Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Черноземье
Как компания сэкономила 4 млн рублей за 3 месяца на командировках РБК и Smartway, 10:04
ВТБ предложил продлить для льготников ипотеку с господдержкой Недвижимость, 10:03
Регионы «скупают» Москву: тренды инвестиций в недвижимость под аренду Pro, 10:02
ВТБ допустил, что рынок депозитов в России вырастет впервые за три года Финансы, 10:00
В ВТБ предложили продлить госпрограмму ипотеки для льготников Финансы, 10:00
ВТБ сообщил о росте розничного кредитования в России на 22% Финансы, 10:00
Барбадос освободился от королевы и сделал Рианну национальным героем Политика, 09:58
Токен Shiba Inu подорожал на 20% после листинга на криптобирже Kraken Крипто, 09:54
В Приморье застрелили напавшего на женщину медведя Общество, 09:54
Два клуба КХЛ сменили главных тренеров Спорт, 09:45
MacBook в лизинг: почему не нужно тратить время на починку ноутбуков РБК и OCS Distribution, 09:41
В «Ростехе» создадут программу для предсказания митингов и беспорядков Политика, 09:40
Цена нефти Brent опустилась ниже $71 за баррель Инвестиции, 09:37
Летевший в Минводы SuperJet сел в Волгограде из-за отказа двигателя Общество, 09:36
Черноземье ,  
0 

Воздушный патруль. В Белгородской области ужесточается контроль за ПДД

Беспилотники станут следить за нарушителями дорожного движения в регионе. Помимо видеофиксации правонарушения, дроны будут передавать информацию дежурным нарядам ДПС
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

В Белгородской области сотрудники Госавтоинспекции и Росгвардии начали применять беспилотные аппараты для выявления нарушителей ПДД. Как сообщили в правительстве региона, они будут задействованы на аварийно-опасных участках региональных дорог. В частности, использовать дроны планируется в 13 районах — Алексеевском, Белгородском, Борисовском, Валуйском, Ивнянском, Губкинском, Новооскольском, Ракитянском, Прохоровском, Старооскольском, Шебекинском и Яковлевском, а также в Белгороде.

В первую очередь, беспилотники будут фиксировать выезд на встречную полосу и пересечение дорожной разметки, а также передавать информацию сотрудникам ДПС о ситуации на дорогах. Предполагается, что патрулировать дороги с помощью дронов автоинспекторы и сотрудники Росгвардии станут регулярно, а на въезде в регион появятся соответствующие информационные таблички.

По данным научного центра БДД МВД России, в первом полугодии 2021 года в России на автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло почти каждое четвертое ДТП. При этом большинство аварий с летальным исходом (55%) происходит на трассах регионального и федерального значения.

Смогут ли дроны обеспечить безопасность на дорогах

Ряд экспертов считают, что при помощи беспилотников можно действительно существенно повысить уровень безопасности на дорогах. «Эффективность дронов связана с оперативностью получения информации. Ведь в случае чрезвычайной массовой аварии на дороге, данные из первых рук могут быть получены максимально быстро, — объясняет директор отдела промышленных решений компании «Skymec» Антон Ларсен. — С помощью дрона обеспечивается: быстрый доступ к месту инцидента, проверка и выявление неисправных автомобилей, мониторинг последствий аварии, предоставление ценной информации, повышение безопасности на дорогах».

Уже сегодня в ряде российских регионов есть положительный опыт использования беспилотников для контроля соблюдения ПДД. По словам основателя цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив «Инициатор» Венеры Шайдуллиной, в 2020 году в Краснодарском крае для профилактики дорожно-транспортных происшествий был сформирован перечень потенциально опасных участков дорог, на которых целесообразно использование дронов, а также установлены предупредительные щиты «Внимание! Контроль выезда на встречную полосу!» с изображением беспилотника. В результате за весь прошлый год на контролируемых участках не было зафиксировано ни одного ДТП по причине выезда на встречную полосу.

«Представляется, что на территории такой большой страны, как Россия, использование дронов в сфере контроля, соблюдения законности и правопорядка имеет очень большие перспективы. В частности, использование беспилотных воздушных судов в сборе доказательной базы по административным правонарушениям является очень перспективным направлением повышения безопасности дорожного движения», — считает директор института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов.

Иной позиции придерживается Евгений Буфетчиков, основатель Всероссийской лиги дронов RDR. Перспективы применения дронов на дорогах представляются эксперту туманными. «Честно говоря, сегодня беспилотники уступают наземным средствам фиксации в одном большом факторе — времени работы. Если наземная камера может мониторить ситуацию круглосуточно, постоянно питаясь от аккумулятора, то дрон может провести в воздухе не более получаса и затем его нужно посадить либо для смены аккумулятора, либо для подзарядки. Другой фактор — наличие высококвалифицированного оператора дрона. Если для наземной станции достаточно выучить несколько функций, то управлять биспилотником в разы сложнее», — отмечает он.

Как ловят нарушителя

В настоящее время современные летательные аппараты позволяют в автоматическом режиме следить за конкретными объектами или вести их поиск, рассказывает Михаил Якимов. Например, уже сейчас дроны активно используются для фиксации правонарушений отдельных положений водного кодекса, в частности остановки и стоянки механических транспортных средств в пределах охранных зон водоемов. «Это очень эффективное средство поиска правонарушителя. Не всегда транспортное средство с сотрудниками полиции может добраться, проехать в труднодоступные районы вблизи водоемов. Дрон это может сделать достаточно просто, при этом зафиксировать государственные номерные знаки транспортных средств, припаркованных в охранных зонах, и, соответственно, на основании этих документов можно проводить и административное расследование, и даже выносить постановления об административных правонарушениях в упрощенном порядке, — говорит эксперт. — Возможно, что при помощи беспилотного воздушного судна будет удобно и эффективно собирать доказательную базу в области нарушений правил остановки и стоянки, например, остановки и стоянки на газонах, в местах, не предназначенных для этого. Возможно также использование беспилотных летательных аппаратов, обладающих функциями слежения за объектами, поиск и фиксация нарушений в области регистрации транспортных средств, например, при эксплуатации механических транспортных средств, не зарегистрированных в установленном порядке с отсутствующими государственными регистрационными знаками».

Очевидные преимущества беспилотников, по мнению Антона Ларсена, — они могут отслеживать любую ситуацию на дороге: аварию, пробки, нарушение ПДД автомобилистами, увидеть мотоциклиста без шлема и прочее. «Использование дронов в ГИБДД связано, в первую очередь, с тем, что они помогают контролировать дорогу до 5-7 км в обоих направлениях, что очень удобно, — поясняет эксперт. — Они могут лететь по определенному маршруту, которое вы задаете в программном обеспечении. Пилот беспилотника только контролирует само перемещение дрона со своего планшета. Камеры зафиксируют модель и регистрационный номер машины, следом они будут сопровождать машину нарушителя на высоте 15-200 метров в автономном режиме до того момента как автомобиль остановят сотрудники полиции. Здесь важно учесть, что видеозапись правонарушения сохраняется на жестком диске автоматизированного планшета оператора беспилотника».

Прилетит ли штраф

По словам адвоката сервиса «Найти-юриста.рф» Дмитрия Соколова, средства видеофиксации нарушений ПДД должны быть сертифицированы в соответствии с ГОСТ Р 57145 и в обязательном порядке пройти метрологическую поверку. Однако данные правила затрагивают исключительно стационарные камеры. «В случае если беспилотник будет использоваться сотрудниками ДПС только как способ фиксации нарушений, то есть для обеспечения себя доказательствами нарушения ПДД для дальнейшего составления административного материала, а не для оформления штрафа в автоматическом режиме, то его использование абсолютно законно, но с оговоркой, что беспилотник фиксирует административное правонарушение без каких-либо метрических данных», — поясняет адвокат.

Решение о наличие или отсутствие нарушения ПДД принимают сотрудники ГИБДД при получении изображения, передаваемого с камеры беспилотника, — говорит адвокат сервиса «Найти-юриста.рф» Виталий Сенчищев. «Если инспекторы обнаружили нарушение с дрона, то они обязаны остановить автомобиль и составить процессуальные документы. Если водитель не согласен, то он имеет право обжаловать действия сотрудника ГИБДД. Состязательность сторон никто не отменял. Но в связи с тем, что государству необходимо пополнять бюджет страны, а не заниматься профилактикой административных правонарушений на дорогах, то результат суда будет очевиден».

В свою очередь Дмитрий Соколов утверждает, что такая запись может быть использована в суде, как доказательство вины нарушителя, но при условии, что не нарушался закон при ее получении. «Если же запись окажется не совсем качественной, например, на ней невозможно однозначно и четко установить автомобиль нарушителя, то суд может ее отклонить. Суд обязан дать правовую оценку всем имеющимся доказательствам в совокупности. Если вдруг нарушитель скажет в суде, что на записи ничего не видно или это не его автомобиль, то суд должен определить, действительно ли это так, либо записи можно объективно доверять. Если привлекаемый к ответственности водитель настаивает на том, что запись подделали, то суд должен рассмотреть вопрос о целесообразности назначения технической экспертизы исследуемой видеозаписи и уже после экспертизы дать надлежащую оценку. В любом случае, окончательное решение суд принимает по совокупности исследованных данных. Например, суд обозревает видеозапись, опрашивает свидетелей, нарушителя и сотрудников ГИБДД. После чего делает вывод о виновности или невиновности нарушителя. Видеозапись будет лишь одним из доказательств», — заключает эксперт.

Читайте также:

Орел против ДТП. Эксперты об «умных» пешеходных переходах

Эх, дороги. Влияет ли нацпроект «БКД» на статистику аварийности 

Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.