Перейти к основному контенту
Черноземье ,  
0 

Не теряем берега. Архитекторы — о перспективах воронежской набережной

Среди рисков реализации проекта Петровской набережной в Воронеже — рост стоимости некоторых стройматериалов и бессистемный подход
Изображение: пресс-служба администрации города Воронежа
Изображение: пресс-служба администрации города Воронежа

Суть воронежского проекта

В 2020 году местные проектировщики «ПГС Проект» представили концепцию Петровской набережной. Как пишут авторы, в ее основу заложили «бережное сохранение сложившейся природной составляющей». Проект предусматривает отсылки к природным памятникам, которыми гордятся воронежцы, — Дивногорье, Костенки, «Донская сахара». Создатели концепции уточняют, что архитектурное решение набережной основано на минимализме с элементами модернизма. Реализация двух очередей (на площади порядка 20 га) позволит обеспечить комфортный досуг до 45 тыс. человек в выходные.

Схема планировочной организации территории (Изображение: пресс-служба администрации города Воронежа)
Схема планировочной организации территории (Изображение: пресс-служба администрации города Воронежа)

Спустя два года мэр Воронежа Вадим Кстенин рассказал о старте реализации первой очереди, в ходе которой приведут в порядок территорию от Чернавского моста до Адмиралтейской площади, оставив площадь на следующий год. Проект включает, помимо обновления пешеходной части и облицовки, создание спортивных и смотровых площадок, вело- и беговых дорожек, а также восстановление ограждения набережной. Из интересных решений в озеленении предполагается создание «шумопоглощающего барьера» в спортивной зоне путем высаживания деревьев с раскидистой кроной. Также предполагается в буферной зоне высадка крупных саженцев, кустарников, газонов.

Причал Москва-16, вариант 1 (Изображение: пресс-служба администрации города Воронежа)
Причал Москва-16, вариант 1 (Изображение: пресс-служба администрации города Воронежа)

Работы пройдут на площади чуть более 11 га. Тендер разместили 12 апреля на госзакупках, его победителю получает авансирование в размере 29% при начальной максимальной цене в 762 млн рублей. 

Трудности в санкционных условиях

Риски реализации подобных проектов прежде всего связаны с экономической обстановкой, поясняет Александр Стариков, партнер архитектурного бюро Syntaxis. В ситуации неопределенности важно понять, насколько быстро строительная индустрия сможет перестроиться под новые реалии, найти альтернативные каналы поставок, сбалансировать бюджеты.

«Инфраструктурные кейсы в качественном исполнении требуют значительных объемов бюджетного финансирования, а это означает, что от стабильности экономики страны во многом зависят и сроки, и успех их реализации, — комментирует Стариков. — Строительные материалы, используемые для отделки набережных по большей степени, производятся на территории нашей страны, а значит проблем с их поставками возникнуть не должно. Единственным слабым местом в стратегии реализации подобных проектов можно назвать изготовление современных МАФов (малых архитектурных форм), детских площадок, значительную часть которых заказывали в Европе. Впрочем, сейчас в России уже появились предприятия способные выполнять подобные заказы. Остается нарастить производственные мощности и оптимизировать рабочие схемы с поправкой на массовость».

Проведение благоустройства — наиболее капиталоемкий тип строительных работ, отмечает Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects. Во многих региональных городах предпринимаются попытки «размазать» ограниченные бюджеты на всю территорию, попадая в организационную ловушку. По ее мнению, в условиях нехватки средств не стоит закупать самые дешевые лавки и плитку, пытаясь бессистемно их распределить. Необходимо искать локации, где сосредотачивается больше всего пользователей и в приоритетном порядке развивать точечные, но ключевые и качественные решения. И только потом их постепенно масштабировать.

Успешные решения

Николаева вспоминает кейс в соседнем Белгороде — обновление набережной реки Везелка. Вместо применения гранита и бетона, там решили сделать трехкилометровую прогулочную зону площадью 7,5 га, проект обошелся всего в 164 млн рублей.

Архитектор предлагает взглянуть на набережные шире. Большая часть береговых линий в российский городах использовалась заводами и фабриками в процессе активной индустриализации. Сегодня площади и мощности многих предприятий стали избыточными: процесс вывода производств за границы исторических районов сопровождается ревитализацией и редевелопментом освободившихся земель.

«Адаптация этих локаций под благоустройство, возведение жилья, коммерческой недвижимости и организацию общественных пространств является прекрасным способом формирования непрерывной среды вдоль рек и стимуляции городской экономики. Например, в Москве создание зоны променада вдоль береговой линии Нагатинского затона стало первым примером того, как застройщик включил реконструкцию набережной в проект жилого комплекса. Если говорить о небольших городах, то создание или обновление среды вдоль рек, не всегда связанно с необходимостью крупных инвестиций. Немного увеличив бюджеты по сравнению с капремонтом, пригласив к думающих архитекторов, всегда можно найти интересные, яркие и удобные решения. Куда важнее правильная постановка задач и умение архитектора понимать и принимать контекст, как городской, так и экономический», — объясняет архитектор.

Пример качественного подхода к реализации и проектировке набережных привел операционный директор направления «Полимерные мембраны и PIR» Технониколь Евгений Спиряков — озеро Кабан в центре Казани. Революция состояла в том, что, прежде чем благоустраивать берег, воду в озере очистили.

«Проект российского-китайского консорциума Turenscape+MAP предусматривает не только создание современного общественного пространства с красивейшей набережной, но и очистку и фильтрацию воды в озере Кабан. Для этого была предусмотрена система соединяющихся бетонных резервуаров каскадного типа. В нее насосами подается вода из озера. Внутри резервуаров находятся растения для естественной фильтрации воды. Перетекая по резервуарам, вода чистится и возвращается в озеро. Для создания резервуаров применялась специальная система с дополнительным слоем дренажа из профилированной мембраны», — рассказывает Спиряков, подчеркивая, что компания гордится участием в этом проекте.

В реализации проекта по реконструкции набережной озера Кабан принимали участие компании из разных стран, в том числе Китая, Германии.

Предназначение набережных

Руководитель проектов архитектурно-брендинговой компании DeVision Илья Курбатов напоминает, что набережные играют важную роль и как зона отдыха для жителей, и как точка притяжения для туристов. Но в процессе проектировки и реализации важнее подумать о потребностях первых.

«В каждом новом городе на вопрос: «Что смотреть?», вам ответят «Прогуляйтесь по набережной». И совсем не обязательно, чтобы набережная была приморской. Однако набережная — это не просто объект привлечения туристов, это, в первую очередь, общественное пространство. Большую часть времени на ней проводят не туристы, а жители города».

Весной 2021 года аналитики DeVision проводили исследование по улучшению тюменской набережной, в котором приняли 5236 человек. Пожелания тюменцев оказались на поверхности: жители хотели больше зелени, тени и спуск к воде, выделенные зоны для велосипедистов и больше точек питания. По мнению Курбатова, любую набережную легко проверить по этому чек-листу: есть ли на ней места, чтобы поесть, сходить в уборную, спрятаться от солнца и осадков?

В воронежский чек-лист целесообразно было бы добавить другой, на первый взгляд незначительный пункт, но, для воронежцев, набивших оскомину, чрезвычайно важный — благоустроенный и безопасный спуск к объекту. В проекте мы видим, что о потребностях жителей знают, им предполагается целых три спуска на выбор. Это дает надежду, что Петровскую набережную ждет новая жизнь — однако какой она будет, зависит от ответственности и исполнительности будущего подрядчика а также органов, контролирующих эти работы. 

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен,  RuTubeTelegram.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Черноземье
Погибшего подполковника Поликарпова посмертно наградили орденом МужестваПолитика, 18:02
Владислав Дикиджи выиграл чемпионат России по фигурному катаниюСпорт, 17:58
В МИДе Турции назвали сирийцев ответственными за решение по базам РоссииПолитика, 17:58
Захарова призвала дать жесткую оценку удару дронов в КазаниПолитика, 17:37
Spiegel узнал о предупреждениях Эр-Рияда властям ФРГ об угрозе терактаПолитика, 17:32
Куда любит ездить шеф-повар и совладелец ресторанов Selfie, Гвидон и IKRAРБК и Wey, 17:30
«Манчестер Сити» проиграл шестой раз в восьми последних матчах АПЛСпорт, 17:25
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Хинштейн рассказал о масштабе разрушений в Рыльске после обстрела ВСУПолитика, 17:18
Пезешкиан предложил заменить иранский риал на иранский туманФинансы, 17:08
Савельев пообещал обеспечить к 14 января скидку 50% на перелеты для детейОбщество, 16:53
К свету: как сделать так, чтобы всем хватало электричестваРБК и Россети, 16:45
Росавиация назвала дату вылета задержанного из-за поломки рейса из ЕгиптаОбщество, 16:42
Клуб КХЛ «Автомобилист» обменял канадца с российским паспортом в «Сибирь»Спорт, 16:39
В Курской области задержали пьяного мужчину с автоматом и патронамиОбщество, 16:34