Авторынок на грани фола. Удастся ли отразить удары кризиса
Автомобильная отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших от западных санкций. Ограничение ввоза автомобилей некоторыми автопроизводителями, перебои в логистике, задержки в поставке комплектующих — все это стало результатом сложившейся на международном рынке обстановки.
Спрос меньше — цены больше
Эксперты говорят о неминуемом снижении продаж в дилерских центрах. Главной причиной является рост цен на новые автомобили. Еще до «спецоперации», в январе, цены на легковые авто поднялись на 3-5%. В феврале компаниям неоднократно приходилось корректировать прайс-листы. С началом весны ситуация стала еще хуже: новые модели подорожали больше, чем на 15%.
По данным консалтингового агентства SRG, Hyundai Santa Fe за две недели подорожал на 500 тыс. рублей. Вполне вероятно, что уже к маю полноразмерный кроссовер этой марки в России будет стоить от 7,5 млн руб. При том, что до введения санкций он продавался по цене 2,7-2,89 млн.
Неудивительно, что сейчас спрос на авто упал. Однако затяжному падению предшествовал кратковременный всплеск. Покупатели, уже не имея возможности купить подорожавшую валюту, инвестировали свои вложения, в том числе, и в движимое имущество.
«Продавцы уже выставленных на продажу машин лихорадочно переписывали ценники в сторону увеличения. В итоге за прошедший месяц новые автомобили подорожали на 30-60%. Что, в свою очередь, немного охладило спрос», — сделал вывод эксперт маркетплейса «Банкавто» Сергей Власов.
Он заметил, что затем вырос спрос на подержанные автомобили, и на этом рынке произошла аналогичная ситуация с рынком новых машин: продавцы б/у авто подняли цены до рекордных цифр. По мнению эксперта, панике способствовали и ценители иномарок бизнес-класса, которые начали покупать их на вторичном рынке. В результате, например, машины марки Mercedes-Benz в среднем подорожали на 32%, а седан BMW 5 серии — на 39%.
Естественно, скачок цен напрямую связан с курсом валюты и санкциями, в связи с которыми поставки прекращаются, а модели, уже выставленные на продажу, становятся «на вес золота». Директор по развитию автохолдинга «Ключавто» Юлия Овчинникова делает акцент на повышении ключевой ставки ЦБ по кредитам до 20%, что негативно сказывается на спросе на финансовые продукты, так как ключевая ставка коррелирует с банковскими ставками по автокредитам.
«Но все игроки рынка ищут возможные пути выхода из сложившейся ситуации. Например, московский завод Renault уже объявил о возобновлении работы в штатном режиме», — отмечает Овчинникова.
Директор филиала АВТОDОМ BMW в Санкт-Петербурге Андрей Рябинин для РБК Черноземье рассказал, что в сложных современных условиях официальным дилерам удалось сформировать резерв авто, который позволит в ближайшие два месяца удовлетворить потребительский спрос. Более того, автопроизводители ЕС не делали официальных заявлений о полном уходе с российского авторынка, и есть надежда на возобновление поставок после нормализации геополитической обстановки.
Остатки сладки
Больше всего потребителей удивляет факт, что цена взлетела даже на экземпляры, которые уже находились в автосалонах к моменту наступления кризиса.
«Дилерский центр, чтобы он мог функционировать, должен приносить определенную прибыль. Эта прибыль идет на закупки, зарплату сотрудников, оплату налогов, маркетинг и прочее. Сейчас сложилась ситуация, что дилеры видят, что с прибылью в долгосрочной перспективе может сложиться проблема. Потому необходимо компенсировать это за счет корректировки цен. Иначе компания может просто исчерпать свои ресурсы в скором времени», — объясняет исполнительный директор ООО «Автомаркетолог», главный редактор automarketolog.ru Роман Тарамакин.
На данный момент многие дилеры в сложных условиях пытаются выбрать такую тактику, которая принесет им прибыль.
«Кто-то остановил продажи новых автомобилей в надежде заработать дополнительную маржу при отсутствии конкуренции из-за отмены поставок. Некоторые дилеры распродали весь склад в период с 24.02 по 1.03. Большинство поднимали внутренние цены с ростом курса валют, — анализирует ситуацию коммерческий директор ГК «Мотор Ленд» Александр Маковкин. — Сейчас же увеличивается рекомендованная розничная цена, растет отпускная цена, по которой дилер должен рассчитаться с дистрибьютером. Если говорить про увеличение валовой стоимости аксессуаров и дополнительных услуг — причина в желании дилеров привлечь дополнительную прибыль на покрытие своих издержек, которые они несут из-за отсутствия поставок».
В дилерских центрах по большинству марок сейчас распродаются остатки. Растут цены на подержанные авто — на 60% по сравнению с прошлым годом по данным SRG. Автосалоны и дилеры скупают б/у машины, приводят их в порядок и выставляют на продажу дороже. Все это связано с неутешительным прогнозом роста цен и отсутствием поставок машин в ближайшем будущем.
Взгляд в будущее
Эксперты в один голос утверждают, что рост цен поэтапно продолжится в течение всего года.
«К концу года стоимость новых автомобилей увеличится еще до 20%. Предположительно, стоимость автомобилей приостановится после стабилизации курса рубля по отношению к иностранным валютам», — размышляет генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
В беседе с РБК Черноземье он назвал еще одну усиливающуюся тенденцию: дефицит авто. По мнению гендиректора автомобильного холдинга, складских запасов хватит на несколько месяцев, а сроки поставок новых автомобилей могут увеличиться в связи с решением некоторых автопроизводителей приостановить работу в РФ.
Наиболее негативный прогноз прозвучал от эксперта рынка интернет-маркетинга Романа Тарамакина. Он считает, что подорожание в этом году может дойти до 50%. Специалист неоднозначно оценивает и возможное импортозамещение комплектующих.
«Если некоторые заменить просто, то другие, вроде электроники или моторов, очень сложно без снижения качества продукции. Скажем, некоторые производители думают перейти на отечественные двигатели, но из-за этого они «откатятся» от экологических норм Евро-5 в лучшем случае к Евро-2. Так что, скорее всего, объемы производства будут наращиваться, а вот на качестве это может сказаться негативно», — волнуется эксперт.
Позитив он увидел только в ситуации с китайскими автомобилями. Именно в их сторону изменились предпочтения клиентов в последнее время: продажи увеличились, так как они и дешевле, и с рынка по большей части уходить не собираются. Кроме того, освободившееся на российском авторынке место может привлечь автоконцерны Индии, такие, например, как Mahindra или ТАТА. Сохранить и укрепить позиции постарается, вероятно, концерн Renault-Nissan. Так, по итогам февраля, доля корейских автопроизводителей составляла 25% от российского авторынка, китайских — порядка 9%, рассказывают в «Банкавто». Если западные автопроизводители примут решение участвовать в экономическом бойкотировании России, уже к лету можно будет ожидать заметный рост доли продаж корейских и китайских автомобилей, которые при возможности наращивать поставки и производство к июню могут превысить 50%. В целом же, по мнению Сергея Власова, в ближайшие месяцы новых машин станет меньше. Также он прогнозирует, что острый дефицит комплектующих рынок почувствует в течение 1-2 месяцев.
Будет увеличиваться стоимость автозапчастей и сервисных услуг: причиной станет приостановка поставок новых автомобилей и комплектующих, что приведет к поиску альтернативных поставщиков и закупке комплектующих через третьи страны. Как сообщили в «АвтоСпецЦентр», в марте в среднем запчасти подорожали в 1,5-2 раза, а комплектующие нескольких брендов — на 24–25%, причем многие из них уже повышали цены в январе текущего года. Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль в подорожании запчастей видит еще одну проблему: на рынке может увеличиться доля «серых» неоригинальных деталей, что чревато поломками автомобилей и ростом количества ДТП.
Что касается комплектующих, то здесь Россия, при невозможности использовать продукцию ведущих производителей, постепенно перейдет на продукцию китайцев (например, SMIC). Но в период перехода могут резко сокращаться поставки или остановятся сборочные предприятия, считает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
В том, что Азия заменит уходящие страны, уверен Константин Калинин — основатель платформы Raddy.com, объединяющей в единую систему несколько сервисов (поиск специалистов и услуг, маркетплейс, аренду автомобилей и другого вида транспорта).
«Также произойдет некоторое импортозамещение. Замена же иностранных автозапчастей и прочего будет протекать медленно и не без потери качества, — считает эксперт. — 90% только приостановили производство, а не полностью его прекратили европейских автопроизводителей из них, что говорит о нежелании иностранцев уходить с рынка РФ.»
Несмотря на переориентацию авторынка, объемы автопроизводства в этом году, скорее всего, не вырастут — для перехода на новую компонентную базу конструкторским отделам и отделам сертификации необходимо от 5 до 6 месяцев минимум. Кроме того, компоненты необходимо закупить, а из-за переориентации всех транспортных логистических потоков в КНР время доставки заказов выросло на 20-30%. Такое объяснение дал руководитель проектов направления «Оценка и финансовый консалтинг» группы компаний SRG Александр Багрецов.
По мнению экспертов, бывшие в употреблении авто должны подешеветь.
«Хорошая новость, что нас ждет некоторая корректировка цен. Владельцы авто с пробегом, выставлявшие их по «космическим» ценам, вынуждены вернуться к реалиям. Так что до конца марта корректировка средних цен в сторону уменьшения в пределах 5-6% вполне возможна. Но к прайс-листам образца «до 23 февраля» вторичный рынок, к сожалению, уже не вернется», — уверен представитель «Банкавто».
Есть ли смысл брать автомобиль сейчас?
Тем, кто планировал приобрести автомобиль в этом году, большинство экспертов советуют не откладывать покупку в долгий ящик, так как в ближайшее время снижения цен не ожидается. Предположительно, в течение года новые авто подорожают еще на 20%, а также значительно сократится их ассортимент.
«Перебои поставок палладия, алюминия повлекут повышение цен на машинокомплекты. Сложная логистика так же увеличит себестоимость. Вместе с тем, повышение ключевой ставки сделало менее привлекательным кредитное предложение, что так же определяет снижение спроса. Остается надежда на то, что Минпромторг возобновит государственную поддержку автокредитования, что может снизить ставку с текущих 25% годовых до 12%», — выражает надежду Александр Маковкин.
Но есть и другое мение. Например, Сергей Власов считает, что даже с текущими ставками переплата за несколько лет вполне может покрыть рост цены транспортного средства. Для приобретения автомобиля с выгодой можно воспользоваться программой трейд-ин или обратиться к тому дилеру, который предоставляет индивидуальные условия для совершения сделки. Так, некоторые компании планируют провести тотальные распродажи.
Александр Багрецов же утверждает, что в свете нестабильных цен на автомобили спешить с покупкой не имеет смысла. Например, известны случаи, когда Hyundai Solaris не в топовой комплектации продавался по 2,2-2,5 млн рублей. Зачем же так переплачивать? А если покупка машины необходима, лучше присмотреться к автомобилям с пробегом. Однако специалисты авторынка уточняют, что совершать покупку стоит только в том случае, если автомобиль действительно «очень-очень нужен». Дмитрий Матвеев советует пока что взять машину в аренду или рассмотреть каршеринг — такие варианты будут более выгодны. Приобретение же личного авто, по его мнению, стоит отложить плюс-минус на год.
Что касается продаж в автосалонах, то делать вывод, что в 2022 году они окажутся меньше, чем в 2021, нельзя. Александр Багрецов полагает, что за счет первых двух месяцев до начала спецоперации и небольшого всплеска покупок в надежде «успеть в отходящий поезд» первый квартал 2022 года по продажам будет даже успешнее, чем прошлый год.
Справка
На «паузе» стоят следующие компании*:
- Audi (приостановили отгрузку новых авто. При этом те модели, что уже выставлены на продажу, еще можно приобрести);
- BMW (также приостановлены поставки и заморожено производство на территории страны);
- Ferrari (приостановлены поставки);
- Ford (деятельность в России приостановлена, производство в том числе);
- Honda (полностью прекращены поставки в Россию);
- Infinity (временная остановка поставок новых моделей);
- Jaguar Land Rover (компания одна из первых приостановила поставки в РФ);
- Mercedes-Benz (приостановка поставок легковых авто и заморозка производства новых моделей в России);
- Porsche (поставки приостановлены).
Бренды продолжают работать в штатном режиме:
- GAC;
- Haval;
- Mazda;
- Chery;
- Mitsubishi;
- Suzuki;
- ГАЗ.
данные предоставлены Константином Калининым (Raddy.com).
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен, YouTube, RuTube, Telegram.