Глава Национального ESG Альянса — РБК: «В мире идет конвергенция»
В Воронеже прошел саммит по устойчивому развитию территорий «Черноземье». Основной целью стало формирование устойчивой модели развития Центрально-Черноземного макрорегиона, а также обмен опытом и лучшими практиками. Об итогах работы саммита и необходимости разработки стратегий устойчивого развития рассказал в интервью с РБК Черноземье генеральный директор Национального ESG Альянса Андрей Шаронов.
О целях саммита
— Общая идея саммита — это важность темы устойчивого развития, это нормативное ограничение, это принятие на себя компаниями обязательств по необходимости разработки стратегий устойчивого развития. Это не только климатический и экологический вопрос, но вопрос социальной ответственности управления равенства — в частности, гендерного.
Трудно представить себе темы, которые бы не попадали в фокус повестки устойчивого развития. Мы говорили о роли городов и регионов, и важно, что власти этих городов и регионов начинают думать в этом направлении. Начинают рассматривать свои территории с точки зрения качества жизни, благоустройства, эффективного жилья, эффективного транспорта, сокращения выбросов, доступности возрастного равенства.
Об ответственности компаний
— Что касается компаний, речь идет, прежде всего, о сокращении выбросов, загрязняющих окружающую среду. В России было принято много нормативных актов, которые касаются утилизации отходов, использования отходов от добычи полезных ископаемых, вовлечения их в повторный оборот. Это довольно дорогая история, сложная, но государство постепенно подвигает компании к решению этого вопроса.
С другой стороны, компании довольно много внимания уделяют качеству жизни в городах своего пребывания, и это уже не спонсорство, а понимание, что, если качество жизни будет снижаться, никакие высокие зарплаты не удержат людей в этих регионах. А это значит, что компании получат огромные проблемы, о чем все уже давно говорят.
На одной из сессий состоялся интересный диалог по поводу торговли и сельского хозяйства. Казалось бы, торговля не сильно загрязняет окружающую среду. Однако у таких гигантов, как, например, Х5 Group, образуется очень много отходов, состоящих из упаковки. Как ее вернуть обратно в полезное использование? Ведь это, в том числе и сохранение еды, которой в России в год выбрасывается 17 млн тонн, а ведь в России 14 млн человек испытывают проблемы с качественной едой. Они не голодают, но их рацион бедный, им трудно его поддерживать. При этом эти отходы являются источником парниковых газов, прежде всего метана.
О банковском секторе
— У банков огромные возможности влияния на поведение домохозяйств и компаний в пользу устойчивого развития. Мы ничего не изобретаем: банки, которые кредитуют и домохозяйства, и бизнесы, дифференцируют условия займов в зависимости от качества заемщика с точки зрения его портрета и тех проектов, на которые идет финансирование.
То есть, другими словами, инвесторы идут на снижение своей доходности, инвестируя важные в социальном, экологическом или климатическом плане проекты. Они сознательно жертвуют частью своей прибыли, чтобы менять поведение потребителей. Эту возможность имеет, прежде всего, Сбер, который работает со 108 млн физлиц в Российской Федерации и 3 млн компаний.
Наметилась тенденция преференций: многие крупные банки делают скидки на такие проекты. Иногда они символические, меньше одного пункта в стоимости кредита, но, тем не менее, вектор задан. Банки справедливо говорят, что регулятору — в данном случае Банку России — следовало бы подумать о встречных стимулах. Если я, как банк, даю кредит на «зеленый» проект под более низкую ставку, сделайте для меня какое-то доброе дело. Например, снизьте норму резервирования, чтобы для меня, как для заемщика, было выгодно работать по таким проектам.
О публичности инвестирования
— Природа корпоративных отношений — это взаимосвязи между акционерами кредиторами и собственниками менеджментом, потребителями, поставщиками — то есть теми, кто называется заинтересованными сторонами. Эти отношения должны быть прозрачными, без двойного дна. В условиях санкций некоторые компании снизили объем раскрытия информации, что, на мой взгляд, неправильно, потому что нарушает саму природу публичного инвестирования. Если я вложил деньги в вашу компанию, покажите мне, как выглядит ее экономика, и, может быть, я вложу туда еще больше денег. С другой стороны, я могу принять решение с вами больше не сотрудничать, потому что вы плохо управляете предприятием, то есть и моими деньгами тоже.
О равенстве возможностей
— Это важный момент, но повестка корпоративного управления и в мире, и в стране гораздо шире. Она включает в себя, например, вопросы равенства — прежде всего, гендерного, то есть равенства между полами. Речь идет о том, чтобы условия работы и вознаграждения мужчин и женщин при одинаковом труде совпадали. К сожалению, такого пока нет. Разница в оплате труда в мире достигает 50%. Даже в самых развитых странах эта разница есть, и это несправедливость.
Вторая важная тема — это присутствие женщин в органах управления.
Россия и СССР традиционно были очень демократичными странами в этом отношении, и доля женщин на всех уровнях, за исключением самого верхнего иногда была даже больше, чем доля мужчин. Поэтому задача сейчас состоит не в том, чтобы увеличивать количество женщин руководителей на самых высоких уровнях. На первом и на втором уровне это тоже — часть повестки корпоративного управления.
Об инклюзии
— Возможность включать в производственные процессы людей с ограниченными физическими возможностями — это очень важная тема. Нужно не только строить пандусы для инвалидов, чтобы они могли выходить из дома и посещать публичные места. Нужно создавать для них профессиональные возможности, вовлекать их в производственный труд. Это условия их выживания, в том числе и морального, вопрос их самооценки и достойной жизни.
О санкциях
— Говорить, что санкции никак не повлияли на повестку в стране, было бы нечестно. Конечно, санкции повлияли, прежде всего тем, что у некоторых компаний возникли проблемы, связанные с физическим выживанием. Появились проблемы, связанные с потерей цепочек поставок и рынков сбыта, с прохождением оплаты удаленным сотрудникам и поставщикам. Финансовые и людские ресурсы, внимание руководства переключились на эти цели в ущерб повестке устойчивого развития. У некоторых появилось ощущение, что раз Европа была драйвером повестки устойчивого развития, а сейчас мы с Европой не торгуем, это значит, что мы свободны от устойчивого развития. Это глубокое заблуждение, и через некоторое время компании это поняли.
Если посмотреть на Восток, куда мы теперь ориентируем свою экономическую деятельность, то он семимильными шагами движется к этой повестке. В мире идет конвергенция, сближение национальных повесток между собой.
О конкурентных преимуществах
— То, чего мы боялись от Запада, трансграничного углеродного регулирования, например, когда наша продукция, поставляемая на западные рынки, облагалась дополнительным налогом в связи с большим углеродом следом, ждет нас теперь на Востоке, потому что те страны, которые торгуют с Европой, будут предъявлять к нашей входящей продукции ровно те же требования, которые к их продукции предъявляют в Европе.
Но экологичность продукции — это не только угроза и риски. Это еще и возможности, причем возможности репутационные. От 70 до 90% потребителей говорят, что при прочих равных условиях они отдают предпочтение более экологичной продукции, более экологичному и социально ориентированному производителю. Поэтому многие компании начинают рассматривать движение в повестке устойчивого развития как конкурентное преимущество, а не просто как обязаловку.
Об изменениях климата
— Адаптация к изменениям климата — это часть повестки устойчивого развития. Что вы будете делать, когда при изменении климата у вас возникнут дополнительные неблагоприятные обстоятельства? Это вполне возможно. Рост средних температур и засухи, ухудшение условий хозяйствования, угрозы гидросооружениям, связанные с наводнениями, и так далее — все это реально. Уже сейчас губернаторы должны подумать о том, куда они побегут, если эти природные факторы реализуются. Как сделать так, чтобы не поставить под угрозу нормальное функционирование предприятий региона и систем его жизнеобеспечения? Мне кажется, что сейчас многие предприятия более продвинуты, чем региональные власти, потому что для них это вопрос выживания на рынке. Муниципалитеты по-другому на это смотрят, и наша задача состоит в том, чтобы они резко проснулись и обратили на это внимание.
О важности ESG-повестки для населения
— Не может быть хорошего оркестра в городе, где не любят слушать музыку. Если население не видит ценности в повестке устойчивого развития, оно будет вести себя соответствующим образом, и это плохо для всех. Нужно объяснять, почему это важно. Наша задача состоит в том, чтобы создавать все более благоприятную среду для развития устойчивого развития, поощрять дружественное поведение компаний и домохозяйств к экологии, социальной ответственности, прозрачности бизнеса и так далее. Это и есть — основная задача альянса.
Справка
ESG Альянс — это автономная некоммерческая неправительственная организация, созданная крупнейшими российскими компаниями, такими, как Сбер, Русал, Норникель, ФосАгро, Х5 Ритейл, компания St+, АФК–система и другие, которые вместе составляют около 10% российской экономики. Все компании, которые я назвал, работают не вокруг Кремля. Они работают по всей России.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.