Новыми тропами: куда поведет Воронеж уполномоченный по туризму
Уполномоченные по туризму появятся во всех туристических регионах России к весне 2017 года. Об этом председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина объявила на слушаниях по въездному туризму 9 ноября, сообщило ТАСС. В Воронеже и еще восьми регионах такой уполномоченный уже есть. Корреспондент «РБК-Черноземье» узнала, чем новый институт поможет региональному туризму.
Путь первый: выбор точек роста
Воронежским уполномоченным по туризму при Общественной палате еще в мае стал председатель регионального отделения объединения предпринимателей «ОПОРА России» Сергей Наумов, возглавляющий профильную комиссию региональной Общественной палаты. По его словам, он уже проанализировал потенциал области. Один из первых выводов – региону нужно больше мест притяжения для потенциальных гостей.
– Нам нужно создать больше объектов для осмотра. Сейчас основными достопримечательностями считаются Костомарово, Белогорье и Дивногорье. Но это, в основном, паломнический туризм. Мы с департаментом культуры подключаем районы, чтобы они предлагали свои объекты для развития. У нас есть очень интересные городки, например, Павловск, Острогожск – это настоящие жемчужины на карте нашей области. Развиваем Рамонский туристический кластер, там появятся новые объекты, инфраструктура, будут и дальше проходить фестивали. На очереди еще Каширский кластер, – обозначил воронежский туристический уполномоченный основные точки роста для отрасли.
Площадкой для событийного туризма действительно чаще всего выступает Рамонский туристический кластер на базе дворца Ольденбургских. В 2016 году там в третий раз прошел фестиваль «Усадьба Jazz», и некоторые мероприятия международного Платоновского фестиваля искусств. В Каширском районе действует база отдыха «Кудеяров стан», где помимо автостоянки и кафе есть мотель, зоосад и детская площадка. Задуманный как придорожное кафе, сегодня проект перерос в полноценный туристический комплекс и развивает собственные турмаршруты.
По словам господина Наумова, воронежский туризм развивается в связке с соседними регионами: Липецкой, Тамбовской и Белгородской областями. В Липецке развивается проект туристического кластера «Задонщина». Региональные власти активно ищут инвесторов на площадку в 100 га. К сотрудничеству могут подключиться и другие черноземные области: Орловская и Курская.
Воронежская «ОПОРА» уже анонсировала первый новый проект для привлечения туристов – внутренних и внешних. Парк развлечений «Петровские верфи» может появиться в микрорайоне Таврово на юге Воронежа. На площади в 60 га расположатся реконструированные корабельные верфи Петровской эпохи, «городок кораблестроителей», причал для малых речных судов и спортивные площадки. Реализация может обойтись в 1,8 – 1,9 млрд руб.
Путь второй: защита интересов турфирм
Однако профессиональному сообществу, в первую очередь, интересны не новые инициативы, а правовые основы деятельности уполномоченных. Директор муниципального «Туристско-информационного центра» (ТИЦ) в Воронеже Геннадий Малыш считает, что для эффективной работы новому общественному институту в отрасли нужны действенные полномочия.
– Институт уполномоченных по туризму еще не создан, он находится в стадии становления. Важно, чтобы у этих людей появились реальные инструменты для работы, которые будут закреплены в законе о туризме. Поправка о туристско-информационных центрах появилась в нем только весной (воронежский ТИЦ городские власти запустили в апреле 2016 года – «РБК-Черноземье»), до этого мало кто понимал, чем и как нужно заниматься, – пояснил он.
Директор экскурсионного агентства «Мирослава» Ирина Осьминина согласилась, что польза от нового института уполномоченных будет, только если он начнет поддерживать местный бизнес на деле.
– Если новый уполномоченный готов слышать нас и помогать нам, конечно, это благоприятно отразится на туристическом потоке. Одна из основных проблем для нас сейчас – обязанность перевозить детские группы в автобусах младше десяти лет. В регионе такого транспорта крайне мало. В Москве в прошлом году уже добились отсрочки данного нововведения, таких же практических шагов ждем и мы, – привела она пример защиты турбизнеса.
Путь третий: координация бизнеса
Отельер Александр Калтыков, управляющий партнер группы компаний «Основа» (отель Hampton by Hilton Voronezh), предложил уполномоченному по туризму обратить внимание на детали взаимодействия между различными направлениями бизнеса, заинтересованными в притоке гостей в регион.
– Развитие туризма идет на пользу экономике региона. В Воронеже сложилась уникальная ситуация: у нас очень много отелей и эконом и премиум сегмента, хотя у нас не проводятся ни крупные международные форумы, ни чемпионаты, да и до моря нам далеко. Но работать над привлекательностью должны не только чиновники и отельеры, но и, например, рестораторы. У нас появился мощный бренд воронежского мяса, которое подают в лучших ресторанах и не только в нашей стране. Можно расти в этом направлении, чтобы к нам приезжали не только погулять, но и отведать хороший стейк, – подчеркнул Александр Калтыков.
О больших возможностях для туризма в области напомнил и Геннадий Малыш:
– В Воронеже есть потенциал для привлечения обеспеченных туристов, потому что у нас большая база средств размещения в том числе и премиум-сегмента. У нас есть хорошие отели в городе, есть и загородные гостиницы, которые предлагают дополнительные услуги вроде катания на собаках или полетов на вертолете, – добавил он.
По данным руководителя воронежского ТИЦ, средний турист за выходные в Воронеже тратит около 12 тыс. рублей, включая проезд. Однако эту сумму можно и нужно увеличивать.
– Мы должны развиваться, предлагать больше достопримечательностей, чтобы увеличить эту сумму. Мы делаем упор на культурно-познавательные поездки. Есть задумка по созданию межрегионального туристического бренда, вроде «Золотого кольца». У нас протекает Дон, и вокруг него мы планируем создать красивую обертку, на которую поедет турист.
По мнению Александра Калтыкова, бюджетные туристы могут принести региону даже больше выгоды, чем гости с высокими доходами.
– Я считаю, что ориентироваться стоит на бюджетных туристов. Например, у нас есть большой пласт чиновников, которых можно стимулировать к внутреннему туризму. Очень перспективным направлением мне кажется и событийный туризм, не только в Воронеже, но и в районах.
Справка «РБК-Черноземье»
По данным регионального департамента культуры, в 2015 году Воронеж посетили около 400 тыс. туристов. Возможности города позволяют принимать до 1,5 млн туристов. По данным Росстата, в 2015 году в Воронеже объем оказанных туристических услуг составил 897 млн рублей. Всего в области насчитывается 175 гостиниц и 41 санаторий. Доход от их деятельности составил почти 2,64 млрд рублей.
Сам Сергей Наумов считает, что одним из препятствия для въездного туризма в Воронежскую область является дороговизна перевозок между регионами России.
– И самолет, и поезд могут себе позволить не все. Сегодня московский «Магазин путешествий» возит к нам группы автобусами. Но другим московским и петербургским операторам достаточно проверенных «Золотого кольца», Новгорода и Казани. Поэтому мы вынуждены развивать маршруты собственными силами, – посетовал он.
Ирина Осьминина, напротив, считает, что чиновникам стоит получше познакомиться с местным туристическим бизнесом:
– У нас очень любят проводить большие конференции, где красиво рассуждают о туристическом потенциале. Но нас, людей «от сохи» туда никто не зовет. На одной из таких конференций прозвучала мысль, что в Воронеже нет хороших экскурсоводов. Ко мне и моим коллегам на экскурсии специально приезжают люди из Москвы и других городов. Получается, что они о нас знают, а местные чиновники нет, – напомнила она.
В необходимости координации власти и бизнеса уверен и Геннадий Малыш, который указывает, что нужно идти навстречу друг другу:
– Одна из проблем – это недостаточное финансирование из бюджета и незаинтересованность бизнеса в инвестициях в эту отрасль. Не способствует и то, что программы поддержки, которыми могут воспользоваться предприниматели от туризма подведомственны разным департаментам: промышленности, культуры, экономического развития. Это осложняет взаимодействие. Россия одна из немногих стран, с которой туризм до сих пор относят к социальной сфере. В большинстве развитых государств он рассматривается как экономическая область, – резюмировал он.