Перейти к основному контенту

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Черноземье⁠,
0

В Черноземье ажиотажное потребление сменилось на бережливое

В течение I полугодия 2022 года население Центрального Черноземья вело себя экономнее, чем в прошлом году. Спросили у экспертов, когда люди будут снова морально готовы к тратам
Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Согласно результатам исследования РИА Рейтинга, подготовленного на основе Росстата, в январе-июле на 4,9% снизился потребительский спрос в Воронежской области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Белгородской области снижение зафиксировано на -1,9%, как и в Курской (-2,8%), Липецкой (-3,7%), Тамбовской (-0,3%) и Орловской (-1%) областях.

Самые высокие среднемесячные расходы в денежном выражении при этом тоже наблюдались у воронежцев — 31,6 тыс. рублей на душу населения. Житель Липецкой области тратил немногим меньше — 30 тыс. рублей, Белгородской — 29,7 тыс. рублей. Еще меньше потребители расходуют за месяц в Курской (26,8 тыс.), Тамбовской (26 тыс.) и Орловской (25,8 тыс.) областях.

Таким образом в половине регионов отмечаются показатели, превышающие общероссийское снижение интереса к потреблению (-2,2%). Лидерами рейтинга оказались Новосибирская область и Чукотка — +7,4 и +7%, в конце списка расположились Адыгея и Московская область — 13,9 и 8,6%. По оценкам РИА Рейтинг, сокращение потребительского спроса традиционно связано с уменьшением реальных доходов населения и ростом цен на отдельные группы товаров. Основной удар в этом году пришелся на II квартал, что связывается с резким ростом цен в марте, который затронул и товары первой необходимости.

Сейчас потребители продолжают искать более выгодные акционные предложения и тщательно выбирать торговые точки для покупок (большая торговая сеть, магазин у дома, дискаунтер и др.), считает аналитик информационно-аналитического агентства OleoScope Кирилл Лозовой.

«Население все еще пренебрегает товарами премиального сегмента: например, оливковым маслом, которое уступает в ценовой политике традиционному отечественному подсолнечному маслу. Как правило, выбор между этими двумя продуктами делают в пользу последнего. Вскоре может сократиться спрос даже на кондитерские изделия — в 2023 году эксперты ожидают рост примерно на 5-10% из-за высокой импортной составляющей. Возможны запрет поставок из ЕС растительных жиров и смесей, используемых в кондитерском производстве, может стать драйвером для увеличения цен на сладости», — рассказывает Лозовой. Однако традиционно аграрному региону не стоит переживать о наполнениях полок в супермаркетах, особенно учитывая, что в 2022 году прогнозируют рекордный урожай. Эксперт предполагает, что динамика потребительского спроса может измениться в положительную сторону, но ажиотажа весны этого года не повторится.

О снижении спроса до конца года и в начале следующего говорит преподаватель школы бизнеса «Синергия» и кандидат экономических наук Даниил Петухов. По его мнению, даже если смоделировать маловероятную ситуацию, что СВО через месяц закончится, только к концу 2023 года можно будет прогнозировать что-то позитивное. Среди факторов, которые стимулируют переход потребителя в более низкий ценовой сегмент, он отметил не только снижение доходов, но и желание больше сберегать.

Генеральный директор XWAY Антон Ларин подчеркивает, что геополитика продолжает влиять на поведение потребителей. В марте они затаривались товарами повседневного спроса, продуктами питания, детской продукцией и средствами гигиены, а сейчас стараются экономить на товарах, не относящихся к продукции первой необходимости, — например, электронике, бытовой технике, обуви, одежде, аксессуарах.

«В целом на рынке складывается переломная ситуация, в которой либо произойдет принятие потребителями сформировавшейся модели экономики и восстановление прежних потребительских привычек, способных задать новый виток развития для многих сфер, либо падение ожиданий бизнеса, стагнация и дальнейший рост инфляции, — полагает Ларин. — При этом исход во многом будет зависеть и от событий на внешнеэкономической арене».

Как составить план по контенту и вести корпоративный блог бизнеса

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен,  RuTubeTelegram.

Авторы

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Лента новостей
Курс евро на 14 ноября
EUR ЦБ: 93,7 (-0,49)
Инвестиции, 14 ноя, 01:19
Курс доллара на 14 ноября
USD ЦБ: 80,6 (-0,68)
Инвестиции, 14 ноя, 01:19
Все новости Черноземье
Как бизнес адаптируется к колебаниям рынка коммерческого автотранспорта Отрасли, 15:27
Алиев заявил о скором завершении строительства «Маршрута Трампа» Политика, 15:21
Орбан рассказал, что Меркель повышала на него голос «чаще, чем жена» Политика, 15:19
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Петросян выиграла этап Гран-при в Москве, упав с четверного прыжка Спорт, 15:05
Умерла блогер Ирина Небога, которая пять лет боролась с раком Общество, 15:04
Путь к фуд-теху: как обеспечить продовольственную безопасность Отрасли, 15:03
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование РБК х Ростелеком, 14:55
Минобороны опубликовало кадры из взятого Ровнополья в Запорожье Политика, 14:43
Технологии в деле: как цифровые решения усиливают крупный бизнес РБК х МТС Бизнес, 14:39
Обломки БПЛА повредили два частных дома в СНТ в Волгоградской области Политика, 14:36
В письме Эпштейна нашли критику теорий заговора о катастрофе у Смоленска Политика, 14:34
«Общественный капитал» — об ответственности российского бизнеса Отрасли, 14:33
«Цифра» в динамике: как оценить IT-отрасль России Дискуссионный клуб, 14:29