Перейти к основному контенту
Черноземье ,  
0 

Топ-4 трендов параллельного импорта в торговле

Эксперты РБК Черноземье — о сильных и слабых сторонах «серого» импорта
Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Каждый десятый предприниматель на маркетплейсах начал продавать товары из списка параллельного импорта, выяснили аналитики облачного сервиса «Мой склад», опросившие 575 селлеров. Так, 10,2% опрошенных продавцов имеют в наличии товары из списка параллельного импорта, еще 3,5% заявили, что планируют начать в ближайшее время. Однако 86,3% предпринимателей ответили, что не продают такие товары, 15% из них сообщили, что про параллельный импорт ничего не знают. Главными сложностями для рынка стали снижение спроса, трудности с логистикой, дефицит товаров и необходимость искать новых поставщиков, инфляция и вынужденный переход на другие товарные категории в связи с сокращением ассортимента.

Авторы исследования приводят список наиболее популярных у продавцов категорий:

  • товары для дома — продают 19%,
  • одежда и обувь — 17,5%,
  • электроника и бытовая техника — 11,8%,
  • здоровья и красоты — 10,4% ,
  • по 6% у товаров для детей и автозапчастей.

Маркетплейсы как мобильная площадка

Сергей Сафонинков, руководитель направления ПЭК: GLOBAL, считает, что зачастую клиенты приходят на маркетплейсы, если сталкиваются с нехваткой товаров на полках офлайн-магазинов.

«Повышение онлайн-спроса на товары для дома, электронику, автозапчасти и другую продукцию из списка параллельного импорта может быть связано с тем, что в новых реалиях покупатели все чаще запасаются привычными товарами впрок. Выигрывает тот, кто сможет предоставить клиенту необходимый ассортимент. Благодаря модели параллельного импорта появилась возможность доставить необходимые товары в страну, избежав дефицита тех или иных категорий на полках», — прокомментировал Сафонников.

Но дело не только в количестве, но и в качестве. Управляющий директор AM Capital Алексей Мурашев отмечает, что посредством маркетплейсов реализуется все больше товаров, которые стало невозможно приобретать в официальных магазинах.

«Оборот 20 крупнейших непродовольственных ушедших брендов за минувший год практически достиг 100 млрд рублей. Продавцы с маркетплейсов в результате передела рынка могут на него претендовать, для них уход иностранных компаний оказался очень выгоден. Почему в первую очередь именно они? Во-первых, им проще адаптироваться к меняющейся экономической ситуации, они гибкие. Во-вторых, интернет-продажи были простимулированы пандемией и интерес к ним не угасает. Для многих пользователей это оказалось удобно. Интерес покупателей к продукции для дома и одежде/обуви вполне закономерен. Этим товарам, в отличие от технических, не нужно гарантийное обслуживание, с которым сейчас могут возникнуть сложности», — говорит Мурашев.

Логистика усложнилась, а оформление упростилось

Соучредитель компании СЛК Дмитрий Аржаных обращает внимание, что параллельный импорт от обычного практически не отличается, кроме, разве что, отсутствием защиты торговой марки.

«Ранее таможенные брокеры обязаны были предоставлять на таможню письма правообладателя (их разрешение на ввоз товара). Все крупные торговые марки как правило защищены у нас в России. Такие «справки» есть либо у официальных дилеров, либо у импортеров, которые по запросу получали их от представительств компании. После событий 24 февраля требование о предоставлении писем разрешающих ввоз товаров отменили. Теперь мы не обязаны иметь такие письма. Все. В остальном никакой разницы нет, — пояснил эксперт. — Из стран Евросоюза или США товар импортируется при условии двух факторов: когда отправитель или продавец готов работать с Россией и когда груз десанкционный. Если условия не выполняются, на помощь приходят посредники — торговые дома в третьих странах — Турция, реже Казахстан и Узбекистан. Турецкая компания покупает себе любой товар, его привозят и переоформляют для РФ».

Тем не менее, при поставках по обновленному регламенту участнику ВЭД необходимо пройти стандартные процедуры таможенного оформления от закупки товара до получения сопроводительных документов, напоминает Сергей Сафонинков, руководитель направления ПЭК: GLOBAL. Также нужно провести испытания и оформить документы, подтверждающие качество продукции (формат и сроки оформления зависят от категории товара). Сертифицируются практически все категории промышленного оборудования и электроника, частично одежда и детские товары. Все это — дополнительные финансовые и временные затраты импортеров, например, на оформление одного сертификата, включая лабораторные испытания, потребуется от двух до 45 дней (в зависимости от категории товара). Некоторые виды продукции пока можно поставлять без документов о соответствии, согласно постановлению Правительства №353. Речь идет о комплектующих, материалах для ремонта или обслуживания уже произведенной продукции на территории РФ, а также о штучной продукции для личных потребностей импортера. Такие меры существенно упрощают ввоз. ПЭК: GLOBAL поставляет товары по модели параллельного импорта в основном из Китая. Категории-лидеры: автозапчасти, оборудование, химическая продукция и электроника.

Аналитики Freedom Finance Global отмечают, что в случае с параллельным импортом продавец берет на себя дополнительные обязательства по гарантии возврата средств и техобслуживанию. Покупатель берет на себя риски более длительной по времени процедуры техобслуживания, ведь продавец возвращает товар на ремонт в ту страну, где его покупали. Основную проблему аналитики видят в логистических цепочках, так как не все товары можно купить в дружественных странах, некоторые поставки идут напрямую от государственных предприятий.

Риск получения контрафакта

Директор по продажам СДЭК Андрей Мякин соглашается с тем, что появление параллельного импорта мало что изменило. Из негативных последствий, на его взгляд, остается риск увеличения количества контрафактной продукции.

«Товар должны проверять сначала со стороны селлера, когда тот размещается на площадке, в том числе, маркетплейса. И впоследствии самим маркетплейсом. Нужно понимать, что действует закон о защите прав потребителей. Если обнаружатся подделки, об этом нужно незамедлительно сообщить и потребовать возврат стоимости товара. Поэтому покупатель рискует только своим временем, а площадка — репутацией. Селлер рискует оборотными средствами: если выяснится, что продавец купил партию контрафактного товара и пытается его размещать под оригинальным товарным знаком, то высока вероятность, что его просто забанят на этой площадке. А вернуть товар, если он на складе маркетплейса, будет весьма проблематично», — предостерегает эксперт.

Он отмечает, что каналы сбыта контрафакта сформировались давно, как и группа потребителей неоригинального продукта — реплик высокого или низкого качества. По мнению Андрея Мякина, перераспределения сегментов ждать не стоит. Люди, которым нужен оригинальный товар, будут покупать его на наиболее защищенных площадках.

Управляющий директор AM Capital Алексей Мурашев считает, что, чем мельче компания, тем выше риск приобрести неоригинальную продукцию. Осознавая эту проблему и стремясь обеспечить покупателей качественным товаром, а заодно и заработать, маркетплейсы сами включаются в программу параллельного импорта, как Ozon сейчас реализует продукцию Apple.

Директор по развитию в Tencar Глеб Лубенников уверен, что параллельный импорт автозапчастей — верное решение, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Об этом говорят трудности с поиском масла, фильтров, компонентов двигателей и другого. В то же время — это удар по контролю качества, который крупные производители старательно выстраивали в последние годы.

«Если в сервис или к владельцу ТС попадет бракованная деталь, кто будет за это отвечать? Сервис, который поставил запчасть? Раньше такие случаи рассматривал производитель, — рассказывает эксперт. — Цена на оригинальные автозапчасти по параллельному импорту «скачет» от логистики. К примеру, возьмем кузов w213. Выпуск данного кузова был налажен в России, но отличие от европейской сборки слишком очевидно. Это шумоизоляция, наполнение комплектующими, качество исполнения материала. Даже проводка отличается сечением и соответственно качеством. Так же и с запчастями».

Увеличение стоимости продукта

Дмитрий Аржаных отмечает, что конечная стоимость товара, естественно, увеличивается в след за логистикой. За обслуживание схемы (включающей страну-посредника) плата составляет 10% от стоимости самого товара, для потребителя цена растет не менее 10-15%. Управляющий директор AM Capital Алексей Мурашев же оценивает увеличение стоимости различных наименований составляет от 5 до 50%. Такой широкий диапазон, по его мнению, объясняется логистическими издержками, которые различаются для разных групп товаров.

Снижение покупательной способности россиян, сужение ассортимента и рост цен — все это оказывает давление на рынок, спрогнозировать развитие которого с каждым днем все сложнее. 

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен,  RuTubeTelegram.

16+. Материал предоставлен Информационным агентством «Медиа Черноземье» (реестровая запись СМИ от 07.09.2018 серия ИА № ФС 77-73548, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Все новости Черноземье
«Зенит» устроит «Шашлык фест» перед матчем со «Спартаком» Спорт, 14:27
Рассылка ушла с ошибкой. Как обратить ситуацию в свою пользу Pro, 14:21
В Дубае из-за сильного дождя перекрыли дороги и затопило метро. Видео Общество, 14:19
Белгородское село Поповка осталось без света после обстрела Политика, 14:11
«Сбер» предложил российским компаниям открывать депозиты в рупиях Финансы, 14:04
«Мать и дитя» получила официальное согласие Кипра на переезд в Россию Инвестиции, 13:59
Тушение зоопарка в Евпатории, где погибло более 200 животных. Видео Общество, 13:56
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Режим ЧС ввели в Улан-Удэ и двух районах Бурятии из-за паводков Общество, 13:55
Экс-тренер сборной России покинул худший клуб Первой лиги Спорт, 13:54
Отключение электричества в Энергодаре не повлияло на Запорожскую АЭС Политика, 13:52
Гайд по онбордингу: как интегрировать новичков в коллектив Pro, 13:50
Умный поиск: как ЦианGPT помогает искать недвижимость Тренды, 13:50
Патрушев подтвердил связь исполнителей теракта в «Крокусе» с Украиной Политика, 13:48
Песков заявил, что в Кремле не знают о приглашении в Нормандию для Путина Политика, 13:46