Перейти к основному контенту

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Черноземье⁠,
0

Запрос от экономики: как регионы Черноземья настраивают переобучение

Регионы Черноземья адаптируют федеральные программы под нужды экономики
Регионы ЦЧР активно реализуют программы переобучения, однако эксперты отмечают ключевую проблему: граждане выбирают офисные специальности, тогда как экономика нуждается в квалифицированных рабочих
Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

Счетная палата РФ обнародовала результаты проверки федеральных проектов переобучения «Содействие занятости» и «Активные меры содействия занятости», указав на неэффективное использование бюджетных средств и несоответствие программ потребностям экономики. В 2023–2024 годах на эти цели было выделено 15,5 млрд руб., однако трудоустройство после обучения нашло лишь около 80% слушателей. Аудиторы выявили системный дисбаланс: граждане массово выбирают курсы в сфере IT и управления, в то время как рынок остро нуждается в кадрах для обрабатывающих производств и строительства.

Регионы ЦЧР активно используют возможности федеральных программ для переобучения и повышения квалификации трудовых ресурсов. РБК Черноземье разбирался, как эти инициативы влияют на региональные рынки труда, и какие подходы демонстрируют наибольшую эффективность.

Регионы Черноземья наращивают усилия: опыт и вызовы

Воронежская область выделяется масштабами охвата. Как сообщили в региональном министерстве труда и занятости населения, «общее количество граждан, которые планируется переобучить, составило более 1,41 тыс. человек в 2023 году, 1,76 тыс. в 2024 году и 943 (впоследствии увеличено до 1,13 тыс.) в 2025 году». Фактические результаты значительно превзошли ожидания: в 2023 году обучение прошли свыше 2,81 тыс. человек, в 2024 году — 1,81 тыс. человек. В 2025 году приоритетом стало удовлетворение потребностей рынка труда в представителях рабочих профессий». Статистика трудоустройства подтверждает эффективность: 84% в 2023 году, 85% в 2024 году и 70% на текущий период 2025 года. В ведомстве пояснили, что организация обучения осуществляется в соответствии с ежегодно обновляемым перечнем востребованных профессий. Особое внимание уделяется планированию трудоустройства — с гражданами заключаются соответствующие договоры до начала обучения. Финансирование, как и в других регионах, осуществляется федеральными операторами, средства из регионального бюджета не предусмотрены.

Белгородская область, несмотря на сложную оперативную обстановку, демонстрирует одну из самых эффективных систем трудоустройства. «Более 2,4 тыс. белгородцев прошли переобучение и повышение квалификации в 2023 году в рамках федерального проекта «Содействие занятости», что на 30% превысило плановые показатели», — констатируют в региональном министерстве социальной защиты населения и труда. В 2024 году тенденция сохранилась: свыше 1,46 тыс. жителей региона освоили новые профессии, а трудоустройство после обучения превысило 90%. В министерстве подчеркивают амбициозность целей: «Основная цель — обеспечить занятость обученных граждан на более высоком уровне, чем требуется проектом (75%). Мы эту планку уверенно преодолеваем, демонстрируя результат свыше 85% трудоустроенных». Программы обучения формируются с учетом анализа структуры вакансий, качественного состава соискателей и потенциальных возможностей трудоустройства. Так, в 2024 году наибольшей популярностью пользовались курсы бухгалтерского учета, кадрового дела, специалиста по закупкам, повара, электросварщика, IT направления и другие.

Липецкая область сделала осознанную ставку на рабочие профессии и социальную сферу, что отразилось на структуре образовательных программ. «В 2023 году обучение прошли более 2,1 тыс. жителей региона, в 2024 году — почти 2,2 тыс. В 2025 году планируется обучить еще свыше 1,5 тыс. человек, из которых 695 уже завершили обучение, а 625 продолжают учебу», — сообщили в правительстве региона. Уровень трудоустройства показывает положительную динамику — с 76% в 2023 году до 82,5% в 2024 году.

Наиболее востребованными оказались программы подготовки операторов станков с ЧПУ, сварщиков, швей, электромонтеров, а также медицинских специалистов и работников сферы образования. Участие в программах доступно для граждан, обратившихся в службу занятости, людей старше 50 лет и предпенсионного возраста, родителей в декретном отпуске и других категорий населения.

Власти региона акцентируют, что финансирование напрямую из федерального бюджета позволяет липчанам получать востребованное образование бесплатно, и в настоящее время уже ведется активная подготовка к формированию перечня профессий на 2026 год с учетом прогноза кадровой потребности.

Курская область отработала модель, максимально приближающую обучение к гарантированному трудоустройству. «Все плановые показатели по количеству обученных граждан выполнены в полном объеме. В 2023 году обучение прошли более 1,2 тыс. курян, в 2024 году — свыше 880, а за десять месяцев 2025 года — более 500 человек», — информирует правительство Курской области. Ключевым инструментом стала практика обучения по договорам с потенциальным работодателем. Уровень занятости после обучения остается высоким: в 2023 году работу сохранили или нашли более 93% выпускников, в 2024 году — 87%, а в 2025 году – почти 83%. «Специалисты продолжают оказывать содействие в трудоустройстве тем, кто завершил обучение», — добавляют в ведомстве. Для обеспечения гибкости жителям региона предоставлен выбор из 360 профессий различных отраслей — промышленности, сельского хозяйства, IT, строительства и медицины.

Тамбовская область выделяется точечным фокусом на промышленный сектор и адресным использованием средств. «Общий объем финансирования мероприятий в 2023–2025 годах превысил 15 млн руб., — следует из официальных данных регионального министерства труда и занятости населения. — В 2023–2024 годах в рамках проекта «Содействие занятости» выделено 8,9 млн руб. и 4,8 млн руб. соответственно на обучение работников промышленных предприятий». В 2025 году 1,7 млн руб. запланировано на обучение сотрудников оборонно-промышленного комплекса. Это дополняет общие программы для категорий граждан (женщины в декрете, граждане старше 50 лет), по которым в 2023 году обучение прошли около 1,3 тыс. человек, а в 2024 — 756. «Более 80% участников программ в 2023–2024 годах смогли сохранить занятость или найти новую работу после обучения. В 2025 году этот показатель составляет около 85%», — отмечают в министерстве.

Там подчеркивают, что образовательные программы формируются на основе мониторинга потребностей регионального рынка труда, а для повышения их адресности проводятся регулярные совещания с образовательными организациями и предприятиями.

Фото: РБК Черноземье

Дивергенция личных амбиций и экономических потребностей

Несмотря на позитивную региональную статистику, существует фундаментальное противоречие, которое отмечают эксперты. С одной стороны, система ориентируется на прогнозы Минтруда, предсказывающие спрос на кадры для обрабатывающей промышленности, строительства и транспорта. С другой — граждане зачастую выбирают более «комфортные» специальности.

«Главную проблему вижу в двух вещах, — комментирует бизнес-тренер, ведущий стратегических сессий, коуч первых лиц, основатель компании «Тренинг-менеджер Евразия» Илья Глазырин. — С одной стороны, человек сам добровольно выбирает, где и на кого ему учиться. А с другой — сама система образования не всегда успевает перестраиваться под нужды экономики. То есть добровольный выбор часто не совпадает с потребностями рынка. К примеру, многие хотят стать айтишниками, менеджерами или финансистами. В то же время, по прогнозам Минтруда, наибольший спрос в ближайшие годы будет на специалистов в обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте и социальной сфере».

Эту точку зрения разделяет и бизнес, непосредственно сталкивающийся с результатами работы системы переобучения. «Проблема профессионального обучения в регионах Черноземья — это не про отсутствие денег, а про их неэффективное использование, — отмечает CEO imperyiacvetov Аяпов Аблайхан. — Формально программы финансируются, центры переобучения работают, отчеты пишутся, но вот результат — не всегда ощутим. Рынку нужны специалисты, а люди часто получают профессии, которые уже не востребованы. Причина проста: обучение и бизнес живут в параллельных реальностях. Программы составляются сверху вниз, а не наоборот — от реальных запросов работодателей. Пока министерства согласуют стандарты и курсы, рынок уже меняется. В итоге человек заканчивает курс, но на выходе получает знания, которые не приносят ему работу».

Разная мотивация обучающихся создает дополнительную сложность. «Исследования Счетной палаты это подтверждают. Большая часть обучающихся не планирует трудоустраиваться по новой специальности, — обращает внимание Илья Глазырин. Например, около 24% людей приходят на повышение квалификации в первую очередь из личного интереса — допустим, чтобы получить какие-то льготы у текущего работодателя или повысить свой грейд внутри компании. То есть они приходят не за знаниями, опытом или новыми профессиональными инструментами. А просто для галочки, чтобы формально выполнить требование для повышения зарплаты, особенно если работают в госструктуре или крупной компании, где важны дипломы и другие регалии».

Фото: РБК Черноземье

Интеграция бизнеса

Эксперты единодушны во мнении, что решение проблемы требует качественно нового уровня вовлечения бизнеса в образовательный процесс. «Роль бизнеса в создании программ переобучения была ключевой еще со времен Форда, и остается такой сегодня. Однако ее необходимо усиливать и делать более системной, — утверждает Илья Глазырин. — Основная проблема заключается в том, что без участия работодателя мы рискуем готовить персонал, который не будет соответствовать реальным запросам рынка. Бывает, что работодатель даже не знает о существовании некоторых специальностей, которые готовят учебные заведения».

Он приводит успешный федеральный пример: «Если говорить о текущей вовлеченности, то на федеральном уровне уже есть успешные примеры партнерства. Один из них — проект «Профессионалитет», в котором участвуют более 2,4 тыс. предприятий, включая лидеров промышленности. В рамках этой программы 80% обучения происходит непосредственно на предприятии. Благодаря такому подходу выпускники оказываются гораздо лучше адаптированы к реалиям бизнеса».

Стимулирующими мерами для бизнеса могут стать налоговые льготы — в 41 регионе России предприятия уже могут вернуть до 100% вложений в обновление материально-технической базы колледжей через налоговый вычет. Не менее важно формирование кадрового резерва — участие в создании образовательных программ позволяет бизнесу готовить мотивированных специалистов, знакомых со спецификой предприятия.

Аяпов Аблайхан подтверждает этот подход на практике: «Работодатели должны быть не сторонними наблюдателями, а соавторами этих программ. Им важно дать реальные стимулы — налоговые льготы, субсидии на обучение сотрудников или возможность напрямую формировать учебные планы. Ведь кто лучше бизнеса знает, каких специалистов ему не хватает».

Переход к индивидуальной траектории

Очевидно, что эволюция программ переобучения в ЦЧР будет идти по пути большей индивидуализации и ориентации на данные. Регионы уже предпринимают шаги в этом направлении. Воронежская область заявляет, что «потребности регионального рынка труда учитываются при формировании программ профобучения путем анализа прогнозов развития рынка труда и прямого взаимодействия с работодателями». Курская область использует для этого «прогноз потребности экономики в кадрах до 2029 года» и «анализ рынка труда и банка вакансий».

Для повышения адресности работы с гражданами Илья Глазырин предлагает комплекс мер: развитие системы профориентации через углубленное тестирование, ужесточение критериев отбора через собеседования с карьерными консультантами, внедрение индивидуальных планов занятости с учетом опыта и состояния здоровья.

Технологическим ответом на вызовы может стать более гибкая система, основанная на данных. «Чтобы устранить разрыв между тем, чему учат, и тем, что нужно рынку, важно строить систему не на теории, а на данных, — резюмирует Аяпов Аблайхан. — В идеале нужно внедрить аналитику, которая отслеживает спрос на профессии в режиме реального времени. Если, например, растет потребность в логистах, маркетологах или ИТ-специалистах — программы должны меняться не через год, а через месяц».

Фото: РБК Черноземье

Стратегический подход: от переобучения к системе профориентации

Ситуация с переобучением в регионах Черноземья отражает системный вызов, актуальный для всей страны. Как отмечает сенатор от Липецкой области Евгения Уваркина, при наличии активной работы регионов в рамках федеральных программ и превышении плановых показателей, ключевая проблема — разрыв между выбором граждан и потребностями экономики — сохраняется. Поэтому сегодня важно не просто дать человеку документ об образовании, а обеспечить ему востребованную и хорошо оплачиваемую карьеру.

«Решение видится в глубокой интеграции бизнеса в образовательный процесс, как это уже происходит в «Профессионалитете», — подчеркивает Уваркина. — Работодатель должен быть не просто потребителем кадров, а соавтором программ, гарантом трудоустройства и источником актуальных требований. Только так мы преодолеем разрыв между «параллельными реальностями» образования и экономики».

Особое внимание сенатор уделяет проактивным решениям, закладывающим кадровый фундамент на годы вперед. «Яркий пример — открытие агротехнологических классов в Липецкой области. Это ранняя и системная профориентация, которая напрямую связывает интересы школьника с потребностями региона. Недостаточно просто переучивать взрослых — нужно заблаговременно готовить молодежь, формируя уважение к рабочим профессиям».

По мнению Уваркиной, усилия должны быть сосредоточены на создании целостной системы: от ранней профориентации в школах до гибкого переобучения взрослых, основанного на реальных потребностях экономики. «Только так мы сможем обеспечить и занятость, и устойчивое развитие экономики наших регионов», — резюмирует сенатор.

Авторы
Теги

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Лента новостей
Курс евро на 11 ноября
EUR ЦБ: 93,93 (+0,09)
Инвестиции, 01:41
Курс доллара на 11 ноября
USD ЦБ: 81,01 (-0,21)
Инвестиции, 01:41
Все новости Черноземье
ВРО «СоюзМаш» и Новиком провели «Неделю без турникетов» для школьников Пресс-релиз, 16:29 
В ВСУ началась вспышка болезни, забытой с Первой мировой войны Общество, 16:22
Как лидеру бороться с когнитивными искажениями в команде и в своей голове Образование, 16:19
Кухня — главное место в доме. Как переосмыслили советские традиции РБК и Legenda, 16:19
Лавров раскрыл, зачем Россия передала США non-paper до разговора лидеров Политика, 16:14
Токаев прибыл с государственным визитом в Москву Политика, 16:13
Т2 объяснил ограничения мобильного интернета в Петербурге Общество, 16:08
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
МИД анонсировал ответ на запрет выдачи новых мультивиз ЕС Политика, 16:06
Госдума утвердила 9 апреля Днем штурма и взятия Кенигсберга Политика, 16:04
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
Власти объяснили данные об отключении интернета «до конца СВО» Политика, 15:59
Турецкий военно-транспортный самолет разбился у границы с Грузией Политика, 15:56
Роднина сравнила женское фигурное катание с детским трудом Спорт, 15:52
Дума одобрила проект о строительстве гостиниц на виноградниках Вино, 15:44