Перейти к основному контенту
Черноземье ,  
0 

Михаил Носырев: «Мы точно не будем показывать ворованный контент»

Руководитель кинотеатра «Спартак» — о работе индустрии в условиях санкций и отсутствия голливудских фильмов, необходимости государственной поддержки и собственных развивающихся проектах
Михаил Носырев
Михаил Носырев (Фото: из личного архива)

«В одном из интервью я сказал, что если мы это пережили, то я уже не знаю, что мы не можем пережить. Сглазил»

— Последние два года стали ударами для киноиндустрии. Пандемия, локдаун, закрытые кинотеатры, введенные QR-коды. 2022 год был обусловлен уходом многих голливудских компаний с российского рынка. Расскажите, как вы переживали эти два периода.

— Ужасно переживали. Начну немного пораньше. Кинотеатр «Спартак» был открыт как электротеатр «Ампир» в 1913 году. И просто себе вообразите, что за 110 лет своего существования он прерывал показ фильмов всего лишь три раза — в гражданскую войну, Великую Отечественную войну и во время пандемии. К этому мы были не готовы, как и все кинотеатры в мире. Это был абсолютно новый опыт, мы его пережили. В одном из интервью я сказал, что если мы это пережили, то я уже не знаю, что мы не можем пережить. Вот я и сглазил. Сейчас ситуация на порядок хуже. И точно так же, как в период закрытий 2020-2021 годов, мы на ощупь ищем варианты выхода из этой ситуации. В целом они нам видны и понятны.

Что касается пандемии, было, конечно, тяжело. Но мы твердо понимали, что все это кончится, и мы вернемся к нормальному показу кино. Более того, мы знали, с каких фильмов мы начнем показ. И из локдаунов, когда они все закончились в 2021 году, мы вышли очень достойно. И показали прекрасные результаты. К февралю этого года мы шли с опережением всех самых оптимистичных сценариев. Соскучились по кинопоказу мы, соскучились зрители, студии подготовили прекрасные релизы — все наладилось. Санкции, введенные в феврале этого года, — это нечто абсолютно новое для нас. И самое тяжелое в них — даже не само их наличие, а то, что они начали действовать практически мгновенно: как только все эти студии — Sony, Universal, Disney, Warner Brothers и Paramount Pictures — объявили, что они перестают давать авторские права на свою продукцию. Это произошло в один день, и потери кинотеатров составили 75% зрителей, соответственно 75% дохода и 75% сеансов в день. Наш кинотеатр занимает примерно один процент от общего числа сборов, зрителей, сеансов от всех кинотеатров России. Для справки, в России около 1750 кинотеатров и 5,5 тысяч залов. И в нас, как в капле воды, можно считывать всю ситуацию плюс-минус во всей стране. Ситуация создалась сложная, это мягко выражаясь. Она тяжелее, чем в пандемию, на порядок. В 25 остальных процентов входили все российские фильмы, в том числе и те фильмы, которые показывали феноменальные результаты, — «Холоп», «Движение вверх», «Т-34», и фестивали, которые мы у себя проводили, а у нас было по 14-15 фестивалей в год, и, конечно, наш любимый проект спектаклей на большом экране. Когда наш базис в виде этих 75% исчез, то мы поняли, что на оставшиеся не в состоянии платить даже зарплату с коммуналкой. И эта ситуация примерно такая же у всех кинотеатров в стране.

Кто-то чувствует себя гораздо хуже, кто-то лучше в силу своих территориальных условий, а также поддержке местных властей. В Питере и Москве выделили весьма значительные суммы на поддержку кинотеатров.

— А в Воронежской области как-то поддержали кинотеатры?

— Нет, мы никаких субсидий не получили. Надо определиться: мы как кинотеатры относимся к сфере развлечений или к культурному пространству страны? Если это часть культуры, каковой кинотеатры и являлись на протяжении своей столетней истории, то надо и спасать кинотеатры и помогать им, именно так их и оценивая. Если это просто сфера развлечений, то, конечно, большинство из нас сможет сдать свои помещения и под бассейны, и под виртуальную реальность, и под книжные магазины, и под пищевое направление. У нас много предложений. Но мы не хотим этого делать. Нам нужна небольшая помощь, на уровне карантина — мы больше-то и не просим. На всех совещаниях, во всех письмах нас представляет ассоциация владельцев кинотеатров. Мы не молчим. Мы предлагаем пути, по которым нам можно помочь. И эта тема обсуждается и в Совете Федерации, и в Министерстве культуры, и в Государственной Думе. Только пока эта сфера, за исключением Москвы и Питера, никакой существенной поддержки не получила.

Вернусь к экономике, на сегодня мы умудряемся каким-то образом сводить концы с концами. Честно говоря, иногда нам самим непонятно, как у нас это получается. Фильмов много, и фильмы есть очень хорошие. Но на них практически нет рекламы, и зрителю надо просто смотреть расписание и выбирать фильм методом проб и ошибок по актеру, режиссеру, сюжету, наградам, полученным на каких-то фестивалях, что на самом деле не свидетельствует о качестве фильмов. И среди них есть, с моей точки зрения, просто шедевры. Но, поскольку люди привыкли к тому, что абсолютное большинство сеансов — это блокбастеры, которые приводили основную часть зрителей и за счет которых мы могли жить и показывать спектакли, то сейчас с недоверием заходят в кино. Хотя, повторюсь, есть что посмотреть. В 2017, 2018 и 2019 годах сборы в кинотеатрах были 50-55 млрд рублей, в пандемическом 2020 году — 22,8 млрд и в 2021 — 40,7 млрд за счет хорошего окончания года. В 2022 году по-разному прогнозируется падение. От 40 до 50%. То есть мы вернемся к цифре порядка 25 млрд рублей по всей стране.

Нам говорят: покажите советское кино, индийское, мексиканское, вьетнамское, старое американское, мультфильмы. Кстати, европейское и американское кино представлено в расписании вполне нормально, ушли далеко не все. Просто за эти полгода мы перепробовали практически все, что можно показать. Результат один у всех — залы заполнены примерно на 20% от тех хороших лет — а это 2010-2015 годы. В 2010 году, например, через наш кинотеатр прошли 1,2 млн зрителей.

Мы просим поддержки, основанной на том же самом, что и в ковидное время: на количестве рабочих мест — это самый объективный принцип. Это наша просьба — дайте нам додержаться до выхода крупных российских релизов. Позиция Министерства культуры в чем — они говорят, что кинотеатрам не будет оказана целевая поддержка, как в карантин, а будут финансировать создание фильмов, а вы будете эти фильмы показывать и делить деньги с дистрибьюторами, как это делалось всегда. Мы только за, но как нам дотянуть до того времени, как эти великие блокбастеры снимутся и вытянут всю отрасль из той ситуации, в которой она находится, нам непонятно. Результат — процентов 20-30 кинотеатров просто закрыты.

На самом деле, на создание нового российского кино выделены огромные деньги — порядка 40 млрд рублей. Только на создание первого из них должен уйти минимум год. А нам надо как-то тянуть. Вот для этого мы и просим сделать для нас переходный период. И если бы эти деньги не распылялись, не снималось много-много фильмов, а снималось 20-30 блокбастеров типа «Сердце Пармы», на который было потрачено 500-600 млн рублей, на эти 40 млрд снялось бы 20-30 блокбастеров в год и ситуация была бы вполне нормальная. Никакой трагедии бы не произошло без тех фильмов, которые нам запрещают показывать американские студии. Более того, российское кино нам ближе, нам понятны реакции героев, их шутки, ситуации, в которые они попадают.

«Никаких новых проектов ни в 2023, ни в 2024 годах, как я понимаю, у нас не будет»

— А как вы оцениваете Пушкинскую карту и с точки зрения рентабельности для культурных учреждений, в том числе кинотеатров, и с точки зрения привлечения молодежи?

— Великолепно, я могу только аплодировать. Она прекрасно работает. И я призываю тех, кто имеет возможность ее получить, но не получил, — пожалуйста, получите. Это настоящий подарок от государства. Пять тысяч этой карты делятся между кинотеатрами (2 тыс.) и театрами (3 тыс.). У нас средний билет стоит 230 рублей, на эти деньги можно восемь раз бесплатно сходить в кино. Одна просьба — увеличить этот лимит. Положительный эффект от Пушкинской карты отмечают все — и кинотеатры, и театры. Но, например, молодые люди, которые живут в 200-300 километрах от Воронежа, не имеют возможности использовать карту, и они ее не получают. 

— А какие проекты планируете реализовать в 2023 году?

— Никаких новых проектов ни в 2023, ни в 2024 годах, как я понимаю, у нас не будет. Нам, дай Бог, поддержать существующие проекты. И я хочу поблагодарить зрителей, которые ходят на наши театральные постановки и на фильмы про музеи, художников, картины. В этих условиях, дай бог, нам их сохранить, получить помощь от государства и дождаться выхода новых российских блокбастеров. Если бы это все получилось, тогда можно будет задумываться о новых проектах.

— Может быть, есть какие-то соображения, как вернуть топовые голливудские новинки, которые не выходят в наших кинотеатрах?

— Я не вижу возможности, как их вернуть. Если голливудские компании не хотят давать авторских прав, они их не дадут. Мы точно не будем показывать ворованный контент по очень многим причинам. Сейчас их показывает совсем небольшой процент кинотеатров. Для этого надо через себя переступить, я к этому не готов. Огромные сети, у которых кинотеатры по всей стране, собирают советы директоров и выступают категорически против этого. И тут не только моральные соображения и вопросы соблюдения гражданско-правового кодекса и авторских прав. Конечно, соблазны большие, «Аватар» — это «Аватар», потери большие. Но до тех пор, пока можно жить без этого, мы точно будем. А дальше будем надеяться на лучшее, что 2023 год вернет в кинотеатры хорошие российские фильмы и российского зрителя.

Полную версию интервью РБК Черноземье в рамках спецпроекта «Итоги года» можно прочитать по ссылке.

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен,  RuTubeTelegram.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Все новости Черноземье
WSJ написала, как падение Асада повысит важность победы Москвы на УкраинеПолитика, 11:30
Новый БАМ: какая инфраструктура нужна СибириОтрасли, 11:27
Названы районы Москвы — лидеры по снижению цен на массовые новостройкиНедвижимость, 11:19
Кучерова признали первой звездой дня в НХЛСпорт, 11:12
Минобороны назвало нового командующего группировкой войск «Восток»Политика, 11:06
Что происходит с рынком алкоголя и как меняются предпочтения потребителейОтрасли, 11:05
Безопасный, современный, мощный: все – о новой Lada Aura для чиновниковРБК и Автоваз, 11:05
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Бизнес инвестировал в экономику Курской области более 162 млрд рублейЧерноземье, 11:03 
Amazon запланировала пожертвовать $1 млн на инаугурацию ТрампаПолитика, 11:01
Экс-наставник ХК ЦСКА Федоров заявил о нежелании вновь быть тренеромСпорт, 11:01
Белоусов проинспектировал группировку «Восток» и наградил военныхПолитика, 10:53
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырьяPro, 10:51
Глава Владимирской области сообщил о возгораниях при падении БПЛАПолитика, 10:48
Глава Минэнерго Украины заявил о массированных ударах по энергообъектамПолитика, 10:48