хочется не одну, а две квартиры, но закон таких преференций не предусматривает, — отметил девелопер.
Бизнес — горожане
Комфортную среду формируют качественные коммунальные услуги. Именно об этом говорил Олег Николаенко, генеральный директор ООО «РВК-Воронеж». Компания обслуживает городские сети водоснабжения и водоотведения по договору концессии, и уже добилась серьезных успехов.
Воронежский опыт государственно-частного партнерства неоднократно отмечали на федеральном уровне:
— По моему мнению, у города есть четыре важных составляющих: медицина и социальная среда, образование, работа, и городская среда. Воронеж настолько красивый и самобытный город, что другим стоит быть похожим на него. Когда власть, бизнес и жители хотят одного и того же, и воплощают это, город будет комфортным. Сегодня жители города стали более активными, они стали открыто говорить о вещах, которые им нужны. Будущее за государственно-частным партнерством, когда бизнес занимается своим делом, а власть дает ему направление. О концессии много спорят, нужно или не нужно отдавать бизнесу муниципальное имущество. Достаточно посмотреть на соседние города, где работают МУПы, и на стоимость кубометра воды, чтобы понять, что они неэффективны. Концессия — это естественный и единственный путь, сегодня «РВК-Воронеж» пишет историю государственно-частного партнерства, — заявил Олег Николаенко.
Евгений Орюпин, заместитель директора строительной компании «Инстеп» говорил не столько о новых кварталах, сколько о сообществах людей, которые в них формируются. По его мнению, отношения — это настолько же важная часть среды, как красивые дома и ровные дороги:
— Мы стараемся не только строить дома, но и создавать сообщество людей, предлагаем правила общежития. Наши дольщики при получении квартир подписывают джентельменское соглашение — не юридический документ, устанавливающий такие правила совместного проживания. Среда — это не только красивые дома и территория, но и отношения между людьми. Человеку комфортнее жить, когда он знаком с соседями и у них хорошие отношения. Такое было в Советском Союзе, когда в одном районе жили работники одного предприятия, это объединяло. Наши покупатели — это люди примерно одного возраста, молодые семьи с детьми, которые подбирают жилье, соответствующее не только количественным показателям, но и их ценностям. Такие общие ценности создают семейную и доверительную атмосферу в наших районах, — поделился успехами Евгений Орюпин.
С тем, что объединение бизнеса, власти и горожан необходимо для создания комфортной городской среды, согласна и руководитель ландшафтного направления «Гипрокоммундортранс» Светлана Ерютина.
— Сейчас есть инструменты, возможности и даже средства. Но главное — есть желание. Делать город лучше хотят не только жители, важность благоустройства понимает и власть, и бизнес. Я уверена, что если мы будем работать в одном направлении, у нас все получится, — сказала Светлана Ерютина.
— Проблем по созданию зеленой городской среды еще очень много, мы в самом начале пути. Но и за последние десять лет сделано немало. Я надеюсь, мы идем правильным путем. Мы поставляем саженцы строительным компаниям, и мне отрадно видеть, что строители тоже начали задумываться об атмосфере в новых районах, об их экологии, — подытожил Алексей Цепляев.
Горожане — горожане
Многие современные мегаполисы, которые в свое время были переполнены автомобилями, сегодня возвращаются к модели, ориентированной на пешеходов.
Так должен развиваться и Воронеж, считает исполнительный директор ассоциации «ВелоВоронеж» Игорь Титов:
— Городская среда, в которой мы живем, отражает наши желания и устремления. По моему мнению, город будущего — это город, где приоритет отдается пешеходам и велосипедистам. В городе должно быть комфортно и приятно ходить пешком, для этого нужен свежий воздух и единая пешеходная сеть. Нужно развивать и общественный транспорт, делать его более привлекательным, чем автомобиль. Чем больше город, тем меньше в нем места, а автомобили требуют много пространства. Пока количество автомобилей у нас только растет, но нужно понимать, что этот процесс не будет вечным. Кому-то придется отказаться от личного транспорта в пользу общественного, и сейчас делаются первые шаги к этому: вводятся платные парковки и специальные полосы для автобусов, — подытожил общественник.