Стратегия развития городского транспорта в Воронеже
На сегодняшний день развитие городов Российской Федерации достигло своего пика в плане жилищного строительства. Рост населения приводит к появлению массовой многоэтажной застройки, что способствует увеличению территории городов. В свою очередь, растут и внутригородские и пригородные пассажиропотоки. Увеличение количества общественного и индивидуального транспорта вызывает чрезмерную загруженность улично-дорожной сети городов, создает большие сложности в организации пассажирского движения, ухудшает экологию города.
Воронеж, имея статус города-миллионника, не является исключением. Транспортное обеспечение жителей города полностью производится автотранспортом — автобусами и личными автомобилями. Ежедневно в часы пик дороги парализуют километровые пробки, данное явление охватывает абсолютно все части города. Дороги и организация движения не соответствуют тому количеству транспорта, который мы имеем. Понимая потребность жителей в разгрузке дорог, Юго-Восточная железная дорога (филиал ОАО «Российские железные дороги») обеспечила город железнодорожным транспортом в режиме «Городской поезд». Использование рельсового транспорта в качестве составляющей городской системы перевозок повысило пропускную способность основных улиц города и значительно снизило нагрузку на окружающую среду из-за отсутствия вредных выбросов в атмосферу, что немаловажно в условиях крупного города. Данный вид транспорта запущен и в других крупных городах России и пользуется огромным успехом.
Так, за 2019 год было перевезено 969,1 тыс. пассажиров. И эту цифру планируют увеличить до 1,5 млн. пассажиров в год, сообщили в ЮВЖД. Поэтому есть основания полагать, что популярность ж/д транспорта будет увеличиваться. Немаловажную роль играют коммуникационные мероприятия, так как информирование населения о вариантах и способах осуществления поездок очень важно для создания определенного имиджа ж/д транспорта. Для этого размещается информация о расписании и маршрутах следования городского общественного транспорта и пригородных поездов на всех остановках общественного транспорта в шаговой доступности от остановок пригородных поездов.
Для перевозок используются электропоезда серии ЭД9 (скорость электропоезда составляет 130 км/ч.) и рельсовые автобусы серии РА-2 (скорость рельсового автобуса серии РА-2 составляет 100 км/ч.). Современные железнодорожные подвижные составы оборудованы биотуалетами, системами безопасности, вентиляциями и отоплением, имеют высокие скоростные и эффективные тяговые характеристики, экологичны.
Данный вид транспорта имеет множества преимуществ перед привычным для нас автотранспортом:
- меньшее время в пути — отсутствие пробок и постоянная большая скорость;
- стабильность курсирования — ж/д пути проложены по заложенным маршрутам;
- независимость от погодных условий и пробок на автомобильных дорогах – поезд держит одну скорость и придерживается определенного расписания;
- гарантированная безопасность движения — плановое техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты эксплуатируемого подвижного состава будут проводиться в установленные сроки на базе моторвагонного депо Отрожка Юго-Восточной дирекции и специализированных заводов на основании договорных отношений с ОАО «РЖД»;
- высокая провозная способность — электропоезда и рельсовые автобусы вмещают больше, чем любой автотранспорт;
- комфортные условия поездки;
- наличие мест для размещения багажа.
Таким образом, транспорт удобен для совершения поездок на работу и после работы, на учебу, т.е. в утреннее и вечернее время.
Остановочные пункты данного вида транспорта располагаются в зоне компактного проживания населения и основных объектах (в пределах 1 км), служащих назначением поездок (промпредприятия, учебные заведения, культурно-развлекательные заведения и пр.). Так, в городской черте г. Воронежа располагается 17 остановочных пунктов в разных частях города (Семилуки, Подклетное, 236 км, 239 км, Воронеж-Курский, Плехановская, Воронеж-1, Березовая Роща, Отрожка, Боровская, Сомова, Дубовка, 582 км, 586 км, Придача, Машмет, Масловка). Данные станции находятся в одном из густонаселенных районах Воронежа.
Внутригородские перевозки осуществляются по трем направлениям: Воронеж-1 – Семилуки, Воронеж-Курский – Дубовка, Воронеж-Курский – Масловка.
В рамках данного проекта планируется несколько этапов, включающих обустройство новых остановочных пунктов, назначение дополнительных пригородных поездов в черте Воронежа, реконструкцию ж/д путей и обустройство подходов ко всем остановочным пунктам. Планируется обновить станцию Машмет, рельсы на участке 239 км – Шилово. Также ожидается строительство двух остановочных пунктов в черте города: станций Богатырской на окраине Железнодорожного района и Центральный парк (у парка «Динамо»).