Перейти к основному контенту
Черноземье⁠,
0

Эх, дороги. Влияет ли нацпроект «БКД» на статистику аварийности

По мнению экспертов, человек остается главным фактором риска в дорожном движении
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Воронежская область в 2021 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» продолжает реализовывать три региональных проекта: «Безопасность дорожного движения», «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Общий объем выделенных на это средств составил 4,2 млрд рублей, в том числе 2,3 млрд руб — средства регионального бюджета, 1,9 млрд — федеральные трансферты.

Факторы риска

Согласно паспорту, целью проекта «Безопасность дорожного движения» является сокращение количества погибших в ДТП и профилактика дорожно-транспортного травматизма. Индикаторами выполнения целевых показателей являются смертность в ДТП на 100 тыс. населения — так называемый «социальный риск» и введенный с этого года «транспортный риск» — количество погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств. Как сообщили в правительстве Воронежской области, в первом полугодии 2021 года по социальному риску достигнут показатель 5,38 человек (в 2020 году — 16,8 человек при плановом значении 16), по транспортному — 1,23 при плановом значении 3,71.

Для уменьшения количества жертв в результате аварий введена и новая система градаций для нарушителей, напоминает Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. «В первую очередь — это разделение водителей по количеству нарушений ПДД за один год, что позволит жестко наказывать не всех подряд, а именно злостных нарушителей. Во вторую — градация самих нарушений. Например, причиной ДТП может быть не только незнание ПДД водителем, его невнимательность или неосторожность, но и неправильная организация самого процесса дорожного движения. И сами нарушения бывают разные. Одно дело — неправильная остановка или стоянка, а совсем другое — выезд на встречную полосу. Чем подробнее будут прописаны все нюансы, тем справедливее будет наказание для нарушителя».

Помимо выполнения риск-ориентированных показателей, воронежская версия проекта включает по линии образования — обучение школьников ПДД, приобретение методичек и технических средств обучения в рамках образовательной работы, а по линии здравоохранения — покупку для медучреждений хроматографов и автомобилей скорой помощи. Средства на эти мероприятия поступили из областного бюджета.

При этом эксперты отмечают: контроль над главным показателем — количеством ДТП —до конца не реализован. «На сайте ГИБДД невозможно получить максимально оперативную информацию, она не доступна и на других площадках, — поясняет Денис Мигаль. — Во многом это связано с тем, что еще не полностью подготовлены все технические мощности, позволяющие в кратчайшие сроки получать и обрабатывать статистические данные и делать их доступными всем, включая водителей».

Горячие точки и «пятый элемент»

Проект «Региональная и местная дорожная сеть» в 2021 году профинансирован в объеме 4,08 млрд рублей. По состоянию на конец июля кассовое исполнение проекта составило 2,34 млрд рублей (58,1% плана на год), в том числе 1,49 млрд рублей из федерального бюджета (78,1% плана на год). До конца года на эти средства должны отремонтировать 147 км региональных автодорог, обустроить 26 тротуаров, провести освещение на некоторых дорогах. Еще одно направление работ — ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий: за 2020 год их количество сократилось на 36% (с 89 до 57 локаций), а от базового значения 2017 года (109 шт.) — почти в 2 раза. На 2021 год департаментом дорожной деятельности утвержден план мероприятий по ликвидации восьми мест концентрации ДТП на региональных и межмуниципальных автодорогах Воронежской области: в 2020 году на них погибли шесть человек, были ранены — 39.

При этом как эксперты, так и водители полагают, что ключевой фактор аварийности — отнюдь не дорожная инфраструктура. Владислав Иванов, менеджер по работе с ключевыми клиентами в «Авито Авто», ссылается на проведенный экспертами компании в марте этого года опрос среди российских водителей: 29% опрошенных указали, что в их регионе имеются большие трещины и существенные провалы на некоторых участках дорог, столько же отметили, что ямы, трещины и ухабы присутствуют практически на всех участках дорог, а 27% респондентов — что в их регионе присутствуют только незначительные трещины и ямы на некоторых участках дорог. В то же время, по данным того же опроса, автомобилисты в России нечасто попадают в ДТП из-за изъянов дорожного покрытия: более половины (66%) российских водителей указали, что за последний год не сталкивались с такой ситуацией — и только 6% отметили, что стали участниками ДТП по этой причине. В Воронеже 75% опрошенных водителей за последний год не попадали в ДТП из-за плохого состояния дорог, 21% — сталкивались с небольшими повреждениями автомобиля из-за низкого качества покрытия, а попали в аварию лишь 2%. По результатам майского опроса, в котором приняли участие свыше 6 500 автовладельцев из разных регионов России, выяснилось, что более чем половине (53%) респондентов приходится достаточно часто сталкиваться с некорректным поведением других водителей на дороге, 17% опрошенных указали, что это происходит чаще раза в месяц, столько же отметили, что это случается чаще одного раза в неделю, 19% респондентов указали, что сталкиваются с этим каждый день.

«Проблема дорожной аварийности заключается в людях, — полагает профессор МАДИ Михаил Якимов. — В так называемой системе ВАТ (водитель — автомобиль — дорога) именно водитель является слабым звеном. В последнее время существенно изменился парк подвижного состава всех транспортных средств, существенно увеличилась энерговооруженность каждого автомобиля, возросли скорости — это само по себе ведет к дополнительным рискам возникновения ДТП с пострадавшими. Нацпроект проект «Безопасные и качественные дороги», существенно улучшив качество инфраструктуры, в первую очередь — качество дорожной одежды, вместе с тем привел к увеличению средней скорости движения и повышению вероятности погибших и пострадавших в ДТП. А вот со стороны водителя за последние 30 лет не произошло каких-либо существенных изменений. По-прежнему российской особенностью является строгость законов и необязательность их исполнения, и с одновременным сокращением количества сил и средств дорожной полиции это ведет к возникновению еще большей безнаказанности на дорогах. К сожалению, в пропорции «кнут и пряник» в деле повышения безопасности движения на российской дороге пряников значительно больше. Другие страны в этом процессе шли другим путем — суровое наказание за любые нарушения ПДД и прививание у граждан уважения ко всем пунктам всех законов страны».

Добро пожаловаться

На проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», включающий плановые работы, которые не учитываются в нацпроекте (пешеходные переходы вблизи соцобъектов, «лежачие полицейские», системы фото- и видеофиксации), в 2021 году направят в общей сложности 99 млн рублей. «Финальным заказчиком региональных проектов является департамент дорожной деятельности Воронежской области, он же будет осуществлять контроль за реализацией мероприятий, заложенных в рассматриваемую региональную программу. Но и граждане могут помочь отслеживать эффективность принимаемых мер, обращаясь в департамент»,— считает руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Кирилл Стус.

Среди основных трудностей реализации нацпроекта эксперты назвали недостаточное финансирование, нерадивых подрядчиков, неготовность заказчика довериться местным компаниям для реализации крупных объектов и отсутствие профильных специалистов, необходимых для профессионального расчета и выполнения дорожных работ.

Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 04 дек, 23:50
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 04 дек, 23:50
Все новости Черноземье
Путин пошутил о пятичасовой встрече с Уиткоффом и Кушнером в Кремле Политика, 00:21
Мерц отложил поездку ради встречи с премьером Бельгии по активам России Политика, 00:20
В России дали пожизненное командиру ВСУ за приказ сбить Ил-76 с пленными Политика, 00:15
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Путин и Моди проведут переговоры в Индии Политика, 00:03
Кто завершит год первым. Что важно знать о последнем туре РПЛ в 2025-м Спорт, 00:02
Замедление YouTube обрушило траты рекламщиков на него в России на третьПодписка на РБК, 00:01
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
BZ сообщил о попытке Каллас дистанцироваться от дела Могерини Политика, 04 дек, 23:54
Аэропорт Саратова приостановил полеты Политика, 04 дек, 23:41
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 04 дек, 23:30
Моди подарил Путину «Бхагавадгиту» на русском языке Политика, 04 дек, 23:28
Четыре европейские страны бойкотировали «Евровидение» из-за Израиля Политика, 04 дек, 23:12
Путин заявил о влиянии на молодежь через Telegram и другие мессенджеры Политика, 04 дек, 23:02
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 04 дек, 23:00