Какие города Черноземья подверглись строгой оценке по качеству управления
Падение качества управления особенно заметно в сравнении с предыдущими рейтингами за 2018 год (первый рейтинг подводил итоги января-марта 2018 года, а второй – апреля-декабря 2018 г.). Общий средний балл уменьшился до 0,49, тогда как в предыдущем рейтинге он составлял 0,53.
Исследование 2019 года, охватившее 92 города, подразделяется на политико-управленческий и социально-экономический блоки. В нем задействовали 171 эксперта, которые анализировали ситуацию с апреля по декабрь текущего года.
Однако общая тенденция не затронула регионы ЦЧР, где большинство облцентров демонстрируют положительные показатели.
В десятку лучших городов по качеству управления попал Курск (восьмое место), где наблюдался прирост в социально-экономическом блоке, но, к, сожалению, снизился в блоке, который отвечает за эффективность работы бюрократического аппарата – перемещение из первой десятки во вторую.
Во второй десятке расположились Липецк и Белгород. В этой группе большинство городов имеет большой объем ресурсов, так, металлургическое производство обеспечило Липецку 11 место. Политологи также оценили позиции местных властей в преддверии выборов 2020 года как «благоприятные».
В условиях более умеренного, но также существенного роста в социально-экономическом направлении находится Белгород: с мая 2018 года, когда он занимал 29 место, город поднялся на 18 место.
Воронеж занял 57 место, поднявшись на девять позиций по сравнению с результатом самого первого майского рейтинга. Эксперты отметили улучшение в социально-экономическом блоке, но одновременно ухудшились показатели в политико-управленческом. В целом авторы рейтинга утверждают, что город выбрался из числа аутсайдеров.
«Есть города, которые трудно назвать лидерами экономического развития, но где власти эффективно распоряжаются ресурсами, добиваясь максимума возможного», – прокомментировали на сайте представители АПЭК.
В числе замыкающих рейтинг оказался Тамбов – 86 место. Среди возможных причин низкой эффективности политологи называют отсутствие связки главы муниципалитета с губернатором региона или безуспешность деятельности каждого из них, а также частую сменяемость мэров.
«Рейтинг зависит от подбора критериев и их группировки. Например, не очень понятно, как отношение средней заработной платы чиновников к средней зарплате горожан может продемонстрировать какую-то динамику. Рейтинг городского управления минимально привязан к личностному фактору, в отличие от того же губернаторского. Прежнее руководство активно критиковалось и критикуется, и, если говорить о Курске, добровольная отставка Николая Овчарова скорее была политической победой Старовойта, важным элементом его избирательной кампании. Хочу добавить, что при Николае Овчарове и Сергее Иванове города тоже развивались на достаточно высоком уровне. В рейтинге фонда «Урбаника», Курск был на первом месте в Черноземье по совокупности показателей – площадь торговых центров, стоимость жилья, качество среды и так далее», – сообщил доктор политических наук КГУ Владимир Слатинов, принявший непосредственное участие в формировании рейтинга.
Эксперт добавил, что укрепление позиций Белгорода обеспечил новый мэр – Юрий Галдун, но возникают вопросы к его последнему управленческому внедрению – смене городских округов на управы, которая не обусловлена в ряде других городских проблем. Кроме того, не учитывались последние изменения в полномочиях мэра Липецка Евгении Уваркиной: областной совет снял с горадминистрации ответственность за землепользование, градостроительство, транспорт. Политолог считает, что это связано в первую очередь с тем, что губернатор Игорь Артамонов является экс-менеджером банка, который привык концентрировать полномочия у себя в руках, а также с реальным недоверием к деятельности главы города.
В заключении Владимир Слатинов добавил, что в рейтинге АПЭК высокие позиции черноземным руководителям обеспечили такие факторы как сменяемость глав администраций – областной и городской, а также инвестирование в городскую среду. Примечательно, что в ТОП-30 вошли главы областных центров Черноземья, которые обучались в Высшей школе государственного управления РАНХиГС.
Справка
Рейтинг АПЭК дает оценку эффективности управления в городских округах Российской Федерации. Он основан на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических данных. В исследовании задействовали 171 эксперта, специалистов по городской и региональной политике из Москвы и регионов: политологов, экономистов, политтехнологов, урбанистов, публицистов, общественных деятелей – с полным списком можно ознакомиться на сайте.