Мэр Воронежа Александр Гусев: «Новейшая история наступит через 2-3 года»
Главным событием политической жизни Воронежа в 2016 году стала замена выборов мэра на конкурсный отбор. Однако глава города Александр Гусев уверен, что развитие города и зависит от грамотно выстроенной системы управления, а не от политической борьбы вокруг отдельных личностей. С чем Воронеж войдет в 2017 год, как городская администрация подходит к решению финансовых проблем и чем запомнился 2016 год, Александр Гусев рассказал в интервью РБК-Черноземье.
— Какие цели и задачи вы, как мэр, ставили перед собой и перед городом год назад — перед началом наступающего 2016 года? Удалось ли вам достичь этих целей?
— Вряд ли можно сделать такую остановку — точно перед началом года. На мой взгляд, главная задача для любого населенного пункта, будь то город или село, — не стоять на месте, постоянно идти вперед и развиваться. По-моему, в 2016 году Воронежу это удалось. Можно рассуждать о масштабах изменений или о скорости развития, но, я думаю, она не была низкой — несмотря на все экономические сложности, которые были в нашей стране. Мы продолжали развиваться — это для города очень важно.
Если говорить о моих личных задачах, как руководителя, то они для мэра очень многоплановые. По моим ощущениям, должность мэра — одна из немногих, где присутствует настолько широкий объем ответственности: от сферы ЖКХ, нашей замечательной, до образования и культуры. В каждой из этих отраслей есть показатели, которых мы должны были достичь. Но для себя я понимал, что главным было изменить отношение своих коллег к работе. Это не потому, что раньше все было плохо, а потом пришел Гусев и решил все исправить. Просто изменилось время, мы должны были менять подходы. И здесь, мне кажется, определенные успехи есть.
По моим ощущениям, в 2016 году мы прошли точку невозврата к той закрытой и кулуарной системе принятия решений, которая культивировалась в городской администрации десятилетиями.
Сегодня мы достаточно плотно общаемся и с бизнес-сообществом, и с общественными организациями, и с просто неравнодушными людьми, которые не организовались в какие-то структуры. К тому же в мэрии появились инициативные и ответственные люди. Как правило, это люди молодые. У нас прошло серьезное обновление — в том числе благодаря изменениям в пенсионном законодательстве — многие заслуженные люди ушли на отдых, на их место мы старались брать более молодых сотрудников.
— Самый молодой вице-мэр — Алексей Антиликаторов…
– … один из самых эффективных моих заместителей.
— Но гордума не могла утвердить его больше года — с сентября 2015 по ноябрь 2016.
— На это были формальные причины: у Алексея не было нужного стажа работы на руководящем посту. Когда мы принимали его на работу, мы считали, что определенный этап его карьеры можно засчитать, как стаж работы управленца. Депутаты гордумы посчитали иначе. Мы не стали настаивать, и в должности исполняющего обязанности он прекрасно работал. Поэтому для него, с точки зрения моего отношения к нему, как к подчиненному, к помощнику, со стороны коллег, ничего не изменилось. Он и в должности исполняющего обязанности был весьма эффективен. Это человек, который может к себе располагать. Люди, которые с ним работают, ценят его высоко.
— То есть, это был формальный вопрос, а не политический?
— Нет-нет, это совершенно формальное действие. Там требовалось чуть больше года, чтобы решить эту проблему.
— Как же совместить этот формальный подход, от которого в управлении городом никуда не деться, и большую открытость муниципальной власти и вовлеченность сотрудников мэрии в решение проблем? У вас есть какая-то технология для этого?
— Наверное, каждый выбирает собственные способы мотивации.
Своей задачей на два будущих годичных периода на посту мэра я считаю создание настоящего кадрового резерва — людей, которые способны либо сейчас уже занимать какие-то высокие, ключевые должности, или все время быть в готовности их занять при возникновении вакансий.
Мы изменили подход к формированию такого резерва и обучению его участников. У нас есть большое количество заинтересованных молодых людей до 35 лет, готовых пройти тестирование и отборы, и, соответственно, включиться в обучение, с точки зрения развития прежде всего своих личностных качеств, которые нужны руководителю.
— Хороший руководитель — это лидер. А хороший лидер способен добиться успеха на любом поприще. Какой же должна быть мотивация у успешного человека идти на работу в структуры местного самоуправления?
— Во-первых, это просто интересная работа. Здесь нет рутины, когда изо дня в день происходит одно и тоже, одну и ту же гайку ты вытачиваешь и вытачиваешь. Ты можешь стать замечательным специалистом в какой-то узкой области, но это, если честно, очень скучный процесс, по крайней мере, для меня. Разноплановость задач есть не только у мэра, но и в любой из наших городских отраслей. Кроме того, для энергичного и заинтересованного человека в мэрии открыты возможности для карьерного роста. Когда мы разрабатывали программу обучения, мы понимали, что найти должности всем 30 участникам из одного потока мы не сможем. Но они станут уверенными в себе людьми, и я только за, если они будут продвигаться по карьерной лестнице в органах муниципальной или государственной власти или уйдут в бизнес. Это все равно будут люди, которые будут работать на страну, для людей. Поэтому две главные мотивации — это интересная работа и возможность карьерного роста — более быстрого и существенного, чем если идти через бизнес-структуру.
— Вы сказали, что меряете работу мэра годами: это сентябрь—сентябрь (Александр Гусев возглавил Воронеж по итогам выборов в сентябре 2013 года — РБК-Черноземье) или январь—январь?
— Сентябрь—сентябрь! (смеется)
— То есть для вас Новый год уже начался?
— Да! Кстати, по старому календарю год начинался 1 сентября. У меня получается очень близко!
— Кого вы можете назвать человеком 2016 года для Александра Гусева?
— Недавно в Воронежской области уже прошли выборы «Лидера года». Их более десятка по разным номинациям. Я участвовал и в отборе кандидатов, и в определении победителей. И я могу сказать, что лучшие в каждом направлении своими действиями и поступками для меня лично доказали свое право называться лидерами. Вот совсем еще юноша, курсант — спас детей. Конечно, он лидер года (в номинации «Поступок» регионального телеконкурса «Лидер года» победили курсант Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина Артем Лихачев — за спасение двух детей из горящей пятиэтажки в январе 2016 года — и житель Эртильского района Денис Тарабрин, спасший шесть своих племянников во время пожара в жилом доме — РБК-Черноземье) .
А назвать какого-то «супер-лидера» я не могу. Для меня таким человеком — или группой людей, организацией — стал бы тот, кто смог бы вернуть нашу великую Россию в сообщество цивилизованных стран на правах партнера.
— Вы чувствуете себя последним избранным мэром Воронежа после решения гордумы перейти на конкурсную систему отбора кандидатов в главы города?
— Нет, я действующий мэр Воронежа! (смеется) Мне часто говорят: дескать, в историю попал — последний избранный! Я так не считаю. Во-первых, мне не понятна та жаркая эмоциональная дискуссия, которую вели сторонники и противники выборов. Мне кажется, и те, и другие по-своему неправы. Потому что они все время говорят о крайних позициях. Почему на муниципальных выборах должны избрать какого-то совершенно неспособного к управлению городом человека? Сложно утверждать, что это действительно может произойти. Даже если это случится, то команда администрации, которая сейчас создалась, окажется базой, которая не даст ничего испортить, поверьте.
— Кадровый резерв — он для этого?
— Конечно! Например, мне говорят, нужно минимум два срока, чтобы свое что-то реализовать. Я категорически против этого. На мой взгляд, каждые пять лет что-то должно меняться. Иногда бывает «глаз замылился», и потерялся темп развития. Но если ты шел в правильном направлении, если ты оставил людей, которые поддерживают твою идеологию, почему нужно обязательно сидеть в этом кресле?
— Есть аргументы и у противников отмены прямых выборов: процедура не должна стать кулуарной.
— Этого тоже не будет. Ведь по новым правилам будет открытый конкурсный отбор кандидатов, в котором будут участвовать и партии, и общественные объединения. Наконец, будет облправительство, которое не заинтересовано, чтобы к руководству Воронежем пришел человек с непонятными задачами. Трагедии точно не произойдет — я в этом абсолютно уверен.
И самое главное, все говорят: ах, все пропало, вот он, последний избранный мэр. Может быть, это в новой истории последний избранный мэр, а в новейшей истории все может измениться. Судя по тому, как происходят сегодня изменения: и технологические, и политические, — эта новейшая история наступит через два-три года!
— Во время прямых выборов мэра горожане могли сказать мэру, что он их не устраивает как кандидат еще на один срок. Это была система внешнего контроля. А теперь она поднялась на уровень выше. Кому от этого стало лучше: облправительству, городским элитам в лице депутатов или воронежцам, которые избавлены от предвыборной нервотрепки?
— Говорят, что строители будут диктовать условия мэру. Но не мэр же решает, какой объект должен появиться на земельном участке 15 соток. Для этого есть нормативы. Я думаю, что уже в январе мы примем достаточно жесткие нормативы, которые установят правила строительства новых объектов для всех функциональных зон, которые есть в городе. И уже ни у кого не получится ситуацию сломать и выстроить под себя. Что же касается влияние региональных властей, то, когда я работал в здании напротив (с 2010 по 2013 год Александр Гусев был первым вице-премьером облправительства и вице-губернатором Воронежской области — РБК-Черноземье), я был уверен, что мэра Воронежа необходимо назначать. То есть выстраивать вертикаль, которая была бы более функциональной в управлении.
Но после того, как я прошел процедуру выборов, которая предусматривает публичность обещаний, я увидел, насколько это сильный дополнительный стимул бежать потом к заявленным целям. Мое мнение о способе назначения мэра сильно изменилось за этот относительно короткий промежуток времени.
Я уверен, что предложенная процедура назначения будет очень близка к выборам. До момента окончательного голосования депутатов гордумы должен пройти достаточно длительный срок, во время которого кандидаты в мэры должны заявлять о себе, о своей программе, должны убеждать горожан в том, что они готовы и способны совершить обещанное. Не стоит забывать, что в Воронеже сложилась замечательная система, когда через два года после избрания, или теперь — назначения мэра, будут выборы депутатов гордумы. Если горожане поймут, что гордума проголосовала не за того человека, я сомневаюсь, что такие депутаты смогут сами попасть на следующий срок. Поэтому, повторю, я не вижу трагедии в изменении способа назначения мэра. Наверное, время рассудит, правильно ли мы поступили. И если нет, то это будет очень короткое время.
— Насколько я понял, вы сторонник системы, в которой правильные дела делаются независимо от человека. Есть кадровый резерв, который продолжит нужную политику мэра, есть городской норматив, внутри которого строителям некуда деваться, и есть депутаты, которые через год попадут в мясорубку выборов, если допустят ошибку. Постоянная страховка и контроль.
— По большому счету, это так. Конечно, в истории много зависит от личности, но в повседневной жизни все-таки больше от системы.
Продолжение интервью Александра Гусева — о политике во взаимоотношениях города и области, муниципальных долгах, планах по продаже «Воронежгорэлектросети» и главной истории-2016 мэра Воронежа — читайте в специальном проекте РБК+ «Черноземье: итоги года»