Игорь Есауленко: «Мы создаем здоровьесберегающие технологии»
- В своих выступлениях Вы неоднократно говорили, что Ваша основная задача на посту ректора ВГМУ - повышение качества образования. Какие действия предпринимаются на данный момент для повышения уровня знаний обучающихся?
- В медицинском вузе существует несколько задач в процессе подготовки будущих специалистов. Необходимо дать им не только теоретические, но и практические знания. Профессия врача связана с чтением электрокардиограмм, анализов, которые он получает в результате диагностики того или иного заболевания. Доктор должен уметь своими руками вязать хирургические узлы, осуществлять пальпацию органов, аускультацию тонов сердца, подсчитывать пульс и т.д. Для нас главное – подготовить не только теоретически подкованного специалиста, но и специалиста, который может осуществить практические действия. Мы готовим будущих врачей не только в студенческой аудитории, но и в реальной среде: у постели больного в клинике. Возьмем, к примеру, размещение наших кафедр. Только в 30 % случаев они располагаются в главном корпусе нашего университета, все остальные кафедры расположены на базе 40 лечебных учреждений города и области. Качество образования также зависит от цифровых и технологических подходов. В 2011 году мы открыли свой симуляционный тренажерный зал, в последующем его назвали учебной виртуальной клиникой. В нашей виртуальной клинике находится специальное обучающее оборудование, на котором студенты учатся правильно делать забор крови, уколы, оперировать. Благодаря современным технологиям студент в виртуальном пространстве совершает все необходимые действия, которые позволяют вырабатывать навыки хирурга. Наш комплекс симуляционного оборудования позволяет уже с младших курсов готовить специалистов к будущему контакту с больными. Также мы активно используем цифровую медицину. Цифровая медицина позволяет студенту участвовать в осмотре больных и консультироваться у специалистов, которые находятся вне поля нахождения того человека, который осуществляет лечение и проводит обследование пациента. Таким же образом по телекоммуникационным каналам можно получить информацию, необходимую для обучения и получения практического опыта.
Также мы приобщаем студентов к научно-исследовательской работе, подготовке рефератов и сообщений, проведению экспериментов. Учащиеся получают возможность анализировать полученные результаты и применять их для своего обучения и осмысления тех диагностических лечебных мероприятий, которые они проводят. На каждой кафедре, в каждом направлении есть свой учебно-методический комплекс, который интегрирован как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали – преемственность учебных дисциплин, по горизонтали – широкое изучение того или иного явления с разных позиций биохимии, анатомии, физиологии. И главная наша задача – научить студентов ориентироваться в громадном количестве учебного материала и применять полученные знания на практике.
- Как Вы считаете, какое самое главное достижение ВГМУ за последние 5 лет?
- Последние 5 лет мы стабильно входим в ТОП-50 лучших вузов России. В рейтинге не только медицинские вузы, но и технические, экономические, юридические и классические университеты. На основании рейтинга, который проводит общероссийская экспертная комиссия, мы входим в число вузов, которые справляются со всеми показателями оценки эффективности своей деятельности. Этот мониторинг проводит Министерство образования и науки РФ. По всем его показателям наш университет выходит на пороговые и сверхпороговые значения. За последние два года ВГМУ входит в топ-5 лучших медицинских вузов по научно-исследовательской работе. По итогам 2017 года Воронежский медицинский университет занял первое место среди медицинских и фармацевтических вузов России в конкурсе «ВУЗ здорового образа жизни». Мы не только внедряем в жизнь нашего университета спортивные мероприятия, мы создаем здоровьесберегающие технологии. Для нас это важная веха, которая позволяет нам предложить новую оздоровительную программу для города «Воронеж на орбите здоровья», которую мы надеемся внедрить для жителей Воронежа и Воронежской области.
- Какие цели Вы поставили себе на посту ректора в 2018 году?
- 2018 год – год празднования столетия ВГМУ, столетия высшего медицинского образования на территории Воронежской области. Нашему юбилею будет посвящен ряд проектов, которые будут работать на наш имидж и образовательную репутацию, улучшат рейтинговые показатели. В планах строительство спортивно-оздоровительного комплекса «Медик», где могли бы улучшать свои показатели здоровья не только наши студенты и преподаватели, но и врачи и медицинские работники Воронежа и Воронежской области. Мы совершенствуем деятельность НИИ экспериментальной биологии и медицины в направлении работы по гистохимии, постгеномным технологиям, собираемся приобретать новое оборудование, которое позволит решать задачи в области ранней диагностики онкозаболеваний и их изучения на молекулярном уровне. В ближайшее время мы ожидаем прибытие наших коллег из Италии, Казахстана, Белоруссии и других государств, чтобы обсудить с ними дальнейшую совместную работу и принять меры по повышению качества образования и научных исследований.
- Не так давно было подписано соглашение о партнерстве между ВГМУ и новым медицинским центром европейского формата «Олимп Здоровья». На каких условиях будет осуществляться сотрудничество?
- «Олимп здоровья» - это ультрасовременное медицинское учреждение, которое, используя частные инвестиции, создало уникальную медицинскую площадку, на которой могут работать не только врачи, оказывающие медицинскую помощь. Это своеобразная лечебно-образовательная площадка, на которой могут учиться студенты и специалисты, желающие повысить свой профессиональный уровень. Нам интересно взаимодействовать с врачами этого центра для того, чтобы показывать своим студентам меры, которые для их дальнейшего профессионального роста необходимы и полезны. Обучение на современном оборудовании и освоение технологических медицинских приемов только улучшит качество образования, так как будущий врач должен изучать те стандарты, которые применяют на сегодняшний день в современной медицине.
- Смогут ли выпускники ВГМУ начать свою карьеру за границей, будет ли принят их диплом в европейской клинике, и что нужно сделать для того, чтобы он был принят?
- В каждой стране есть свои особенности в процессе получения диплома о высшем медицинском образовании. К примеру, в Англии выписывают рецепты на английском языке. В Германии или Франции существует другая классификация болезни, которая отличается от российской. Если наш выпускник хочет работать за рубежом, то он должен знать особенности медицины и стандарты оказания медицинской помощи той или иной страны. Для этого существует процедура нострификации диплома. Специалист сдает экзамен, подтверждает свой диплом и может осуществлять медицинскую деятельность. Диплом нашего вуза признается в других странах, на протяжении более 20 лет мы сотрудничаем с клиникой «Шарите» Берлинского университета, уже 11 наших выпускников успешно там работают. Они проходили там практику, прошли переподготовку и успешно сдали экзамены. Высшее медицинское образование, полученное в России, не является противопоказанием работы в любой европейской стране. Просто необходимо изучить и принять ту систему, которая в этой стране существует. Однако я считаю, что каждый специалист должен начинать свою карьеру в сфере практической деятельности с азов. Все известные русские врачи начинали в обычных амбулаторных клиниках, нарабатывали опыт и проходили разные этапы не только своего медицинского образования, но и медицинской подготовки. Ведь медицина – это есть образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. В течение всей жизни специалист должен учиться и воспринимать те изменения, которые в медицине происходят постоянно.
- На данный момент Воронежский медицинский университет активно сотрудничает с медицинскими вузами Китая. Какие категории студентов смогут поехать туда по обмену?
- Мы подписали договор о сотрудничестве, несколько наших студентов съездили в Китай, но я считаю, что неправильно посылать обучающихся просто на ознакомительную практику. Нам не нужен медицинский туризм, нам нужна совместная работа. Мы отобрали наших студентов старших курсов, клинических ординаторов, которые поедут в Китай с определенной целью: изучить особенности лечения ревматологических больных, основы традиционной китайской медицины и применения ее в области офтальмологии. Каждый из них будет учиться новому, и будет использовать эти инновации в нашем университете и на базе наших клиник. Помимо профессиональных знаний, самое главное требование к нашим студентам в рамках программы по обмену – отличное знание английского, а лучше китайского языка. На сегодняшний момент мы не отправляем ни одного студента за рубеж, если он не знает в совершенстве иностранный язык.
- Одно из самых значимых событий в жизни ВГМУ в этом году - создание предуниверсария. С какой целью он был создан и каковы перспективы его развития?
- Цель предуниверсария – обобщить ту профориентационную работу, которую мы проводим, для того, чтобы сформировать у будущего студента мотивационные принципы в получении профессии. Мы создаем медицинский предуниверсарий, не биолого-химический, а именно медицинский. Наши будущие студенты уже на школьной скамье должны проявлять интерес к медицине и медицинским дисциплинам. Дальнейшее продвижение медицинского предуниверсария мы видим в создании площадок, в формировании которых примет участие департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. На конкурсной основе будут отобраны школы, в которых будут находиться медицинские классы. Мы хотим создать для учащихся предуниверсария устойчивую мотивацию в профессии медика, которая позволит им в дальнейшем успешно справляться с учебной программой, уже находясь на студенческой скамье.