30 ДТП за полгода: 62% воронежцев высказались против электросамокатов

В опросе, организованном в социальных сетях мэром Воронежа Сергеем Петриным по поводу необходимости электросамокатов в городе, проголосовали более 15,5 тыс. человек. Большинство респондентов высказались против ― 62,14%. Остальные проголосовали за то, чтобы данный вид средств индивидуальной мобильности (СИМ) в Воронеже оставили. В комментариях горожане высказали недовольство высокой скоростью передвижения электросамокатов по тротуарам и отсутствием штрафов, а также рекомендовали улучшать городскую инфраструктуру, чтобы нивелировать проблемы, которые вызывает это СИМ.
В ответ на замечание глава города отметил, что работа над увеличением протяженности велодорожек проводится ежегодно. Также он рассказал о готовящихся изменениях. «С сентября вступят в силу обновленные правила благоустройства, на основании которых планируем внести изменения в действующий порядок расположения и использования СИМ и разработать дополнительную нормативную базу для контроля, эвакуации и платы. По итогам этих изменений подпишем и обновленные соглашения с операторами», ― написал Петрин в своем telegram-канале.
На запрос РБК Черноземье в мэрии ответили, что до конца 2026 года предусмотрено завершить создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное и раздельное движение СИМ и пешеходов. В настоящее время на территории Воронежа сформировано 13 зон запрета эксплуатации объектов аренды и 19 зон ограничения скорости движения объектов аренды, скорость движения на которых не должна превышать 15 км/ч.
Пресс-служба городской администрации выделила основную проблему, которая сейчас характеризует ситуацию с электросамокатами. «Несмотря на организацию зон запрета движения СИМ и зон ограничения скорости их движения, программно-технические комплексы специализированных операторов, выполняющие функции отключения СИМ, въезжающих в зоны запрета и ограничивающих скорость движения СИМ при въезде в соответствующие зоны, не могут работать должным образом, в связи с работой средств радиоэлектронной борьбы в условиях проведения специальной военной операции. По той же причине специализированные операторы не могут контролировать оставление пользователями после использования СИМ в предназначенных для этого местах. Это обстоятельство позволяет пользователям СИМ оставлять их на остановочных пунктах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования, в парках, других общественных местах с большим скоплением граждан, возле законодательного органа Воронежской области, исполнительных органов Воронежской области, государственных и муниципальных учреждений и других социально-значимых объектов, что создает реальную угрозу», — подчеркнули в мэрии.
При этом количество ДТП с участием электросамокатов растет. Таковых в 2024 году зарегистрировано 31. А за первое полугодие текущего года уже произошло 30 ДТП с участием СИМ.
Урбанист Юрий Родионов удивлен результатами опроса, он назвал их даже более благосклонными к сторонникам СИМ, ведь федеральные и воронежские соцопросы ранее показывали более высокую поддержку запретительных мер. «Что касается проблем, то в первую очередь это конфликтные ситуации в местах пересечения пешеходных и автомобильных потоков с водителями СИМ. Самокаты движутся быстрее пешеходов, но медленнее машин, что увеличивает риск ДТП. При этом инфраструктуры под СИМ практически нет — особенно если говорить о центре города. Еще одной характерной для нашего региона проблемой являются сложности с определением геолокации самокатов. Из-за этого не всегда корректно работают зоны запрета и замедления. А личные СИМы вообще не поддаются никакому контролю — их ничто не ограничивает», ― перечислил общественник.
Он напомнил об опыте других регионов, который показывает, что попытаться запретить СИМ можно, но с большой долей вероятности это привлечет внимание надзорных органов. Например, в Благовещенске прокуратура нашла нарушения в подобном запрете и вынесла градоначальнику представление. «Ситуация достаточно сложная ввиду разнесения администрирования территорий на разные уровне власти. Фактически на уровне города можно запретить движение СИМ только в парках и на детских площадках. Полный же запрет движения будет нарушением федерального законодательства», — объяснил Родионов.
Он также обратил внимание на комментарии по поводу инфраструктуры. «Планы ее развития у администрации города есть уже давно — вот только реализовывать их никто не спешит. Из интересных направлений можно было бы проработать тему парковки для СИМ. Например, устанавливать под плитку специальные Bluetooth- или NFC-маячки, которые бы отмечали допустимые зоны, и сделать так, чтобы самокат невозможно было припарковать вне этих мест. Но пока мы даже с велодорожками не можем справиться», ― констатировал урбанист.
Ранее РБК Черноземье писал, что в Воронеже сервисы аренды электросамокатов добровольно снизили максимальную скорость передвижения до 20 км/ч. По словам Сергея Петрина, эта мера направлена на улучшение безопасности дорожного движения в городе.