Автокредитование в Черноземье замедлилось вслед за общероссийским трендом
В ноябре 2025 года регионы Черноземья ощутили на себе замедление темпов выдачи автокредитов, следуя общероссийскому тренду. Наибольшее снижение зафиксировано в Курской области, где было выдано 0,86 тыс. автокредитов, что на 22,3% меньше, чем в октябре (1,11 тыс.), следует из данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Белгородская область сократила показатели на 19,9% — с 1,41 тыс. до 1,13 тыс. кредитов. В Воронежской области количество выданных автокредитов упало на 19,7% — с 2,34 тыс. до 1,88 тыс.
Снижение в регионах Черноземья оказалось менее выраженным, чем в среднем по России (-25,1%) и в отдельных субъектах-лидерах падения, таких как Тюменская область (-33,2%), Пермский край (-32,4%), Удмуртская (-32,2%) и Чувашская (-31,5%) Республики, Ленинградская область (-30,9%).
Эксперты связывают резкий спад с комплексом факторов: от высокой стоимости кредитов до регуляторных ограничений. Как отмечает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев, в текущих условиях автокредит стал одним из самых дорогих способов приобретения автомобиля.
«Ежемесячный платеж на популярные модели по сравнению с 2022-м и 2023-м годами вырос на треть. За последние два года одновременно выросли и цены на автомобили, и стоимость заемных денег — чего не скажешь о доходах населения даже в относительно благополучных регионах», — подчеркивает эксперт. По его словам, стоимость владения автомобилем растет быстрее доходов населения.
Матвеев детализирует ключевые причины стагнации. Первой и главной он называет высокую ключевую ставку, из-за которой кредиты на новые автомобили без господдержки сохраняются на уровне высоких двузначных значений, а по подержанным машинам они еще выше. Вторым критическим фактором стал значительный рост цен на автомобили. По словам эксперта, даже самые доступные новые модели теперь находятся в ценовом диапазоне до 3 млн руб., что автоматически ужесточает требования банков к уровню официальных доходов заемщиков. Третья причина — ужесточение регулирования со стороны Банка России, в частности, введение с 1 июля макропруденциальных лимитов. Эти меры фактически ограничили для банков возможность кредитования заемщиков с высокой долговой нагрузкой, имеющих показатель предельной долговой нагрузки (ПДН) от 80% и выше.
Общероссийский объем выдачи автокредитов в ноябре сократился до 93,9 тыс. единиц, что на четверть меньше октябрьских показателей. В годовом выражении (ноябрь 2025 к ноябрю 2024) рынок автокредитования в РФ показал рост на 1,4% по количеству и на 16,8% по объему выдачи, что связано с низкой базой прошлого года на фоне ужесточения денежно-кредитной политики. Географически в ноябре лидерами по количеству выданных кредитов оставались Москва (6,66 тыс.), Московская область (6,32 тыс.) и Республика Татарстан (5,32 тыс.).
Прогноз: ожидание новых льгот и влияние утилизационного сбора
Что касается прогнозов, эксперты сходятся во мнении, что динамика рынка в начале 2026 года будет зависеть от баланса нескольких факторов. Генеральный директор «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев рассматривает льготные кредиты как гибкий маркетинговый инструмент. Он полагает, что объемы субсидирования со стороны автопроизводителей и импортеров напрямую зависят от спроса. «В первые месяцы 2026 года спрос на машины снизится, а значит, в этот период можно ожидать роста субсидирования кредитов импортерами», — прогнозирует Матвеев.
Другой точки зрения придерживается доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. Он ожидает двустороннего давления на рынок. С одной стороны, в конце 2025 — начале 2026 года объемы кредитования могут дополнительно сократиться из-за планируемого роста утилизационного сбора, что повысит конечную стоимость автомобилей. С другой стороны, эксперт не исключает стабилизации и даже роста рынка в случае смягчения денежно-кредитной политики Банка России. «В целом снижение ключевой ставки постепенно уменьшит стоимость кредитов, что даст позитивный импульс как рынку автомобилей, так и рынку автокредитования», — резюмирует Щербаченко.
Курская, Белгородская и Воронежская области вошли в середину общероссийского рейтинга доступности автокредитов. Согласно исследованию «РИА Рейтинг», в Курской области (39-е место) кредит на новый автомобиль стоимостью 1,3 млн руб. могут взять 17% семей. В Белгородской области (40-е место) этот показатель составляет 16,9%, а в Воронежской (51-е место) — 14,7%. При этом наивысшую в Черноземье позицию заняла Липецкая область (34-е место, 18,1%), а Тамбовская область оказалась на последнем месте в макрорегионе (71-е место в РФ, 10,4%).