Лавочка закрыта. Что ждет опустевшие на четверть торговые центры Воронежа
Соответствующее исследование за второй квартал опубликовали специалисты группы компаний «GGroup — управление активами», специализирующейся на коммерческой недвижимости и девелопменте. С апреля 2022 года объем помещений, предлагаемых на рынке аренды в торговых центрах Воронежа, вырос на 27,14%, что позволило занять городу вторую строчку в рейтинге. Сейчас, по подсчету экспертов, к аренде доступны 89 объектов в моллах города. Первое место столица Черноземья уступила Омску (+40,74% за квартал), в местных ТЦ предлагается к аренде 38 лотов. Третье место по приросту торговых помещений получила Самара (+18,39) со свободными 103 объектами.
При этом в Уфе, напротив, уровень вакансии в торговых центрах снизился на 33,69% до 61 лота. Доля свободных помещений заметно снизилась также в Перми (-12,66%, 131 объект) и Санкт-Петербурге (-8,06%, 787 помещений). Авторы исследования пришли к выводу, что в среднем по РФ к началу июля объем свободных площадей в ТЦ увеличился на 6,6%. По состоянию на конец июля в 16 городах-миллионниках на рынке аренды помещений в моллах экспонируются 6 152 объекта.
«К сожалению, ситуация на рынке коммерческой недвижимости продолжает оставаться сложной. Уход сразу большого количества крупных сетевых арендаторов невозможно компенсировать в сжатые сроки. Кроме того, долгое время крупные международные ритейлеры не принимали окончательного решения об уходе из России. Магазины стояли закрытыми, но аренда оплачивалась ими своевременно. Была надежда, что они останутся и многие арендодатели не предпринимали активных поисков для замены уходящих сетевиков. Теперь же большая часть из ранее приостановивших свою работу международных ритейлеров окончательно уходят из России. Площади освобождаются. Ситуация усугубляется тем, что посетители ТЦ, не находя привычных магазинов, начинают реже посещать торговые комплексы, что приводит к снижению трафика и у оставшихся магазинов. Это, в свою очередь, со временем может привести и к их закрытию», — комментирует Управляющий партнер ООО Юридическая компания «Неделько и партнеры», руководитель программы переподготовки «Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью» в НИУ ВШЭ Василий Неделько.
Эксперт добавил, что торговые центры и их общественные объединения активно ищут новых якорных арендаторов, в том числе и из «дружественных» стран, которые могли бы целиком занять освободившиеся площади. Другие возможные меры — деление больших площадей на более мелкие с целью привлечения более мелких арендаторов или перепрофилирование площадей. По мнению Неделько, до конца года ситуация вряд ли существенно улучшится
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал соглашается, что лето 2022 года характеризуется для коммерческой недвижимости спадом спроса на аренду. Однако, в его понимании, этот спад остается «локальным».
«Тут есть любопытный нюанс: ранней весной мы наблюдали бум инвестиционных покупок недвижимости, в том числе, коммерческой. Сегодняшняя ситуация не в последнюю очередь связана как раз с тем, что новые собственники массово пытаются сориентироваться в рынке и предложить свои помещения в аренду. Перенасыщение рынка во многом спровоцировало нынешний тренд, — рассказывает Сигал. — Также в последние несколько месяцев арендаторы меняются, что вносит некоторую дестабилизацию, которая, впрочем, постепенно трансформируется».
Ситуация в стране
Как отмечают аналитики консалтинговой компании CORE.XP, в регионах России за первое полугодие было введено 55% от запланированного на 2022 год объема строительства — порядка 74 тыс. кв. м торговых площадей. В основном, новое строительство представляло собой расширение уже существующих объектов (в Хабаровске, Новочеркасске, Перми). За первое полугодие 2022-го средняя площадь строящихся помещений не превышала 20 тыс. кв. метров вместо почти 40 тыс. кв. метров за предыдущий 2021 год.
Среди брендов, принявших решение об окончательном уходе с российского рынка, доминируют США (Starbucks, Nike, Levi Strauss & Co, Victoria’s Secret) и Великобритания (Mothercare, Marks&Spencer). Решение о приостановке деятельности по-прежнему распространяется, главным образом, на бренды из Европы (группа Inditex, Decathlon, H&M, Adidas). Реструктуризацию провели польские бренды LPP (RE, Син, M, CR, XC) и CCC (Obuv), а также McDonald's (Вкусно и точка), французский L’Occitane (Л’Окситан) и испанский Mango, говорится в исследовании.
«Значительная доля представителей ритейла занимают выжидательную позицию, не освобождая занимаемые площади. Ориентировочной точкой принятия решений сейчас является сентябрь. При сохранении текущих условий рынка, ритейлеры будут вынуждены освободить часть занимаемых площадей. Общий уровень вакансии при негативном сценарии может достигнуть 15-20% по итогам года. При более благоприятном сценарии доля свободных площадей вырастет до 10-12% по итогам года», — считает директор, руководитель отдела аренды торговых площадей CORE.XP Надежда Цветкова.
Ориентировочной точкой принятия решений она назвала сентябрь.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен, RuTube, Telegram.
16+. Материал предоставлен Информационным агентством «Медиа Черноземье» (реестровая запись СМИ от 07.09.2018 серия ИА № ФС 77-73548, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).