Перейти к основному контенту
Черноземье ,  
0 

Топ-10 трендов высшего образования по версии преподавателей

На успешность вузовского обучения все чаще влияют «внеучебные» факторы
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

РБК Черноземье продолжает серию публикаций для будущих абитуриентов о трендах и перспективах высшего образования. Эксперты-работодатели уже сформулировали свои ожидания от высшей школы. Что думают об этом представители образовательного сообщества и каким они видят актуальный формат передачи знаний?

1. Переосмысление цифровизации образования и переход на blended-формат

Споры о том, стал вынужденный переход в онлайн новой возможностью или слабым звеном высшей школы, не утихают до сих пор. Тем не менее количество онлайн-программ магистратур и бакалавриатов в 2021 году увеличилось по сравнению с прошлым годом почти в семь раз — с 3 до 20.

«Нам необходимо сначала вывести на новый уровень техническую базу учреждений образования, — уверен заместитель генерального директора ПО «Радуга-ЛИК», разработчика дискавери-сервиса «Библиопоиск», Сергей Филатов. — Пандемия четко обозначила проблемы в этой области, когда в школах и даже вузах не «тянул» интернет и «падали» платформы, а 700 тысяч детей, по оценкам замминистра просвещения Дмитрия Глушко, вообще остались без возможности «дистанта» — по причине отсутствия компьютеров в семьях. Необходимо разработать и методики дистанционного преподавания: то, что хорошо воспринимается «вживую», бесполезно в режиме онлайн — нельзя просто взять и «включить» преподавателя с мелом и доской в монитор, это не работает».

«Онлайн не может передать атмосферу общения и нетворкинга, — соглашается Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University. — Поэтому онлайн-программы не вытеснят очное обучение — выиграют те, кто выберет смешанный, blended-формат и совместит групповые, практические задания в оффлайне с индивидуальными консультациями онлайн».

2. Тренд на непрерывное обучение — lifelong learning

«Сценарий «один диплом на всю жизнь» больше не актуален, — считает генеральный директор технологической образовательной компании для предпринимателей «Like Центр» Василий Алексеев. — Принципиально сменить сферу деятельности — уже не что-то выходящее за рамки, а норма для современного поколения. Вузы часто не могут оперативно запустить образовательные программы по «новым» профессиям, а формат второго высшего образования предполагает длительное обучение и не отвечает запросу на быстрый результат».

«Многие специальности последнего времени, особенно в digital-направлении, не требуют полноценного академического образования, — добавляет эксперт по зарубежному высшему образованию Educate Online Анна Кудекина. — Поэтому все больше зарубежных вузов развивают certificate programs, то есть повышение квалификации или переквалификацию, по окончании которых студент получает сертификат о получении определенных профессиональных навыков. И хотя наш рынок еще отстает от мировых трендов, программы российских вузов тоже становятся более гибкими и генерируются параллельно с изменениями в digital- и медиасферах — примеры этого можно видеть у НИУ ВШЭ и РЭУ им. Г.В.Плеханова».

3. Коллаборации государственных и частных вузов

«Бурный рост EdTech-сегмента, многомиллионные выручки и инвестиции пока не затрагивают государственное образование, — признает Василий Алексеев. — Из-за бюрократии государственные вузы не могут конкурировать с частными по скорости внедрения новых решений и программ, а негосударственному сектору часто не хватает фундаментальности и мощной теоретической базы. Это неизбежно приведет к партнерству вузов и технологических платформ, основанному на обмене цифровыми решениями и контентом — как онлайн-магистратуры ВШЭ и Coursera, ВШЭ и «Нетологии», РАНХиГС и «Нетологии», РАНХиГС и Skillbox».

Примеры подобного сотрудничества приводит и Екатерина Черкес-заде: это Московский физтех и Школа игровой разработки Scream School с их совместной магистратурой по геймдизайну, MBA-программа в индустрии моды МГИМО и Британской высшей школы дизайна.

«Мы уже наблюдаем активное взаимодействие между вузами и частными образовательными компаниями по созданию образовательных продуктов, краткосрочных интенсивов или закупке обучающих модулей, — замечает руководитель направления высшего образования в «Нетологии» Ольга Сохнева. — Например, в 2020 году по оценке HolonIQ число подобных проектов выросло на 36%».

4. Метапредметность и double skills

«Этот тренд наметился еще 5-6 лет назад, — говорит советник образовательных программ благотворительного фонда «Система» Юлия Селюкова. — Сегодня на рынке востребованы специалисты, которые обладают знаниями из нескольких, не всегда связанных между собой, сфер. И хотя исторически кафедры и научные институты внутри университета достаточно мало взаимодействуют, метапредметные программы в них уже появляются, равно как и сетевые программы, реализуемые при участии разных вузов. Как правило, их внедряют уже в магистратуре, потому что на этой ступени проще подготовить специалиста для рынка».

«Для специалиста, владеющего несколькими компетенциями, карьерные лифты работают оперативнее, — объясняет декан факультета управления университета «Синергия» Инна Баранова. — Поэтому в нашем университете помимо общего диплома студентам дают возможность получить и компетентностный апгрейд на базе межпредметных связей. Учитывая, что у большинства людей нет времени на долгосрочное обучение, совмещение допобучения с основной образовательной моделью адаптирует выпускника к рынку труда и растит его профессиональные перспективы».

«Ориентация на подготовку только в своей предметной области осталась в прошлом, хотя, безусловно, есть специальности, где этот подход не должен применяться, — комментирует завкафедрой экономико-математического моделирования экономического факультета РУДН Светлана Балашова. — В РУДН, который в числе других топовых вузов имеет право работать по собственным образовательным стандартам, стараются вводить инновационный набор дисциплин для подготовки бакалавров и магистров, сохраняя требования госстандарта в части обязательных дисциплин. В качестве выпускной работы бакалавра студенты представляют разработанные ими реальные проекты, применяя на практике полученные навыки».

В качестве примеров междисциплинарных взаимодополняющих компетенций эксперты назвали цифровую грамотность — для преподавателей и медиков, знания в сферах HR, KPI и программирования — для экономистов, навыки управления предприятием и моделирования бизнес-процессов — для ИТ-специалистов, юридические и экономические компетенции — для экспертов по кибербезопасности, познания в геоурбанистике, планировании территориального развития, муниципальном праве, геоинформатике, социологии, городской логистике и маркетинге — для работающих в области управления экономикой города.

«Так зарождаются или уже появились новые профессии, — рассказывает старший партнер Лиги цифровой экономики Андрей Солодилов. — Например — UX/UI-дизайнеры, которые разрабатывают внешний вид систем и приложений, ИТ-юристы, отвечающие за правовое взаимодействие в сети, цифровые лингвисты. А некоторые навыки ИТ-сферы вообще стоит прокачивать всем. Программирование, робототехнику и искусственный интеллект полезно понимать хотя бы на концептуальном уровне. Владения базовыми подходами к работе с данными требует почти любая специальность. Наконец, не нужно сбрасывать со счетов и развитие коммуникативных навыков. Да, интровертам сейчас намного проще добиться карьерного успеха, чем пару десятилетий назад, но все же умение коммуницировать и выстраивать социальные связи — очень важно, даже если строить карьеру не как руководитель, а как эксперт».

«Привлечение мультикомпетентных сотрудников гарантирует бизнесу повышение эффективности, комплексное видение и адаптивность, — рассуждает бизнес- и executive coach Елизавета Конвей. — Все это — про конкурентоспособность. И независимо от того, как реагирует система образования сейчас, рынок возьмет свое. В VUCA-мире успешность и есть способность человека реализовывать свой потенциал в нескольких областях, сохраняя устойчивость и мобильность в условиях неопределенности».

5. Активный запрос на soft skills

«Десять лет назад компании смотрели исключительно на профессиональные и технические компетенции соискателя, но развитие искусственного интеллекта и робототехники спровоцировали ценностные изменения, — замечает Анна Кудекина. — Работодатели начали обращать внимание на стрессоустойчивость, навыки самопрезентации, эмпатичность и другие личностные характеристики, которые невозможно заменить ИИ. А вузы подхватили тренд, связанный с soft skills, предложив студентам специальные программы и дополнительные курсы».

6. Конкуренция со среднеспециальными учебными заведениями

«Маятник спроса уже качнулся в сторону среднеспециального образования, — считает директор по производству и методической части Домашней школы «ИнтернетУрок» Юрий Гребенюк. — Из-за серьезной конкуренции устроиться по вузовской профессии удается далеко не каждому, в то время как в реальном секторе экономики — дефицит кадров, который работодатели готовы закрывать щедрыми зарплатами хорошим специалистам со средним специальным образованием. Добавьте к этому тот факт, что ссузы отходят от клишированного, «фольклорного» представления о них как о ПТУ и техникумах. И наконец, еще одна причина резкой смены интересов даже среди выпускников вузов — огромный контраст между ожиданиями и реальностью. Студентам не хватает реального знакомства с профессией, чтобы понять, насколько им это близко. И если кто-то после попытки провести урок перед реальными детьми поймет, что ему это не нравится, у него будет выбор: потратить три года жизни и потом переучиваться или закончить вуз ради диплома, но работать не по специальности. И одна из текущих задач высшей школы — изменить эту ситуацию».

7. Внедрение VR в образовательный процесс

«Использование VR/AR позволяет повысить вовлеченность студентов и увеличить глубину погружения в предмет, — полагает Анна Кудекина. — Технологии виртуальной реальности позволяют показать процессы и приобрести опыт, недоступные при обычном образовании. По данным проведенного в 2018 году компанией Perkins Coie исследования, образование наряду со здравоохранением заняло второе после гейм-индустрии место среди отраслей, наиболее активно инвестирующих в это направление».

«Драйверами этого тренда станут сами студенты, — уверена Ольга Сохнева. — Современные дети ждут от университетов опыта работы в виртуальных пространствах, коммуникаций через нестандартный видео- и аудиоконтент, креативных методик работы с информацией. Отсюда и требования к организационным процессам — возможность гибридного обучения, обучения в режиме real time через VR- и AR-симуляцию, автоматизация учета посещаемости, загрузка проектных заданий. Правда, пока во многих ведущих вузах России эти системы до сих пор разрознены и приносят больше неудобств, чем бонусов».

8. Забота о психологическом здоровье студентов

«Согласно исследованию Национального центра статистики образования, из 20 миллионов студентов, обучавшихся в 2019 году, 19,9 миллиона имели проблемы с психическим здоровьем, — рассказывает Анна Кудекина. — Все больше вузов добавляют в программы специальные дисциплины, помогающие найти баланс между работой и отдыхом, позаботиться о ментальном здоровье учащихся, развить стрессоустойчивость. Колледжи и университеты используют все доступные интернет-ресурсы и творческие программы для повышения осведомленности о психическом здоровье своих студентов — от панельных дискуссий и ролевых игр до бесплатных скринингов психического здоровья».

9. «Глокальность», или следование мировым трендам с учетом местных реалий

«Интеграция в международный контекст приобретает все большую важность, — полагает Екатерина Черкес-заде. — Некоторые вузы уже предлагают программы двойного диплома, международные обмены, партнерские программы. Так, в Universal University есть британский бакалавриат в сфере дизайна, музыки, игр, кино и анимации, аккредитованный университетом Хартфордшира. Это дает студентам возможность обучиться на английском языке в Москве и получить международный диплом на выходе».

10. Кастомизация и практикоориентированность

«Высшая школа станет более клиентоориентированной, — отмечает Ольга Сохнева. — В том числе — из-за конкуренции за педагогов, за гранты и за внимание потенциальных учеников, которые могут предпочесть «вышке» краткосрочное обучение на курсах или в техникуме. Свои требования к вузам предъявляют и компании, которые хотят видеть в выпускнике не только академически образованного сотрудника, но и командного игрока с сильно развитыми soft skills и с хорошим уровнем hard skills. В содержательном контексте российская высшая школа будет более ориентированной на практику. Если в Европе, например в Германии, есть деление на классические университеты (Universität) и «профессиональные» вузы (Hochschule), то мы пока стоим на пути создания баланса между теоретическими знаниями и практикой в рамках одного формата университетского образования».

Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Черноземье
Губернатор предупредил, что в Тюменской области размыло насыпь на Ишиме Общество, 09:40
В Брянской области к утру сбили четыре беспилотника Политика, 09:19
МВФ предупредил о «прохладных 20-х» в мировой экономике Экономика, 09:15
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой Pro, 09:02
Овечкин против Панарина. Кто фаворит плей-офф НХЛ Спорт, 09:00
Сколько приговоров в России вынесли иностранцам и по каким статьям Общество, 09:00
Шойгу анонсировал создание научно-производственного центра дронов Политика, 08:41
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Массачусетсе нашли фрагмент сверхсекретной ракеты-мишени Общество, 08:15
США выведут войска из Нигера Политика, 08:09
В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность Политика, 07:25
NYT объяснила, почему Carrefour во Франции ставит цены с предупреждениями Общество, 07:23
Российские военные сбили за ночь 50 украинских дронов Политика, 07:20
В Одессе прогремел взрыв Политика, 06:57
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Еремина Политика, 06:53