В Черноземье ажиотажное потребление сменилось на бережливое
Согласно результатам исследования РИА Рейтинга, подготовленного на основе Росстата, в январе-июле на 4,9% снизился потребительский спрос в Воронежской области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Белгородской области снижение зафиксировано на -1,9%, как и в Курской (-2,8%), Липецкой (-3,7%), Тамбовской (-0,3%) и Орловской (-1%) областях.
Самые высокие среднемесячные расходы в денежном выражении при этом тоже наблюдались у воронежцев — 31,6 тыс. рублей на душу населения. Житель Липецкой области тратил немногим меньше — 30 тыс. рублей, Белгородской — 29,7 тыс. рублей. Еще меньше потребители расходуют за месяц в Курской (26,8 тыс.), Тамбовской (26 тыс.) и Орловской (25,8 тыс.) областях.
Таким образом в половине регионов отмечаются показатели, превышающие общероссийское снижение интереса к потреблению (-2,2%). Лидерами рейтинга оказались Новосибирская область и Чукотка — +7,4 и +7%, в конце списка расположились Адыгея и Московская область — 13,9 и 8,6%. По оценкам РИА Рейтинг, сокращение потребительского спроса традиционно связано с уменьшением реальных доходов населения и ростом цен на отдельные группы товаров. Основной удар в этом году пришелся на II квартал, что связывается с резким ростом цен в марте, который затронул и товары первой необходимости.
Сейчас потребители продолжают искать более выгодные акционные предложения и тщательно выбирать торговые точки для покупок (большая торговая сеть, магазин у дома, дискаунтер и др.), считает аналитик информационно-аналитического агентства OleoScope Кирилл Лозовой.
«Население все еще пренебрегает товарами премиального сегмента: например, оливковым маслом, которое уступает в ценовой политике традиционному отечественному подсолнечному маслу. Как правило, выбор между этими двумя продуктами делают в пользу последнего. Вскоре может сократиться спрос даже на кондитерские изделия — в 2023 году эксперты ожидают рост примерно на 5-10% из-за высокой импортной составляющей. Возможны запрет поставок из ЕС растительных жиров и смесей, используемых в кондитерском производстве, может стать драйвером для увеличения цен на сладости», — рассказывает Лозовой. Однако традиционно аграрному региону не стоит переживать о наполнениях полок в супермаркетах, особенно учитывая, что в 2022 году прогнозируют рекордный урожай. Эксперт предполагает, что динамика потребительского спроса может измениться в положительную сторону, но ажиотажа весны этого года не повторится.
О снижении спроса до конца года и в начале следующего говорит преподаватель школы бизнеса «Синергия» и кандидат экономических наук Даниил Петухов. По его мнению, даже если смоделировать маловероятную ситуацию, что СВО через месяц закончится, только к концу 2023 года можно будет прогнозировать что-то позитивное. Среди факторов, которые стимулируют переход потребителя в более низкий ценовой сегмент, он отметил не только снижение доходов, но и желание больше сберегать.
Генеральный директор XWAY Антон Ларин подчеркивает, что геополитика продолжает влиять на поведение потребителей. В марте они затаривались товарами повседневного спроса, продуктами питания, детской продукцией и средствами гигиены, а сейчас стараются экономить на товарах, не относящихся к продукции первой необходимости, — например, электронике, бытовой технике, обуви, одежде, аксессуарах.
«В целом на рынке складывается переломная ситуация, в которой либо произойдет принятие потребителями сформировавшейся модели экономики и восстановление прежних потребительских привычек, способных задать новый виток развития для многих сфер, либо падение ожиданий бизнеса, стагнация и дальнейший рост инфляции, — полагает Ларин. — При этом исход во многом будет зависеть и от событий на внешнеэкономической арене».
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен, RuTube, Telegram.