Как аграрии решают проблемы вывоза продукции с приграничных территорий
По данным Росстата, в 2023 году в России собран рекордный урожай товарного картофеля — около 8,6 млн т, что почти на 20% больше, чем в 2022-м. Значительный вклад внесли Брянская, Тульская, Московская, Астраханская и Нижегородская области. В Белгородской области в 2023 году на 24% увеличили производство картофеля, по данным пресс-службы правительства региона. Всего в регионе собрали 38 тыс. т.
Урожай овощей открытого и защищенного грунта в организованном секторе — около 7,2 млн т в 2023 году. Здесь среди лидеров Астраханская, Волгоградская, Московская, Ростовская, Саратовская области, Краснодарский край, Республика Кабардино-Балкария. Среди производителей овощей в защищенном грунте к ключевым регионам также относятся Липецкая, область, Калужская область, Краснодарский и Ставропольский края.
Сельхозорганизации и фермеры в ЦФО ежегодно собирают 2,7-3 млн т картофеля, как следует из данных Росстата. Лидером в производстве в товарном секторе является Брянская область. Более 20% от общего сбора в регионе дают крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ). В 2023 году они испытывали наибольшие проблемы с продажами своей продукции. Так, несколько брянских КФХ, поля которых находятся вблизи от границы с Украиной, не могли поставлять свой урожай потребителю из-за регулярных обстрелов.
По словам одного из брянских фермеров, покупатели просто отказываются отправлять свои машины в эти районы, а само хозяйство не располагает достаточным парком крупных автомобилей, чтобы вывозить выращенную продукцию самостоятельно. Между тем речь шла в совокупности о десятой части урожая, собранной в 2023 году брянскими КФХ, — более 2 тыс. т на сумму около 25 млн руб. С подобными рисками сталкиваются и аграрии регионов — в первую очередь, Курской и Белгородской областей.
На помощь малым производителям приходят логистические компании, среди них и «Транскомпани» (входит в «Российскую продовольственную группу», бренд «V8»). Предприятие занимается транспортировкой сельхозпродукции аграриям Центрального Черноземья, в том числе и тем, которые работают рядом с границей.
«Мы договаривались с хозяйствами на определенное время, утром подъезжали, загружали продукцию и сразу же уезжали, чтобы не навлечь на себя беду. Другие логистические фирмы не хотят отправлять свои грузовые автомобили в такие опасные районы, не желают заключать договора с местными предприятиями, просто боятся туда ехать, но фермеры же вырастили урожай, куда-то нужно его реализовать, жить на что-то нужно. Мы им и помогали. Конечно, страшновато, но фермеры находились просто в безвыходном положении, урожай их просто бы пропал, а они понесли убытки», — рассказал гендиректор «Транскомпани» Александр Минаев.
Справка
По данным «РБК Компании», ООО «Транскомпани» зарегистрировано в феврале 2009 года в Волгограде. Входит в состав Российской продовольственной группы, бренд «V8». Учредителем и директором является Александр Минаев. Основной вид деятельности предприятия — предоставление услуг по автомобильному грузовому транспорту и услуги по перевозкам. Уставной капитал — 10 тыс. руб.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.