Данил Кустов: «В Воронежскую область будет инвестировано 18 млрд рублей»
- Начать нашу сегодняшнюю беседу мне бы хотелось с результатов работы Агентства по инвестициям за прошедший 2017 год. Данил Александрович, их можно измерить в цифрах? Сколько компаний удалось привлечь в Воронежскую область? Каков объем предполагаемых инвестиций? Какие новые производства появятся на территории региона?
- Проделанную Агентством работу в 2017 году можно измерить в цифрах. Сотрудниками отдела по привлечению инвесторов было организовано 34 официальных визита компаний-инвесторов. Представители российских и иностранных компаний посещали Воронежскую область, встречались с руководством региона, выезжали в муниципальные районы на площадки, где потенциально могли бы разместить производственные мощности.
В итоге 8 компаний приняли положительное решение и выбрали наш регион в качестве места реализации их инвестиционных проектов. Речь о таких компаниях, как: «Криомаш Газ», «КУН», «Русские протеины», «Универсал Строй», «БМА Руссланд», «Девицкий бройлер», «СЗР Логистика», «НСТР Ракетные технологии». Среди перечисленных компаний есть как российские, так и иностранные. Например, «КУН» - один из ведущих мировых производителей сельскохозяйственной техники из Франции. Стоит отметить, что процесс привлечения инвестиций очень непростой и длительный. Например, первый контакт с компанией «КУН» был установлен ещё в 2008 году. И только спустя 9 лет компания решилась на размещение производства в нашей области.
Данные компании будут заниматься выпуском сжиженного природного газа, сельскохозяйственной техники, электронных плат, оборудования для сахарных заводов, производить метеорологические ракеты, удобрения, выращивать грибы и заниматься переработкой биологических отходов.
Объем привлеченных инвестиций составил более 18 млрд рублей.
- Предполагаю, что в немалой степени привлечь данные компании удалось за счет формирования в регионе благоприятного инвестиционного климата. То, что в Воронежской области комфортно реализовать инвестиционные проекты, подтверждают данные Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. По результатам 2017 года Воронежская область поднялась на 8 место в рейтинге, тогда как в 2016 году была за пределами первой двадцатки. Что поспособствовало достижению столь высокого результата и каков вклад Агентства?
- В начале июня 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся XXI Петербургский международный экономический форум. Одним из основных мероприятий форума стала «Презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России».
По его итогам, по сравнению с 2016 годом, Воронежская область показала качественный рост основных показателей, поднявшись вверх на 15 пунктов, наш регион занял 1 место по динамике интегрального показателя и впервые вошел в десятку регионов-лидеров. В настоящее время в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Воронежская область занимает 8 место из 80 регионов.
Результаты Нацрейтинга формировались по 4 основным направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. Деятельность Агентства оценивалась специалистами по первому направлению – «Институты для бизнеса», и здесь Воронежской области эксперты поставили «отлично». По трем другим направлениям регион оценили на «хорошо».
Итоговые данные Национального рейтинга коррелируют с высокими оценками, выставленными экспертами программы «Агент бизнеса», выходившей на телеканале «Вести24». Эксперты от бизнеса оценивали рейтинг делового гостеприимства регионов России, в том числе, и Воронежской области. В этом рейтинге Воронежская область также вошла в 10-ку лучших субъектов РФ и заняла высокое 9 место, в первую очередь, благодаря показателям Агентства.
Опыт Агентства вошел в Сборник лучших практик рейтинга делового гостеприимства по таким направлениям как: организация работы инвестиционного портала, дистанционное взаимодействие с инвесторами, эффективная деятельность работы специализированной организации.
- Одна из ключевых задач Агентства – сопровождение проектов на всем протяжении их реализации, от первых рамочных переговоров до запуска производства. Всегда ли реализация проектов идет гладко или, несмотря на все усилия по созданию благоприятного инвестклимата, инициаторы инвестиционных проектов все еще сталкиваются с трудностями?
- Несмотря на все усилия, оказываемые инвестору со стороны правительства Воронежской области, периодически возникают сдерживающие факторы, препятствующие реализации инвестиционного проекта. И наше Агентство призвано решать данные вопросы.
В течение 2017 года в Агентство поступило 28 обращений от 21 компаний-инвестора, которые в настоящий момент реализуют свои проекты на территории Воронежской области, с просьбой оказать содействие в решении тех или иных вопросов, сдерживающих реализацию проекта. Каждое обращение было рассмотрено специалистами Агентства.
Если говорить предметно, то наиболее часто инициаторы инвестиционных проектов обращаются в Агентство для решения организационных вопросов, связанных с получением разрешительной документации. На втором месте среди обращений - выделение земельного участка, далее подключение к инженерной инфраструктуре, получение мер государственной поддержки и финансирование проектов.
Всего нам удалось решить 21 проблемный вопрос. Остальные вопросы находятся на контроле в стадии решения. Замечу, что ни одно обращение инвестора не останется без внимания наших специалистов.
- Как мне известно, помочь минимизировать проблемы при реализации инвестиционных проектов призваны и целевые модели, разработанные Агентством стратегических инициатив. Хотя их задача даже более глобальна - способствовать развитию предпринимательской среды и повышению инвестиционной привлекательности регионов России в целом. В 2017 году данные целевые модели были введены впервые. Расскажите, что это за модели, и удалось ли добиться каких-либо результатов при их реализации?
- Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации были разработаны Агентством стратегических инициатив для того, чтобы качественно изменить подход к созданию условий для привлечения инвестиций, а также поднять работу региональных управленческих команд на новый уровень.
Целевая модель – это комплекс факторов обеспечения благоприятного инвестиционного климата. Для каждого фактора специалистами было определено целевое значение и показатели оценки его достижения. В течение 2017 года регионы России, в том числе Воронежская область, работали над достижением установленных показателей.
За нашим Агентством были закреплены 2 целевые модели: «Эффективность спецорганизации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами» и «Качество инвестиционного портала».
Также Агентство выполняло отдельные показатели дорожных карт «Эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации» и «Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности».
Во многом направления, заданные целевыми моделями, уже были реализованы ранее Агентством. Речь идет о сопровождении инвестиционных проектов по принципу «одного окна», разработанной системе обучения сотрудников, «горячей линии» для круглосуточной связи с потенциальными инвесторами. Для удобства использования Инвестиционный портал Воронежской области был адаптирован под мобильные устройства и переведен на 4 иностранных языка. Также Агентство регулярно участвовало в федеральных инвестиционных конгрессах и форумах.
В рамках выполнения целевых моделей было сделано следующее: разработана система CRM, позволяющая систематизировать информацию об инвестиционных проектах, сроки рассмотрения обращения инвестора органами власти были сокращены до 10 дней, внедрены показатели эффективности сотрудников Агентства. На Инвестиционном портале созданы 3 формы обратной связи для инвесторов, позволяющие подать заявки на меры господдержки, решение проблемных вопросов, рассмотрение инвестпроекта, был определен официальный статус нашей организации, начат выпуск электронной версии «Инвестиционного вестника», а также в целях продвижения созданы аккаунты в социальных сетях Facebook и Twitter.
В результате, по всем вышеуказанным направлениям Агентство сработало на 100%, данные целевые модели были внедрены раньше срока, в сентябре 2017 года. Уверен, что опыт нашего Агентства будет взят на вооружение и другими регионами.
- Инвестиционная привлекательность – понятие комплексное, помимо упрощения административных процедур, должна создаваться инвестиционная инфраструктура. В 2017 году в Воронежской области началась работа по созданию особой экономической зоны и территории опережающего социально-экономического развития. Участвовало ли в этих проектах Агентство?
- Сотрудники Агентства непосредственно принимали участие в реализации данных проектов. Если говорить про территорию опережающего социально-экономического развития, то в октябре 2017 года сотрудники Агентства, совместно с департаментом экономического развития Воронежской области и администрацией Павловского района, приняли участие в подготовке заявки на создание ТОСЭР. В качестве площадки для льготной экономической зоны был выбран моногород Павловск. В кратчайшие сроки комиссия Министерства экономического развития России одобрила заявку на создание в нашем регионе ТОСЭР, и совсем недавно Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о создании на территории моногорода Павловск Воронежской области территории опережающего социально-экономического развития.
Для резидентов территории опережающего развития предусмотрено создание особой льготной системы налогообложения. Планируется установление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, в размере не более 5% в течение 5 налоговых периодов, начиная с года получения первой прибыли, и не более 11% в течение следующих 5 налоговых периодов.
ТОСЭР будет функционировать 10 лет с возможностью последующего продления данного срока и позволит достичь сразу нескольких целей: вывод Павловска из монозависимости, привлечение инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности региона в целом, создание новых рабочих мест и улучшение качества жизни населения.
Что касается особой экономической зоны, созданной в южной части индустриального парка «Масловский», то сотрудники Агентства полностью подготовили экономическое обоснование бюджетной эффективности создания объектов внутренней и внешней инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры ОЭЗ.
Также были подготовлены расчеты прогнозных показателей эффективности особой экономической зоны и проведена оценка показателей рентабельности, доходности и срока окупаемости новой территории развития.Соглашение на размещение производства в особой экономической зоне подписали уже 6 резидентов. Ориентировочный объем инвестиций составит более 9 млрд рублей.
- Подведя итоги прошедшего 2017 года, логично поинтересоваться и планами на наступивший 2018 год. Какие проекты Агентство намерено реализовать в наступившем году?
- Стратегической задачей для Агентства в 2018 году останется увеличение объема инвестиций, привлекаемых для реализации проектов на территории Воронежской области. Для этого мы будем приглашать в регион инвесторов, устраивать деловые визиты и переговоры, презентовать потенциал Воронежской области в рамках проведения российских и зарубежных конгрессных мероприятий.
В своей работе Агентство сосредотачивается не только на привлечении новых инвестиционных проектов, но и на стимулировании развития текущих инвестпроектов. Ведь для адаптации и перепрофилирования существующих производств также необходимо привлекать финансирование, а это тоже инвестиции причем в гораздо большем объеме.
Мы продолжим оказывать всестороннее содействие компаниям, которые уже реализуют инвестиционные проекты в нашем регионе. И в этой работе сотрудники Агентства будут руководствоваться принципом «одного окна». Это означает, что все услуги по сопровождению инвестиционных проектов для компаний-инвесторов, вне зависимости от объема планируемых инвестиций, Агентство будет оказывать на безвозмездной основе в рамках Устава и Государственного задания.
Сегодня Агентство активно включено в разработку региональных стратегических документов. Под непосредственным руководством временно исполняющего обязанности руководителя департамента экономического развития А.М. Букреева, сотрудниками ведется разработка стратегии социально-экономического развития пяти муниципальных районов: Грибановского, Каширского, Петропавловского, Павловского и Эртильского. Успешное развитие муниципальных образований невозможно без определения системы приоритетов в обеспечении согласованности действий всех субъектов хозяйственной деятельности. В документах проанализированы преимущества и недостатки конкретного муниципального образования, чтобы оценить силы и слабые стороны основных факторов экономической деятельности, определить приоритеты развития.
Агентством организовано бесплатное уникальное обучение для сотрудников органов местного самоуправления районов нашего региона по современным образовательным программам. Обучение «Основам инвестиционной политики государства» ведется дистанционно, в виде онлайн-семинаров.
Семинары предполагают изучение лекционного и видео материала через личный кабинет, размещенный на Инвестиционном портале Воронежской области. В дальнейшем муниципальные служащие будут проходить итоговое тестирование.
В этом году Агентство будет продвигать новую меру государственной поддержки инвесторов, как предоставление в залог областного имущества. Данную меру господдержки оказывает «Земельный залоговый фонд Воронежской области». В настоящее время в его распоряжении 49 земельных участков, 211 объект газоснабжения и 2 пакета акций акционерных обществ. Данное имущество имеет общую рыночную стоимость около 4 млрд рублей.
- Данил Александрович, всех ли инвесторов готова принять Воронежская область?
- Сегодня понятие «инвестор любой ценой» изжило себя. При рассмотрении обращений о намерении инвестировать в Воронежскую область, специалисты Агентства оценивают не только экономическую выгоду для региона от реализации предложенного проекта, но и возможные негативные последствия. Сегодня важно получить качественные инвестиции.
Эксперты оценивают наличие рынка сбыта и существующих производств (во избежание перепроизводства), экологическую безопасность проекта, способен ли он решить социальные задачи и многие другие аспекты.
Ведь инвестиции в Воронежскую область – это инвестиции в жизнь региона. Хочется, чтобы отдачу от них видели не только инициаторы проектов и органы госвласти, но и сами жители области. Именно поэтому так важно качественно подходить к отбору инвесторов.
СПРАВКА:
Агентство по инвестициям и стратегическим проектам Воронежской области – одна из ведущих специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами среди субъектов РФ.
Функционал и структура Агентства вошли в Сборник успешных практик реализации положений регионального инвестиционного Стандарта в 2014 году, Сборник лучших практик по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2015 году, в Сборник лучших практик «делового гостеприимства» в субъектах Российской Федерации 2017 года, также опыт Агентства был взят за основу при разработке Целевых моделей улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на 2017 год.
Сегодня в Агентстве трудятся эксперты, занимающиеся привлечением инвесторов, сопровождением уже реализуемых проектов, продвигают инвестиционный потенциал Воронежской области в России и на международной арене, оказывают аналитические и бизнес-услуги.