«Потрогать» историю: курянин создал маршрут по местам детства Свиридова
В Курске в день 110-летия со дня рождения Георгия Свиридова состоялась презентация уникального пешеходного туристического маршрута. «Тропа Свиридова», проложенная по местам детства и юности композитора, стала первым в городе именным проектом, объединившим информационный стенд, детальную карту и озвученный аудиогид с музыкой. Проект, созданный местными журналистами при поддержке регионального министерства информации и массовых коммуникаций, позволяет за два часа прогулки увидеть Курск начала XX века глазами будущего гения.
Протяженность маршрута около 3 км включает девять точек, каждая из которых — страница биографии. Изначально точек было десять, но для оптимального формата аудиогида приняли решение исключить наиболее удаленный объект — здание церковно-приходской школы у Троицкой церкви на улице Гайдара.
Финальный маршрут представляет собой смесь памяти и реальности. Участники экскурсии могут увидеть места, где стояли утраченные здания: деревянный флигель Свиридовых на улице Уфимцева, сгоревший в войну, и Флоровскую церковь, разрушенную в 1935 году. Рядом — сохранившиеся свидетели эпохи: немецкая кирха, дом Уфимцева, мемориальный дом на Радищева, Первомайский парк и Свиридовский центр искусств.
Автор проекта, журналист и краевед Алексей Пищулин, в интервью РБК Черноземье рассказал, что «Тропа Свиридова» — лишь вершина айсберга большой исследовательской работы. За последние годы им были детально разработаны онлайн-маршруты, посвященные другим ключевым фигурам курской культуры.
«Сам я родился в Курске и очень люблю его. Годам к 20, как мне казалось, исходил все сколько-нибудь интересное вдоль и поперек. Но когда ко мне стали приезжать друзья из других городов, я начал открывать для себя Курск по-новому вместе с ними. Готовил для гостей импровизированные экскурсии, перед этим читая городские легенды, истории зданий, храмов, читал об известных людях, которые жили в том или ином доме. И всегда удивлялся, если кто-то говорил, будто у нас кроме триумфальной арки нечего показать. У Курска богатейшая история, и она читается везде, в исторических кварталах от Храма Всех Святых до Никитской церкви», — рассказал журналист.
Свиридов не случайно стал героем первого аудиогида, созданного Алексеем Пищулиным. «Центр я довольно давно исходил и не раз обращал внимание, например, на мемориальные доски, связанные со Свиридовым — у его дома на Радищева, в бывшем Доме офицеров и так далее. Было от чего отталкиваться. А масштаб этой исторической личности не вызывает сомнения. Музыкой Свиридова я лично восхищаюсь», — объяснил краевед.
Идея создания подобных экскурсий появилась еще в 2018 году. По словам автора, работа над каждым маршрутом напоминала журналистское расследование, требующее погружения в архивы, изучения биографий и встреч с экспертами. Особый фокус всегда делался на историю, которую еще можно «потрогать», хотя часто нужные здания уже не существовали.
«Часто оказывалось, что нужных зданий уже попросту не существует, но не отметить на карте пусть даже места, где они находились, нельзя. Так было с домом и музыкальной школой Свиридова. Деревянный флигель Свиридовых на улице Уфимцева во время Великой Отечественной войны сгорел, школу снесли при расширении улицы, а храм, в который его водила бабушка, был разрушен в 1935 году», — объясняет автор.
После «дебюта» Свиридова автор углубился в биографии других значимых для курской истории личностей.
«Появились онлайн-экскурсии по местам художников Казимира Малевича и Александра Дейнеки, писателя Евгения Носова: где жили они и их семьи, где венчались и крестили детей, где работали, творили и просто любили проводить время. Были и более обобщенные маршруты — по местам художников и медиков из династии Шуклиных, по местам репрессированных священнослужителей, по местам освобождения города Курска», — отметил Пищулин.
Первым шагом к офлайн-реализации стало открытие в июне музея памяти художника Бориса Шуклина в курской школе №42. Там были установлены стенды с картой и текстовым материалом по династии Шуклиных. Однако ключевым толчком для «Тропы Свиридова» стал пример другого региона. Прошлым летом Алексей Пищулин, находясь в Вологде, увидел на улице информационный стенд с картой маршрута по «шаламовским местам», дополненный ссылкой на аудиогид.
В Курске идея автора нашла поддержку в редакции «РИА Курск», где он работает. Началась практическая реализация. Автор заново актуализировал материал по Свиридову, повторно связался с привлекавшимися ранее экспертами и обновил фотографии локаций. Редакция и подключившееся региональное мининфо взяли на себя организационные вопросы: поиск спонсора, подбор диктора для аудиогида и получение официального разрешения городской администрации на установку информационного стенда. Целью было приурочить открытие к 110-й годовщине со дня рождения композитора, что и удалось осуществить.
Пищулин подчеркивает, что проект является чистой редакционной инициативой, которую поддержало региональное министерство информации и общественных коммуникаций Курской области, а реализация проекта — заслуга большой команды.
«Я мог составить и подробно описать маршрут, но без карты, которую нарисовала наш курский дизайнер Татьяна Шахова, он был бы «одноногим». А уж если говорить о создании аудиогида, установке информационного стенда, то тут подключился целый коллектив. Это уже по-настоящему командная работа», — объяснил Пищулин.
Культурную и историческую значимость проекта подтвердили в региональном мининфо.
«Музыку Свиридова знает каждый. Она звучит в фильмах, на концертных площадках по всей стране, на школьных уроках. Куряне могут по праву гордиться своим выдающимся земляком и заново открыть его, а заодно и лучше узнать родной город, пройдя «Тропой Свиридова». Это уникальный проект, где удалось связать воедино разрозненные факты, превратив их в живой, понятный маршрут. Мы надеемся, что он также будет способствовать увеличению привлекательности Курска для посещения иногородними гостями, станет еще одним маленьким, но важным шагом на пути к празднованию 1000-летия. Такие инициативы действительно делают город культурным», — прокомментировал РБК Черноземье министр информации и массовых коммуникаций Курской области Михаил Шумаков.
Сам автор уникальность своего проекта видит в комплексной систематизации разрозненных данных.
«Просто никто до меня, видимо, не задался целью систематизировать таким образом всю имеющуюся о Свиридове информацию. Если бы не сделал я сейчас, потом 100% сделал бы кто-то другой», — отметил краевед.
Презентация маршрута «Тропа Свиридова» состоялась 16 декабря у памятника композитору на улице Ленина, где установлен информационный стенд. Успех «свиридовского» маршрута определит судьбу других исторических проектов. В случае положительного отклика курян, следующие точки на карте города могут появиться в местах, связанных с Дейнекой, Малевичем или Носовым, чьи цифровые следы уже проложены Алексеем Пищулиным.
Ранее РБК Черноземье писал, что пять объектов культурного наследия Курска ждет реставрация.
Георгий Свиридов, один из крупнейших русских композиторов XX века, родился 16 декабря 1915 года в Фатеже Курской губернии. После гибели отца в Гражданскую войну семья переехала в Курск в 1924 году, где будущий композитор провел детство и юность — ключевые для формирования личности годы.
Именно в Курске Свиридов приобщился к музыке, сделав первые шаги в творчестве. Он жил с матерью и братом сначала во флигеле на улице Уфимцева (дом не сохранился), а затем в доме по улице Радищева (ныне мемориальный дом-музей). Посещал мужскую гимназию (позже школа №4), а с 1929 по 1932 год учился в музыкальной школе, располагавшейся на углу улиц Ленина и Золотой. Бабушка водила мальчика в старинную Флоровскую церковь (разрушена в 1935 году), что позже отразилось в глубине духовных мотивов его музыки. После окончания техникума в 1932 году Свиридов уехал в Ленинград для продолжения образования.
Курский период стал эмоциональным и культурным фундаментом в творчестве Свиридова. Воспоминания о природе, православных традициях и народной песенной культуре Курского края нашли прямое отражение в таких знаковых произведениях, как хоровой цикл «Курские песни» (1964), принесший композитору мировую известность.









