Перейти к основному контенту
Воронежская область⁠,
0

Не Илом единым: как складывалась судьба проектов Воронежского авиазавода

ВАСО приступил к проекту Ил-96-400М
Фото: ВАСО
Фото: ВАСО

Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) заключило договор с Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина на выполнение части опытно-конструкторских работ (ОКР) по разработке опытного образца самолета Ил-96-400М. Согласно документу, работы обойдутся в 6,226 млрд рублей. Корреспондент РБК-Черноземье вспоминала, какие еще крупные проекты обещали авиазаводу.

Ил-96-300

ВАСО выпускает Ил-96-300 с 1992 года, всего завод собрал 23 самолета. Этот широкофюзеляжный лайнер раньше широко использовался в гражданской авиации, один из них выполнял роль «борта №1», на котором летал президент Владимир Путин. В 2005 году в финском Турку произошел инцидент, спровоцированный неполадками в тормозной системе самолета. В результате президенту пришлось лететь в Москву на резервном Ил-62. После этого Росавиация запретила полеты лайнеров, а на заводе начались проверки и кадровые перестановки. ВАСО продолжает выпускать Ил-96-300 для летного отряда «Россия», который обслуживает первое лицо. Очередной самолет ВАСО передало отряду 22 июля 2016 года, в планах поставка еще двух таких машин в июле 2018 и июле 2019 года. В середине апреля «Авиакомплекс им. С.В. Ильюшина» объявил, что направит 118,7 млн рублей Воронежскому авиазаводу на замену комплекта бортовых траекторных измерений и установку навигационных систем.

Ил-96-400

О создании на базе Ил-96-400 основного дальнемагистрального лайнера отечественного производства заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин во время визита в Воронеж 10 сентября 2016 года. Ил-96-400М — это пассажирская модификация грузового самолета Ил-96-400Т. Он имеет удлиненный фюзеляж и вместимость до 370-400 пассажиров, также предусмотрена замена двигателей ПС-90А1, которые стоят на Ил-96-300, на новые ПД-14, что увеличит топливную эффективность самолета. В августе 2016 года глава корпорации «Ильюшин» Сергей Вельможкин заявил, что после модернизации Ил-96-400М будет сопоставим по экономичности с европейским авиалайнером Airbus A330. Первый самолет ВАСО должен выпустить уже в 2019 году. Предполагается, что основным заказчиком Ил-96-400М станут госструктуры, в первую очередь, специализированный летный отряд «Россия».

Ил-112

Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В позиционировался как замена Ан-26 для российских Военно-космических сил. Проектирование самолета началось в 90-х годах, в 2011 году Минобороны свернуло проект (в пользу украинского транспортного самолета Ан-140), однако в июле 2013 года возобновило его. Основное его отличие в том, что он имеет монокрыло, при том, что обычно крыло состоит из двух консолей. Это позволило снизить вес самолета и увеличить эффективность. Предполагалось, что до 2020 года военное ведомство закупит около 60 самолетов Ил-112, однако впоследствии потребность уменьшилась до 35 машин.
Старт серийных поставок неоднократно переносили, первоначально планировалось запустить его в 2019 году, затем в 2019, сейчас первая поставка ожидается в 2021 году. Первый полет должен состояться летом 2017 года, ожидается производство 100 машин. Эксперты оценивают стоимость одного такого самолета в 650 млн — 1 млрд рублей. Для запуска производства ВАСО потребовалась модернизация стоимостью 1,3 млрд рублей.

Ознакомьтесь с информацией в каталоге
Узнайте, кто есть кто в бизнесе вашего региона
РБК Компании запустил функционал, позволяющий компаниям формировать автоматические отчеты по охватам публикаций в СМИ

Ил-114

Ил-114 — двухмоторный турбовинтовой региональный самолет. В мае глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что на производство самолетов Ил-114 будет выделено 50 млрд рублей до 2025 года. Средства направят на оцифровку, разработку, запуск производства. ВАСО рассчитывало заниматься сборкой таких самолетов, используя опыт в создании Ил-112, но в итоге заказ отдали нижегородскому авиапредприятию «Сокол». Теперь ВАСО будет поставлять ему комплектующие.

Ан-148

Ан-148 — ближнемагистральный региональный самолет, разработанный в украинском АНТК им. О.К. Антонова, ВАСО производит его по лицензии. Первый испытательный полет состоялся в 2009 году. Самолеты эксплуатируются авиакомпаниями «Россия» и «Ангара», ФСБ, МЧС и Минобороны. В 2013 году воронежский завод подписал с Минобороны соглашение о строительстве 15 таких самолетов до 2018 года. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, головная структура ВАСО) в отчете за прошлый год сообщала, что с 2018 года прекратит выпуск Ан-148 в России. В 2015 году ВАСО передало только четыре из шести запланированных машин. Авиазавод обвинил в срыве плана украинское ПО «Южный машиностроительный завод», которое не поставило в срок два комплекта шасси. На самом предприятии это связали с истечением сроков всех контрактов на поставку Ан-148. Поставка двух самолетов была перенесена на 2016 год. Еще пять машин в рамках контракта общество должно поставить в 2017 году. Каждый самолет стоит около 1 млрд рублей.

Sukhoi Superjet 100 и другие кооперационные проекты

Выпуском ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ) занимается АО «Гражданские самолеты Сухого». ВАСО производит 10% агрегатов для этих самолетов в отдельном специально созданном цехе. SSJ является основным конкурентом Ан-148 и пользуется большой популярностью у российских авиакомпаний.

Для тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А по контракту с АО «Авиастар-СП», который их выпускает, ВАСО тоже производит узлы. Общество поставляет самолетокомплекты, включающие пилоны, рельсы закрылков и мотогондолы.

Пассажирские среднемагистральные МС-21 разрабатывает ОКБ им. А.С. Яковлева и корпорация «Иркут». Предполагается, что самолет станет основным продуктом для гражданской авиации, портфель заказов составляет 250 машин. ВАСО производит для него люки из ПКМ, обтекатель рельсов закрылков, пилоны для двигателей, створки основной и передней опоры шасси и обтекатель «крыло-фюзеляж», детали из ПКМ носовой и хвостовой частей вертикального и горизонтального оперения. До 2020 года общество должно поставить 72 самолетокомплекта.

Есть у ВАСО и контракт с европейским концерном Airbus. Воронежский завод выпускает ряд отдельных компонентов для семейства самолетов А320.

Перспективы ВАСО

По мнению исполнительного директора аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, производство госзаказов — совершенно нормальная практика:

— Большая часть российских авиапредприятий специализируется на выпуске продукции для государственных нужд, ВАСО не исключение. Для коммерческого рынка предназначены, пожалуй, только Sukhoi Superjet и МС-21. ВАСО является поставщиком комплектующих для них, поэтому в какой-то степени предприятие является участником этого рынка. Выпуск Ил-96-400 запланирован на следующее десятилетие, этот самолет может быть востребован коммерческими перевозчиками. Его потребление топлива не слишком отличается от ближайших конкурентов, а с низкими ценами на нефть вообще нивелируется. Проблемой может стать наличие четырех двигателей, это существенно удорожает обслуживание, — считает эксперт.

СберПро Технологии

Открытые финансы и AI-агенты: как финтех меняет клиентский путь и бизнес-модели

СберПро Финансы

Как работают платформы ЦФА и какому бизнесу доступна эмиссия

СберПро Металлургия

Как AI используется в металлургии: экономический эффект и новые профессии

СберПро Главное

SberPro Tech 2025. IV конференция по цифровой трансформации бизнеса

СберПро Интересное

Дайджест глобальных технологических трендов

СберПро Технологии

Нечеловеческая сила. Как роботизация меняет российский бизнес

СберПро Кадры

Забота как работа. Почему наставничество — главный тренд развития сотрудников

СберПро Интересное

AI-этика в финансах: баланс между инновациями и ответственностью

СберПро Интересное

Миссия или метрики: что первично в управлении компанией?

СберПро MNC

Взаимный интерес. Как развивается экономическое сотрудничество России с Вьетнамом и Таиландом

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 11 октября
EUR ЦБ: 94,05 (-0,65)
Инвестиции, 12 окт, 08:47
Курс доллара на 11 октября
USD ЦБ: 81,19 (-0,22)
Инвестиции, 12 окт, 08:47
Все новости Черноземье
Технологичные кассы и близость к клиенту: реалии ретейла в 2025 году Радио РБК, 21:22
Time поместил на обложку сделку Трампа по Газе с заголовком «Его триумф» Политика, 21:14
Пакистан во второй раз выдвинет Трампа на Нобелевскую премию мира Политика, 21:06
Президент Болгарии предрек возвращение к «диктатуре и грабежам» Политика, 21:02
Пепперштейн, Монро, Бухло: что читать по современному искусству РБК и СберПервый, 21:00
Что стимулирует рынок дата-центров в России Отрасли, 20:58
На Украине появятся вертолетные группы для защиты от дронов Политика, 20:57
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 20 октября
Присоединиться
Бизнес на природе: как будут работать предприниматели в заповедниках Дискуссионный клуб, 20:51
Курс доллара на внебиржевом рынке впервые с конца августа упал ниже ₽80 Инвестиции, 20:50
Карпин назвал игроков, которые не сыграют против Боливии Спорт, 20:48
В Киргизии обсудят возвращение смертной казни за изнасилование Политика, 20:44
Ученые предупредили о рисках крупного землетрясения в Северной Америке Общество, 20:44
Трамп назвал Эрдогана «крепким орешком» и своим другом Политика, 20:37
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36