Не теряем берега. Архитекторы — о перспективах воронежской набережной
Суть воронежского проекта
В 2020 году местные проектировщики «ПГС Проект» представили концепцию Петровской набережной. Как пишут авторы, в ее основу заложили «бережное сохранение сложившейся природной составляющей». Проект предусматривает отсылки к природным памятникам, которыми гордятся воронежцы, — Дивногорье, Костенки, «Донская сахара». Создатели концепции уточняют, что архитектурное решение набережной основано на минимализме с элементами модернизма. Реализация двух очередей (на площади порядка 20 га) позволит обеспечить комфортный досуг до 45 тыс. человек в выходные.
Спустя два года мэр Воронежа Вадим Кстенин рассказал о старте реализации первой очереди, в ходе которой приведут в порядок территорию от Чернавского моста до Адмиралтейской площади, оставив площадь на следующий год. Проект включает, помимо обновления пешеходной части и облицовки, создание спортивных и смотровых площадок, вело- и беговых дорожек, а также восстановление ограждения набережной. Из интересных решений в озеленении предполагается создание «шумопоглощающего барьера» в спортивной зоне путем высаживания деревьев с раскидистой кроной. Также предполагается в буферной зоне высадка крупных саженцев, кустарников, газонов.
Работы пройдут на площади чуть более 11 га. Тендер разместили 12 апреля на госзакупках, его победителю получает авансирование в размере 29% при начальной максимальной цене в 762 млн рублей.
Трудности в санкционных условиях
Риски реализации подобных проектов прежде всего связаны с экономической обстановкой, поясняет Александр Стариков, партнер архитектурного бюро Syntaxis. В ситуации неопределенности важно понять, насколько быстро строительная индустрия сможет перестроиться под новые реалии, найти альтернативные каналы поставок, сбалансировать бюджеты.
«Инфраструктурные кейсы в качественном исполнении требуют значительных объемов бюджетного финансирования, а это означает, что от стабильности экономики страны во многом зависят и сроки, и успех их реализации, — комментирует Стариков. — Строительные материалы, используемые для отделки набережных по большей степени, производятся на территории нашей страны, а значит проблем с их поставками возникнуть не должно. Единственным слабым местом в стратегии реализации подобных проектов можно назвать изготовление современных МАФов (малых архитектурных форм), детских площадок, значительную часть которых заказывали в Европе. Впрочем, сейчас в России уже появились предприятия способные выполнять подобные заказы. Остается нарастить производственные мощности и оптимизировать рабочие схемы с поправкой на массовость».
Проведение благоустройства — наиболее капиталоемкий тип строительных работ, отмечает Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects. Во многих региональных городах предпринимаются попытки «размазать» ограниченные бюджеты на всю территорию, попадая в организационную ловушку. По ее мнению, в условиях нехватки средств не стоит закупать самые дешевые лавки и плитку, пытаясь бессистемно их распределить. Необходимо искать локации, где сосредотачивается больше всего пользователей и в приоритетном порядке развивать точечные, но ключевые и качественные решения. И только потом их постепенно масштабировать.
Успешные решения
Николаева вспоминает кейс в соседнем Белгороде — обновление набережной реки Везелка. Вместо применения гранита и бетона, там решили сделать трехкилометровую прогулочную зону площадью 7,5 га, проект обошелся всего в 164 млн рублей.
Архитектор предлагает взглянуть на набережные шире. Большая часть береговых линий в российский городах использовалась заводами и фабриками в процессе активной индустриализации. Сегодня площади и мощности многих предприятий стали избыточными: процесс вывода производств за границы исторических районов сопровождается ревитализацией и редевелопментом освободившихся земель.
«Адаптация этих локаций под благоустройство, возведение жилья, коммерческой недвижимости и организацию общественных пространств является прекрасным способом формирования непрерывной среды вдоль рек и стимуляции городской экономики. Например, в Москве создание зоны променада вдоль береговой линии Нагатинского затона стало первым примером того, как застройщик включил реконструкцию набережной в проект жилого комплекса. Если говорить о небольших городах, то создание или обновление среды вдоль рек, не всегда связанно с необходимостью крупных инвестиций. Немного увеличив бюджеты по сравнению с капремонтом, пригласив к думающих архитекторов, всегда можно найти интересные, яркие и удобные решения. Куда важнее правильная постановка задач и умение архитектора понимать и принимать контекст, как городской, так и экономический», — объясняет архитектор.
Пример качественного подхода к реализации и проектировке набережных привел операционный директор направления «Полимерные мембраны и PIR» Технониколь Евгений Спиряков — озеро Кабан в центре Казани. Революция состояла в том, что, прежде чем благоустраивать берег, воду в озере очистили.
«Проект российского-китайского консорциума Turenscape+MAP предусматривает не только создание современного общественного пространства с красивейшей набережной, но и очистку и фильтрацию воды в озере Кабан. Для этого была предусмотрена система соединяющихся бетонных резервуаров каскадного типа. В нее насосами подается вода из озера. Внутри резервуаров находятся растения для естественной фильтрации воды. Перетекая по резервуарам, вода чистится и возвращается в озеро. Для создания резервуаров применялась специальная система с дополнительным слоем дренажа из профилированной мембраны», — рассказывает Спиряков, подчеркивая, что компания гордится участием в этом проекте.
В реализации проекта по реконструкции набережной озера Кабан принимали участие компании из разных стран, в том числе Китая, Германии.
Предназначение набережных
Руководитель проектов архитектурно-брендинговой компании DeVision Илья Курбатов напоминает, что набережные играют важную роль и как зона отдыха для жителей, и как точка притяжения для туристов. Но в процессе проектировки и реализации важнее подумать о потребностях первых.
«В каждом новом городе на вопрос: «Что смотреть?», вам ответят «Прогуляйтесь по набережной». И совсем не обязательно, чтобы набережная была приморской. Однако набережная — это не просто объект привлечения туристов, это, в первую очередь, общественное пространство. Большую часть времени на ней проводят не туристы, а жители города».
Весной 2021 года аналитики DeVision проводили исследование по улучшению тюменской набережной, в котором приняли 5236 человек. Пожелания тюменцев оказались на поверхности: жители хотели больше зелени, тени и спуск к воде, выделенные зоны для велосипедистов и больше точек питания. По мнению Курбатова, любую набережную легко проверить по этому чек-листу: есть ли на ней места, чтобы поесть, сходить в уборную, спрятаться от солнца и осадков?
В воронежский чек-лист целесообразно было бы добавить другой, на первый взгляд незначительный пункт, но, для воронежцев, набивших оскомину, чрезвычайно важный — благоустроенный и безопасный спуск к объекту. В проекте мы видим, что о потребностях жителей знают, им предполагается целых три спуска на выбор. Это дает надежду, что Петровскую набережную ждет новая жизнь — однако какой она будет, зависит от ответственности и исполнительности будущего подрядчика а также органов, контролирующих эти работы.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен, RuTube, Telegram.