Лента новостей
Все новости Черноземье
Бизнес победителей: здоровый перекус в любое время РБК и ВТБ, 18:02 На двух участников вечеринки в школе во Владивостоке составили протоколы Общество, 17:54 Хэмилтон выиграл квалификацию к Гран-при Монако «Формулы-1» Спорт, 17:31 В Подмосковье женщина напала на двух полицейских в отделе МВД Общество, 17:27 В Петербурге спустили на воду атомный ледокол «Урал» Общество, 17:18 Первого замглавы администрации Балашихи арестовали за взятку Политика, 17:08 «Нижний Новгород» получил шанс попасть в Премьер-лигу Спорт, 17:04 Телеведущий Соловьев встретился с обещавшим дать ему леща уральцем Общество, 17:01 Кого называют андердогом: тест на знание футбольного сленга РБК и Футболер, 16:44 Суд запретил Трампу потратить $1 млрд на стену на границе с Мексикой Политика, 16:37 Украинский министр раскритиковал Зеленского за «кацапскую мову» Политика, 16:25 Замглавы УФНС по Ростовской области арестовали за превышение полномочий Общество, 16:25 Полуфинал чемпионата мира по хоккею. Россия — Финляндия. Онлайн Спорт, 16:15 «ПСЖ» продлил контракт с главным тренером Томасом Тухелем Спорт, 15:52
Воронежская область ,  
0 
Не Илом единым: как складывалась судьба проектов Воронежского авиазавода
ВАСО приступил к проекту Ил-96-400М
Фото: ВАСО

Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) заключило договор с Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина на выполнение части опытно-конструкторских работ (ОКР) по разработке опытного образца самолета Ил-96-400М. Согласно документу, работы обойдутся в 6,226 млрд рублей. Корреспондент РБК-Черноземье вспоминала, какие еще крупные проекты обещали авиазаводу.

Ил-96-300

ВАСО выпускает Ил-96-300 с 1992 года, всего завод собрал 23 самолета. Этот широкофюзеляжный лайнер раньше широко использовался в гражданской авиации, один из них выполнял роль «борта №1», на котором летал президент Владимир Путин. В 2005 году в финском Турку произошел инцидент, спровоцированный неполадками в тормозной системе самолета. В результате президенту пришлось лететь в Москву на резервном Ил-62. После этого Росавиация запретила полеты лайнеров, а на заводе начались проверки и кадровые перестановки. ВАСО продолжает выпускать Ил-96-300 для летного отряда «Россия», который обслуживает первое лицо. Очередной самолет ВАСО передало отряду 22 июля 2016 года, в планах поставка еще двух таких машин в июле 2018 и июле 2019 года. В середине апреля «Авиакомплекс им. С.В. Ильюшина» объявил, что направит 118,7 млн рублей Воронежскому авиазаводу на замену комплекта бортовых траекторных измерений и установку навигационных систем.

Ил-96-400

О создании на базе Ил-96-400 основного дальнемагистрального лайнера отечественного производства заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин во время визита в Воронеж 10 сентября 2016 года. Ил-96-400М — это пассажирская модификация грузового самолета Ил-96-400Т. Он имеет удлиненный фюзеляж и вместимость до 370-400 пассажиров, также предусмотрена замена двигателей ПС-90А1, которые стоят на Ил-96-300, на новые ПД-14, что увеличит топливную эффективность самолета. В августе 2016 года глава корпорации «Ильюшин» Сергей Вельможкин заявил, что после модернизации Ил-96-400М будет сопоставим по экономичности с европейским авиалайнером Airbus A330. Первый самолет ВАСО должен выпустить уже в 2019 году. Предполагается, что основным заказчиком Ил-96-400М станут госструктуры, в первую очередь, специализированный летный отряд «Россия».

Ил-112

Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В позиционировался как замена Ан-26 для российских Военно-космических сил. Проектирование самолета началось в 90-х годах, в 2011 году Минобороны свернуло проект (в пользу украинского транспортного самолета Ан-140), однако в июле 2013 года возобновило его. Основное его отличие в том, что он имеет монокрыло, при том, что обычно крыло состоит из двух консолей. Это позволило снизить вес самолета и увеличить эффективность. Предполагалось, что до 2020 года военное ведомство закупит около 60 самолетов Ил-112, однако впоследствии потребность уменьшилась до 35 машин.
Старт серийных поставок неоднократно переносили, первоначально планировалось запустить его в 2019 году, затем в 2019, сейчас первая поставка ожидается в 2021 году. Первый полет должен состояться летом 2017 года, ожидается производство 100 машин. Эксперты оценивают стоимость одного такого самолета в 650 млн — 1 млрд рублей. Для запуска производства ВАСО потребовалась модернизация стоимостью 1,3 млрд рублей.

Ил-114

Ил-114 — двухмоторный турбовинтовой региональный самолет. В мае глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что на производство самолетов Ил-114 будет выделено 50 млрд рублей до 2025 года. Средства направят на оцифровку, разработку, запуск производства. ВАСО рассчитывало заниматься сборкой таких самолетов, используя опыт в создании Ил-112, но в итоге заказ отдали нижегородскому авиапредприятию «Сокол». Теперь ВАСО будет поставлять ему комплектующие.

Ан-148

Ан-148 — ближнемагистральный региональный самолет, разработанный в украинском АНТК им. О.К. Антонова, ВАСО производит его по лицензии. Первый испытательный полет состоялся в 2009 году. Самолеты эксплуатируются авиакомпаниями «Россия» и «Ангара», ФСБ, МЧС и Минобороны. В 2013 году воронежский завод подписал с Минобороны соглашение о строительстве 15 таких самолетов до 2018 года. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, головная структура ВАСО) в отчете за прошлый год сообщала, что с 2018 года прекратит выпуск Ан-148 в России. В 2015 году ВАСО передало только четыре из шести запланированных машин. Авиазавод обвинил в срыве плана украинское ПО «Южный машиностроительный завод», которое не поставило в срок два комплекта шасси. На самом предприятии это связали с истечением сроков всех контрактов на поставку Ан-148. Поставка двух самолетов была перенесена на 2016 год. Еще пять машин в рамках контракта общество должно поставить в 2017 году. Каждый самолет стоит около 1 млрд рублей.

Sukhoi Superjet 100 и другие кооперационные проекты

Выпуском ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ) занимается АО «Гражданские самолеты Сухого». ВАСО производит 10% агрегатов для этих самолетов в отдельном специально созданном цехе. SSJ является основным конкурентом Ан-148 и пользуется большой популярностью у российских авиакомпаний.

Для тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А по контракту с АО «Авиастар-СП», который их выпускает, ВАСО тоже производит узлы. Общество поставляет самолетокомплекты, включающие пилоны, рельсы закрылков и мотогондолы.

Пассажирские среднемагистральные МС-21 разрабатывает ОКБ им. А.С. Яковлева и корпорация «Иркут». Предполагается, что самолет станет основным продуктом для гражданской авиации, портфель заказов составляет 250 машин. ВАСО производит для него люки из ПКМ, обтекатель рельсов закрылков, пилоны для двигателей, створки основной и передней опоры шасси и обтекатель «крыло-фюзеляж», детали из ПКМ носовой и хвостовой частей вертикального и горизонтального оперения. До 2020 года общество должно поставить 72 самолетокомплекта.

Есть у ВАСО и контракт с европейским концерном Airbus. Воронежский завод выпускает ряд отдельных компонентов для семейства самолетов А320.

Перспективы ВАСО

По мнению исполнительного директора аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, производство госзаказов — совершенно нормальная практика:

— Большая часть российских авиапредприятий специализируется на выпуске продукции для государственных нужд, ВАСО не исключение. Для коммерческого рынка предназначены, пожалуй, только Sukhoi Superjet и МС-21. ВАСО является поставщиком комплектующих для них, поэтому в какой-то степени предприятие является участником этого рынка. Выпуск Ил-96-400 запланирован на следующее десятилетие, этот самолет может быть востребован коммерческими перевозчиками. Его потребление топлива не слишком отличается от ближайших конкурентов, а с низкими ценами на нефть вообще нивелируется. Проблемой может стать наличие четырех двигателей, это существенно удорожает обслуживание, — считает эксперт.