«Не хватает ключевых объектов»: Воронеж пытается привлечь туристов
В Воронежской области не хватает ключевых объектов, которые привлекали бы внимание туристов — например, колеса обозрения в центре города или аквапарка. Об этом рассказала заместитель главы администрации Воронежа Людмила Бородина.
Такое мнение вице-мэр города высказала на круглом столе по туризму, который провел РБК Черноземье. На мероприятии обсудили, чего не хватает Воронежу, чтобы конкурировать с другими туристическими центрами — например, Екатеринбургом, Уфой, Пермью или Нижним Новгородом. Проблемы возникают с нелегальными туристическими фирмами, брендом города и сувенирами, а также расходованием грантов.
Проблема туристических объектов
«Лично мне не хватает такого объекта, как качественное колесо обозрения. Я грущу, что мы не смогли его создать в рамках реконструкции парка Дельфин и таких планов нет в рамках реконструкции Петровской набережной. Мне не хватает аквапарков, которые, есть у наших соседей — городов-миллионников. Например, в Ростове-на-Дону три аквапарка», — заметила Людмила Бородина.
Людмила Бородина привела статистику «СберАналитики»: в 2022 году Воронежскую область посетили два миллиона туристов. Примерно половина осматривала достопримечательности Воронежа. В регионе туристов привлекают музей-заповедник «Дивногорье», «Костенки», дворец Ольденбургских, Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени Пескова.
«Какие туристы посещают Воронеж? У нас есть транзитный трафик — с этим вряд ли кто-то поспорит. И в 2022 году кроме туристов из России добавились из Беларуси. Есть семьи с детьми, которые приезжают в Воронеж на каникулы. Это деловые туристы. Жители Москвы и Подмосковья, а также ближайших к нам регионов — среди них популярны туры выходного дня. Воронеж неизменно входит в топ городов для коротких поездок и семейных путешествий с детьми. Например, летом Воронеж вошел в топ-5 рекомендованных направлений для поездок с детьми — как альтернатива поездкам на морские курорты. Кроме того, мы вошли в топ-7 популярных городов для автобусных путешествий на ноябрьские праздники», — рассказала вице-мэр Людмила Бородина.
Заместитель главы администрации Воронежа отметила новую тенденцию — россияне все чаще отправляются в короткие путешествия. По данным «МТС Travel», 53% путешественников сегодня выбирают однодневные поездки, из них 21% приходятся на выходные дни. Как правило, путешественники преодолевают расстояние не больше 500 км.
Людмила Бородина напомнила, что важно предоставить туристам хороший сервис и качественно информировать их, чтобы гости возвращались снова и «формировали имидж Воронежа во внешней среде, транслируя информацию родственникам и друзьям, размещая публикации в соцсетях».
Вице-мэр считает, что повысить привлекательность города для туристов можно также за счет создания пешеходного проспекта Революции. Людмила Бородина подчеркнула, что это будет интересно предпринимателям: они смогут предоставлять летние площадки, проводить мероприятия и фестивали.
«Моя мечта — что реконструированный проспект Революции станет не только дорожным полотном, которым он сейчас является, а в первую очередь это будет точка туристической привлекательности с пешеходным проспектом. Мне кажется, что это решение позволит и горожанам, и гостям взглянуть на Воронеж другими глазами. Потому что тогда будет возможность остановиться, посмотреть налево и направо, поучаствовать в разных мероприятиях», — заявила Людмила Бородина.
На что может рассчитывать бизнес
О мерах поддержки предпринимателей, работающих в сфере туризма, рассказал руководитель управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Воронежа Алексей Рыженин. Он уточнил, что на помощь могут претендовать все субъекты предпринимательской деятельности.
«Сегодня есть меры поддержки, которые оказывает субъект — министерство предпринимательства, торговли и туризма, это областная структура. И есть меры поддержки администрации Воронежа. Ими может воспользоваться любой субъект предпринимательской деятельности — как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Они получат меры поддержки, но уже на понесенные затраты. Для одного субъекта сумма может составлять не более 3 млн руб.: это либо 35% от уже понесенных затрат на то или иное оборудование, либо 80% от первоначального лизингового платежа. Но есть одно условие — амортизационная группа оборудования должна быть вторая и выше», — пояснил Алексей Рыженин.
Чиновник привел примеры, на что можно потратить деньги: интерактивное оборудование для музеев или экскурсий, либо транспортные средства (кроме легковых автомобилей).
Важно, чтобы предприниматели, претендующие на господдержку, создавали новые рабочие места. На каждый миллион оказанной помощи нужно создать одно рабочее место.
Программа на 2023 год почти закончена, все субсидии выделены. Управление мэрии может предоставить предпринимателям информацию о мерах поддержки на 2024 год. «Консультации мы можем давать и сегодня — не надо дожидаться следующего года», — подчеркнул Алексей Рыженин.
Проблема отчетов по грантам
В 2023 году Воронежская область получила около 300 млн руб. грантовой поддержки. Из них 100 млн руб. выделили на благоустройство пляжей, эти гранты уже разыграны. Еще 200 млн руб. — федеральные деньги на создание модульных отелей.
В этой сфере есть и проблемы: не все предприниматели понимают меру ответственности и что за полученные деньги придется отчитываться, рассказала председатель комитета по туризму Воронежского областного отделения «Опоры России» Елена Суслина.
«На эти бесплатные государственные деньги, как мотыльки, летят те, кто не разбирается в этом. Всем кажется, что они за 3 млн руб. построят глэмпинг и на следующий год победят и станут миллионерами. Никогда этого не будет. В 2020 году была первая волна грантов — выдавали по три миллиона. Большинство взяли деньги как раз на создание глэмпингов (это было еще во времена существования Ростуризма), но очень мало кто отчитался на самом деле хорошими проектами. Сейчас идет просто цунами исковых по возврату субсидий, потому что предприниматели не смогли реализовать то, что написали на бумаге», — уточнила Елена Суслина.
Она привела пример Приморского края, где пытаются вернуть почти 131 млн руб. субсидий. Данных по Воронежской области Елена Суслина не предоставила. Спикер считает: речь не идет о мошенничестве, просто не все понимают, «как этими деньгами пользоваться». Она предложила ввести более жесткие требования по документам для тех, кто претендует на гранты.
«Возможно, из-за такого большого наплыва проблем, возможно, по другим причинам, но в следующем году грантовая поддержка будет иная. Минэкономразвития решило, что будет единая субсидия, на которую подается регион, потом власти решают, на что будут направлять средства. Всего четыре направления: благоустройство пляжей, оборудование и развитие новых туристических маршрутов (включая национальные). Для Воронежской области это очень актуально, потому что у нас пока ни одного национального туристического маршрута. Кроме того, организация событий и формирование туристического кода центра города», — рассказала Елена Суслина.
Своим взглядом на проблемы туризма поделился руководитель группы компаний «Федерация туризма» Александр Зяблов. Он напомнил о теневых туристических фирмах, которые работают без регистрации. На круглом столе привели статистику: в федеральном реестре 24 компании из региона.
«Есть нелегальные туристические компании, которые отнимают у нас львиную долю рынка. Наверное, с этим надо как-то совместно бороться — может быть, ввести «режим нетерпимости». Остальные компании недоумевают, зачем им тогда работать, если можно не регистрироваться, также возить группы и иметь неплохой доход. При условии, что цены у них не ниже, и они позиционируют себя как туроператоры, хотя зачастую у этих компаний и офисов-то нет. Я думаю, что мы сможем навести порядок в отрасли, если власти и бизнес будут совместно работать в этом направлении. Тогда для всех будет лучше: будет прозрачность, появится реальная статистика и нормальное пополнение бюджетов», — рассказал Александр Зяблов.
Создание бренда города и сувениры
Еще одна проблема — как привлечь туристов и создать бренд города. Директор Воронежского туристско-информационного центра (ТИЦ) Екатерина Шрамко заявила, что нужно думать о «современном туристе, который уже избалован западными форматами».
«Нужно проработать новые форматы экскурсионной деятельности: в стандартные туры выходного дня добавлять изюминки, фишечки, которые отличает именно Воронеж. Чтобы турист запоминал, впечатлялся, восхищался и обязательно к нам возвращался. Мы ведем большую работу, в этом году сделали акцент на развитие туристического сувенира. Он не только оставит память о Воронеже у туриста, но и послужит дополнительным стабильным доходом для субъектов малого и среднего предпринимательства. Эта тенденция идет по всей России. Воронежских предпринимателей мы тоже на нее ориентируем. Если продукция, которую турист купил в городе, понравилась, нужно сделать так, чтобы турист мог купить ее, вернувшись в свой город. Например, в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Есть успешный опыт Башкирии или Республики Крым», — подчеркнула Екатерина Шрамко.
Глава Воронежского туристско-информационного центра подтвердила, что люди стали больше путешествовать на короткие расстояния. Екатерина Шрамко считает, что этим важно пользоваться: Воронеж в центре Черноземья, нужно чтобы жители Курска, Липецка или Белгорода чаще становились нашими гостями. Для этого региональные ТИЦ сотрудничают друг с другом. Свой вклад вносит и железнодорожное сообщение, которое организует ППК «Черноземье».
Также нужно делать ставку на событийный туризм, заранее составлять план мероприятий и рекламировать их. Сегодня Воронежский туристско-информационный центр составляет событийный календарь на 2024 год. Его опубликуют до конца 2023 года.
«Туристы едут на определенные события, но при нескольких условиях. Качество события должно быть «вау» — то, ради чего захочется потратить свое время в выходной день. И очень важно заблаговременное информирование: все мы планируем свою жизнь и хотим иметь возможность выбирать», — напомнила Екатерина Шрамко.
Региональный блогер Екатерина Колесникова добавила, что важно рассказывать о событиях в регионе. Она призвала жителей не только посещать мероприятия, но и делиться информацией и впечатлениями в соцсетях. Проблема в том, что люди «стесняются высказываться в положительном ключе».
«У нас небольшое сообщество региональных блогеров. Мы активно пишем о мероприятиях в городе, рассказываем о новых местах и событиях, начиная от кофеен и заканчивая выставками, — поделилась Екатерина Колесникова. — Недавно выкладывала фотографию проспекта Революции с разноцветными зданиями. Люди писали: «Интересно, это где?». Получился такой интересный ракурс, что многие даже не поняли, что это Воронеж — думали, это какой-то город в Европе. Наш город настолько красив, что его действительно хочется показывать».
Екатерина Шрамко заявила, что продвигать Воронеж нужно на широкую аудиторию — создать единый бренд города сложно.
«Воронеж для всех свой. Кого-то привлекает Петр I. Мои коллеги говорят, что люди младше 40 лет уже не воспринимают нашего котенка с улицы Лизюкова. Другие готовы приезжать сюда из-за Юрия Хоя — ради того, что он наш земляк, жил и творил здесь. Брендов у Воронежа много, как и у любого города, и это нормально. Воронеж многоликий, у него многолетняя богатая история и современность. Другое дело, что для продвижения необходима визуализация, логотипирование, и этим нужно заниматься. Мы сейчас начали эту работу, она непростая. Думаю, что через какое-то время представим свой вариант визуализации Воронежа туристического, чтобы более эффективно продвигать город на широкую аудиторию», — подытожила Екатерина Шрамко.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.