В мэрии Воронежа не поддерживают идеи по снижению скорости в центре

Воронежская администрация не планирует снижать скоростной режим на проспекте Революции и улице Плехановской. В ответ на запрос РБК Черноземье в управлении дорожного хозяйства пояснили, что схема организации движения на этих улицах «оптимизирована» под существующие транспортные и пешеходные потоки и представляет собой технический компромисс между пропускной способностью и безопасностью. Ссылаясь на ГОСТ Р 52289‑2019, в мэрии отметили, что знаки ограничения скорости должны появляться только на опасных участках или там, где необходимо изменить действующий лимит, тогда как «тротуары, пешеходные переходы и светофоры обеспечивают достаточный уровень безопасности».
Представители мэрии подчеркивают, что действующие ПДД ограничивают скорость в населенных пунктах до 60 км/ч и предписывают водителям выбирать скорость с учетом конкретных дорожных условий. Контроль за соблюдением режима осуществляет Госавтоинспекция. В ответ на запрос редакции, в ГУ МВД России по Воронежской области отметили, что в 2024 г. на проспекте Революции произошло 323 ДТП, из них 28 — с пострадавшими; в этих авариях погибли три человека и 34 получили травмы. За восемь месяцев 2025 г. на той же магистрали зарегистрировано 183 ДТП; число аварий с пострадавшими снизилось (14 происшествий, один погибший и 20 раненых).

На проспекте Революции зафиксировано два аварийно‑опасных участка: в районе домов 7–9 (четыре ДТП, один погибший и четыре пострадавших) и возле домов 23–28 (четыре ДТП, один погибший и пять пострадавших). Госавтоинспекция совместно с администрацией решила установить там комплексы фото‑ и видеофиксации. На проспекте уже работают три стационарных комплекса, которые с начала 2025 г. зафиксировали 4,7 тыс. нарушений скоростного режима. Полиция отмечает, что меры безопасности реализуются не только через скорость: анализ аварийности проводится регулярно, по итогам которого вводятся новые светофоры, пешеходные переходы с искусственными неровностями и корректируется схема движения.
Опыт других городов
Опыт других регионов показывает, что комплексное ограничение скорости может давать результат. В Краснодаре, например, на центральных улицах и возле учебных заведений действует лимит 40 км/ч. По данным РБК Краснодар, за семь месяцев 2025 г. в краевой столице произошло 567 ДТП (на 12 аварий меньше, чем за тот же период 2024 года), число погибших уменьшилось до 42 человек, пострадавших — до 698. В городе действует 73 комплекса фотовидеофиксации, а лимиты снижены на улицах Мачуги, Ростовском шоссе и других аварийно‑опасных участках. Сотрудники краевой Госавтоинспекции отмечают, что комплекс мер — от сниженных скоростей до улучшенного содержания дорог — способствует снижению аварийности; однако 13% ДТП все еще связаны с плохой разметкой, невидимыми знаками или недостаточным освещением.
Данные исследований о скорости и травмах
Аргументы за снижение скорости не ограничиваются удобством пешеходов — это подтверждают и научные данные. Согласно исследованию медиков Ивановской государственной медицинской академии, вероятность получения пешеходом смертельных травм резко возрастает с увеличением скорости автомобиля: при наезде на скорости 30 км/ч погибает около 10% пешеходов, а при 40 км/ч — уже 20%, при 50 км/ч — 50%, а при 60 км/ч — 85%. Авторы отмечают, что ужесточение лимита до 40 км/ч снижает риск гибели более чем в три раза по сравнению со скоростью 60 км/ч. Похожий вывод содержится в руководстве Азиатского банка развития по безопасности пешеходов: там говорится, что при столкновении на скорости 30 км/ч гибнет 10% пешеходов, на 40 км/ч — 25%, а на 50 км/ч — уже 55%.
Независимый демографический обзор отмечает, что повышение скорости удара с 30 до 50 км/ч увеличивает риск гибели пешеходов в восемь раз. При скорости 30 км/ч шансы выжить составляют около 90%, а при 45 км/ч — меньше 50%. Исследования в Европе показывают, что снижение средней скорости транспортного потока всего на 1 км/ч может уменьшить количество ДТП с травмами на 3,2%, а число смертельных аварий — на 4,4%. В Дании при понижении пределов скорости в сельских населенных пунктах до 40 км/ч и 50 км/ч число пострадавших в ДТП сократилось на 72%, а тяжелые травмы — на 78%.
Мнения экспертов
Преподаватель кафедры организации перевозок и безопасности движения ВГЛТУ, считает, что снижение скорости с 60 до 40 км/ч не оказывает существенного влияния на тяжесть последствий ДТП. По его мнению, главным инструментом повышения безопасности остается соблюдение правил дорожного движения: дисциплина водителей и пешеходов важнее, а уменьшение скоростного режима может быть лишь дополнительной мерой. Эксперт также отметил, что ему не известны исследования, посвященные поиску оптимального скоростного предела для центральной части Воронежа.
Сопредседатель МОО «Город и транспорт» Юрий Новиков придерживается иной точки зрения. Он поясняет, что автомобили, движущиеся медленнее, создают меньшую угрозу пешеходам и велосипедистам и меньше шумят, благодаря чему городская среда становится более безопасной и комфортной. Новиков уверен, что ограничение скорости до 40 км/ч способно «оживить» центр: в приятной обстановке растет пешеходный трафик, а улицы становятся привлекательнее для жителей и туристов. В качестве примеров успешной практики он приводит Москву и Казань, где снижение скоростного режима помогло сделать центральные улицы более оживленными.
Администрация Воронежа придерживается мнения, что текущий скоростной режим в центре и без того оптимален, а проблемы безопасности решаются установкой светофоров, пешеходных переходов и камер фиксации нарушений. Однако примеры Краснодара и ряда европейских исследований свидетельствуют: снижение скорости до 40 км/ч в городских центрах снижает вероятность гибели пешеходов, уменьшает шум и может делать улицы привлекательнее. Экспертное сообщество расходится во взглядах: одни считают, что дисциплина важнее, другие — что именно ограничение скорости и создание комфортной среды стимулирует людей чаще бывать в центре.