Президент ГК «Лимкорм» Лиман: рынок кормов растет, как и конкуренция

Потребление кормов для домашних животных в России продолжает расти: по данным аналитиков, к 2028 году оно достигнет 1,57 млн т, а к 2034 превысит 2,1 млн тонн пишет «Коммерсантъ». Уход части иностранных брендов открыл возможности для отечественных производителей, но одновременно усилил конкуренцию и обострил кадровый дефицит. О том, как меняется рынок, в интервью РБК Черноземье рассказал президент группы компаний «Лимкорм» Сергей Лиман.
― Многие думают, что иностранные корпорации, которые производили популярные корма, частично или полностью ушли из России. Так ли это на самом деле?
― Нет, это заблуждение. Например, Mars и Nestle продолжают работу, в стране у них четыре-пять заводов по производству сухих и влажных кормов. Они не национализированы, остаются американскими компаниями. Долю рынка компании частично потеряли. За последние пять лет доля иностранных производителей кормов для кошек и собак снизилась с 85 до 65%. Им запрещены новые инвестиции и реклама, но выручку поддерживает 30-летнее присутствие и узнаваемость брендов. Их корма производятся в России в основном из отечественного сырья ― мясо и зерновые полностью локализованы. Поэтому называть их «ушедшими» некорректно.
― А что изменилось после ухода части поставщиков?
― Основная проблема была с импортом из Италии, Испании, Бельгии и Великобритании. Там производили корма под собственными торговыми марками российских компании, в том числе и ритейлеры. После ограничений наступил спад, но одновременно открылось «окно возможностей» для российских производителей. За последние три года появилось много новых заводов ― как небольших региональных, так и крупных предприятий уровня «Петэксперт» или AlphaPet.
Кстати, наши заводы в Губкине и Шебекино открылись еще в 2018 и 2022 годах. В Шебекино пришлось непросто: в 2023-2024 годах часть мощностей пострадала от обстрелов. Но мы вошли в территорию опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Губкине и смогли запустить новые линии. Это позволило сохранить производство и продолжить расширение. Кроме того, недавно мы вошли в свободную экономическую зону (СЭЗ) Шебекино. На полную мощность завод вышел только во втором квартале 2025 года.
― Сдвинулось ли потребительское поведение в пользу российских брендов?
― Да, но не радикально. Часть владельцев животных перешла на отечественные корма вынужденно, часть ― по патриотическим соображениям. При этом большинство кормов на рынке формально российские: даже у международных компаний до 40% состава ― мясные продукты отечественного происхождения, плюс местные зерновые и вода. Поэтому разделение на «импортное» и «российское» условно. В регионах переход заметнее: например, в Крыму после 2014 года почти полностью ушли импортные бренды.
― В 2016 году вы открыли направление кормов для рыб. Чем отличается их производство?
― Это высокотехнологичная сфера. Корма для рыб должны быть сбалансированы по аминокислотам и омега 3-жирным кислотам, учитывать среду и вид рыбы: к примеру, для форели корм должен тонуть, а для сома ― плавать. А высокая жирность кормов важна для выращивания аквакультуры в холодной воде. Производство требует качественной рыбной муки и строгого контроля, потому что покупатели ― это не розничные клиенты, а хозяйства, работающие по модели B2B. Они имеют лаборатории и предъявляют жесткие требования к сырью.
― Как развивалось производство кормов для рыб в России?
― До 2013 года рынка фактически не существовало, почти все импортировалось. Ситуация изменилась после закона об аквакультуре и запуска субсидий. За последние 3-5 лет появилось множество заводов, включая крупные предприятия с современным оборудованием. Рынок кормов для аквакультуры условно делится на сегмент кормов для ценных видов рыб (форель, осетр) и для массовых видов (карп, сом). Общий объем рынка составляет около 420 тыс. т, из которых на ценные виды приходится примерно 160 тыс. т. При этом наибольший интерес участников рынка сосредоточен именно на сегменте ценных видов. Сейчас мощности оцениваются в 500 тыс. т при внутренней потребности около 120 тыс. т ― фактически сложилось перепроизводство. Это усилило конкуренцию, особенно с турецкими компаниями, которые не всегда могут производить корма, отвечающие российским требованиям по жирности и составу.
― Как вы конкурируете в сегменте производства кормов для рыб?
― Конкуренция в сегменте строится, прежде всего, на качестве продукции и реальных показателях роста рыб. Главные факторы, которые мы учитываем ― состав кормов, соответствующий заявленным характеристикам, а также гарантированные показатели прироста рыбы при их использовании.
― Какова география присутствия вашей компании?
― Мы присутствуем во всех регионах России, работаем, как напрямую, так и через сеть партнерской дистрибуции. На рынке СНГ активно поставляем корма для домашних животных в Казахстан, Узбекистан, Армению, Грузию, Белоруссию и Туркменистан, работаем с Монголией. В этом году готовимся к выходу в Турцию, Китай и Сербию.
― Какие новые проекты планируете развивать?
― В ТОСЭР Губкин мы ввели вторую производственную линию и линию упаковки. Запустили завод по выпуску натуральных усилителей вкуса (дайджестов), без которых невозможно производство современных кормов. В Шебекино продолжаем выпуск премиксов и витаминно-минеральных смесей для сельхозживотных, этим занимаемся уже более 20 лет. Планируем еще одно производство в Губкине, а также рассматриваем проект завода в особой экономической зоне «Центр» под Воронежем. Реалистичные сроки ― 2027-2028 годы: чтобы запустить объект в 2028, строить его нужно начинать в 2026.
― Какие проблемы остаются в отрасли, на ваш взгляд?
― Если сравнивать с «нулевыми» годами, ситуация изменилась кардинально. Сейчас нет проблем ни с технологиями, ни с оборудованием ― китайские и турецкие линии заметно выросли в качестве и стали альтернативой европейским. Сырье также доступно, развиваются перерабатывающие предприятия. Главная беда, считаю ― дефицит кадров: технологов, инженеров, наладчиков упаковочного оборудования. Это системный вызов для всей отрасли.
По данным «РБК Компании», ООО «Лимкорм Групп» зарегистрировано 25 января 2022 года в селе Таврово Белгородского микрорайона Белгородской области. Уставный капитал составляет 100 тыс. руб. Основной вид деятельности ― исследование конъюнктуры рынка, всего зарегистрировано 16 видов деятельности. Руководит предприятием Сергей Лиман. Учредителями являются Сергей Лиман и Анатолий Мытник. В 2024 году компания получила выручку 976,5 млн руб., чистая прибыль составила 7,6 млн руб.
В группу компаний «Лимкорм» входит шесть юридических лиц: ООО «Лимкорм Групп», ООО «Лимкорм», ООО «Лимкорм Петфуд», ООО «Лимкорм Фарм», ООО «Лимкорм Дайджест», ООО «Агроакадемия».