В Липецке будет заключена концессия обновления транспорта
Таким образом, объем инвестиций итогового проекта, в ходе корректировки экспертной комиссии, снизился на 800 млн рублей (ранее речь шла о 14,5 млрд рублей). Средства будут вложены потенциальным концессионером, также к финансированию привлекут Фонд национального благосостояния, ВЭБ.РФ, бюджеты федерального и регионального уровней.
Проект уже согласовал экспертный совет Минтранса. Право заключения концессионного соглашения на выполнение работ получило ООО «Мовиста-Регионы Липецк». Соглашение сроком на 20 лет будет пописано инвестором, главой города и губернатором региона завтра, после чего документ утвердят депутаты городского и областного Советов.
Начало работ запланировано на конец текущего года — начало 2023 года. На первом этапе обновят трамвайное депо, за несколько лет отремонтируют пути. Как рассказали в пресс-службе городской администрации, сначала в порядок приведут пути протяженностью 8,8 км от Центрального рынка до пересечения улиц Меркулова и Катукова. На втором этапе займутся участком от Катукова до площади Металлургов. Кроме того, будет построена новая трамвайная ветка по улице Стаханова. Начало третьего этапа проекта намечено на четвертый квартал 2024 года — он включает ремонт путей вдоль улиц Металлургов, Краснозаводская и 3 Сентября.
Все работы по модернизации трамвайной сети планируют завершить к осени 2025 года. Отмечается, что движение новых вагонов запустится уже по отремонтированным путям, однако в мэрии предполагают, что первые современные трамваи начнут работу раньше — в 2024 году.
По данным Национального Центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ), последние несколько лет тренд на обновление городского общественного транспорта с привлечением частных инвесторов лишь нарастает.
«Как мы видим из практики, концессии по развитию трамвайной инфраструктуры инициируются как органами власти, так и частной стороной. Инициаторами со стороны бизнеса в основном выступают структуры крупных федеральных компаний», — рассказали эксперты.
По мнению директора по развитию в Tencar Глеба Лубенникова, городской электрический транспорт по сравнению с обычными бензиновыми или даже газовыми автобусами в разы экономичнее. Как объясняет эксперт, электрическая тяга является лучшим видом тяги на городском транспорте, так как она удобно масштабируется и экономно расходуется. Из всего электротранспорта самый эффективный — трамвай, потому что его удельный расход электроэнергии на 1 тонно-километр ниже, чем у троллейбуса и автобуса. Именно поэтому сегодня трамвай во многих городах по всему миру возвращается. Более 100 новых трамвайных систем построено за 30 лет в Европе, в том числе в тех городах, где его не было никогда. Также отмечается, что срок эксплуатации у трамвая в три раза дольше, чем у автобуса.
«Трамваи способны перевозить большое количество людей (на втором месте после метрополитена). Они вмещают в три раза больше пассажиров, чем автобус. Причина, почему в нашей стране трамваи, троллейбусы и электробусы так и не стали главными не только в нерентабельности, но и в плохо развитой и очень устаревшей для электротранспорта инфраструктуре. Чтобы ее обновить, потребуются сотни миллионов рублей. Поэтому на сегодняшний день, к сожалению, в больших городах электросети и трамвайные пути уничтожаются», — считает Глеб Лубенников.
Отметим, что проект концессионного соглашения о модернизации трамвайной сети в Липецке был опубликован еще в начале августа. Инициатором выступила группа «Мовиста». При этом Липецк является не единственным городом в Черноземье, где данная компания намерена запустить трамваи. Ранее РБК Черноземье писал, что 15 августа региональные власти Курской области подписали с ней же соглашение концессии по модернизации электротранспорта облцентра сроком на 25 лет. Проектирование начнется уже в этом году, в 2023-ем — приступят к ремонту путей, тяговых подстанций и трамвайного депо. Предполагается, что новые трамваи выйдут на линию в 2024 году.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен, RuTube, Telegram.
16+. Материал предоставлен Информационным агентством «Медиа Черноземье» (реестровая запись СМИ от 07.09.2018 серия ИА № ФС 77-73548, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).