Перейти к основному контенту
Черноземье ,  
0 

Концессионное соглашение: что думают эксперты о трамвайной сети Курска

На ремонт трамвайной сети Курска и поставку новых трамваев потребуется 12 млрд рублей
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

В конце октября заместитель губернатора Курской области Алексей Смирнов сообщил, что в администрацию на рассмотрение поступил проект концессионного соглашения на модернизацию транспортной системы от компании «Мовиста».

Инвестор предложил властям области поставку в виде 22 трамваев и 10 электробусов. Также в планах ремонт инфраструктуры. Общая сумма проекта составляет 12 млрд рублей. О проблемах трамвайной сети заговорили еще летом. Железнодорожные пути в Курске износились более чем на 90%.

Концессионное предложение от «Мовисты» включает в себя, помимо закупки транспорта, существенную оптимизацию городской трамвайной сети, реконструкцию 42.6 км путей и имеющейся инфраструктуры, включая восемь тяговых подстанций и депо. Модернизация трамвайного парка и все принятые меры позволят увеличить годовой пассажиропоток с 5,6 до 7,0 млн пассажиров. Компания обещает приступить к работам уже в 2022 году.

«В последние несколько лет тренд на обновление городского общественного транспорта с привлечением частных инвесторов лишь нарастает. На текущий момент в России, по данным платформы «РОСИНФРА», реализуются 10 концессионных соглашений в сфере общественного транспорта на общую сумму 56,5 млрд рублей, из которых 44,4 млрд рублей приходится на частные инвестиции. Речь идет об обновлении и обслуживании автобусных парков и метрополитена, создании остановочных пунктов, строительстве трамвайной инфраструктуры и канатных дорог. Большинство реализуемых проектов инициировано публичной стороной — органами власти регионов или муниципалитетов, с помощью частной инициативы запущено лишь три проекта», — сообщили в Национальном Центре ГЧП (группа ВЭБ.РФ).

«Предконцессионный процесс по курскому горэлектротранспорту, а это вся трамвайно-троллейбусная инфраструктура: начиная от рельсов и до электродепо, фактически уже стартовал. И его начало задано вовсе не потенциальным концессионером, а самой областной администрацией. Экономика проекта сейчас такова, что на курский трамвай приходится не более 5-6% от всего городского объема пассажироперевозок, причем значительно уступая как троллейбусу, так и автобусу. Это совершенно обратная ситуация от екатеринбургской, где та же «Мовиста» ведет достаточно непростые переговоры с городом о концессии. В уральской столице трамвай — самый популярный вид общественного транспорта, прежде всего, выигрывающий в скорости, особенно в часы пик. Обстоятельство, прекрасно осознаваемое курскими региональными властями, оттого регулярно и подогревающих тему скоростного трамвая», — рассказал РБК Черноземье эксперт в сфере инфраструктурных систем Ринат Резванов.

На федеральном уровне выделились два наиболее крупных игрока, которые конкурируя друг с другом активно входят в региональные проекты по модернизации местных транспортных систем. Оба входят в корпоративный периметр ведущих российских транспортных машиностроителей — «Синара-Транспортные Машины» (Группа Синара) и «Мовиста» (АО «Трансмашхолдинг»). Обоими участниками активно используется принятый в прошлом году механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Если в Курске концессионное соглашение будет одобрено, то с большой долей вероятности будет применено именно СЗПК.

По словам эксперта, стоимость курского проекта оценивается в пределах 12 млрд рублей, тем самым соглашением будет гарантироваться неухудшение налоговых условий на срок до 20 лет. В этом случае речь идет о налоге на прибыль, на имущество, транспортном налоге, земельном налоге, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам. Также следует отметить, что за счет бюджетных средств будут возмещены расходы организаторов проекта на выплату процентов по кредитам. Все эти условия в совокупности делают СЗПК привлекательным инвестиционным инструментом.

«Для Черноземья СЗПК отнюдь не в новинку. В январе этого года Липецкая область одна из первых в ЦЧР подписала соглашение о защите и поощрении капиталовложений с ООО «Черкизово-масла». Соглашением предусмотрено возведение в региональном ОЭЗ «Елецпром» завода по переработке масличных культур. Инвестиции в строительство оцениваются в 7,58 млрд рублей, а ввести в эксплуатацию завод должны уже в 2022 году», — добавил Ринат Резванов.

«Однако не совсем понятна необходимость заключения концессионного соглашения на покупку 12 трамваев и 10 электробусов. Такие закупки за средства бюджета регламентируются 44 Федеральным законом, и заказчику, бюджету Курской области или города Курска, выгоднее проводить открытый конкурс и закупить подвижной состав по минимальной цене, чем заключать концессионные соглашения с каким-либо одним предприятием, продающим трамвай или электробусы. Если же этот подвижной состав не покупается за средства бюджета, а является собственностью компании «Мовиста», тогда получается, что компания становится перевозчиком на маршрутах регулярных перевозок в Курской области и городе Курске. Этот процесс регулируется 220 Федеральным законом, и также необходимо проведение конкурсных процедур на право ведения деятельности на городских маршрутах регулярных перевозок», — отметил директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов.

Проблемные места

Cпектр проблем в Курске схож с теми, что отмечаются в большинстве бывших советских городов. В какой-то момент развитие сетей электротранспорта и инфраструктуры остановились. Сейчас трамваи не обслуживают районы новостроек, эта инициатива перехвачена маршрутками и автобусами.

«В рамках доработанных документов транспортного планирования говорится о полном сохранении и реконструкции трамвайной системы в Курске. Однако, если говорить о реальных потребностях города, правильно было бы не только обновить существующую инфраструктуру и поставить на маршруты новые вагоны, но и дотянуть рельсы до тех точек, где концентрируется значительное количество пассажиров. В этом случае трамвайная система сможет обеспечить достойную скорость движения и надлежащий уровень комфорта перемещений для жителей. Кроме того, важно восстановить участки в центре, которые были закрыты в 1970 — 90 годы (улицы Ленина и Дзержинского). Из-за удаления небольших, казалось бы, но важных участков сети, системы значительно пострадала. Даже небольшое развитие сети в центре даст возможность оптимальным образом выстроить городские перевозки в целом», — считает директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин.

Также он отмечает, что, если сравнивать Курск с Тулой, то в первом случае потребуется более масштабная работа по развитию линий. На сегодня здесь топологически сложилась геометрически совсем не оптимальная система, значительная часть районов не охвачена, сеть неразветвленная и местами выглядит не совсем логичной. Чтобы привести в порядок трамваи Тулы, действительно, будет достаточно отремонтировать рельсы и дать трамваям приоритет. С Курском предстоит серьезная и долгосрочная работа, однако у города есть хороший шанс поправить трамвайную сеть и организовать на базе трамвая систему магистральных перевозок.

Как сообщили в комитете транспорта и автомобильных дорог Курской области, в настоящее время администрацией Курской области рассматривается проект концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта города Курска, поступивший от ООО «Группа Мовиста». В рамках данного соглашения планируется реконструкция существующей инфраструктуры городского наземного электрического транспорта, приобретение подвижного состава — современных трамваев и электробусов. Текущее состояние инфраструктуры и подвижного состава наземного электрического транспорта общего пользования в городе Курске не обеспечивает потребности пассажиров по качеству и комфорту услуг. Износ трамвайного парка превышает 90%. По итогу исследования пассажиропотока, которое было проведено НИИАТ в 2020 году, более востребованным в Курске является автомобильный пассажирский транспорт.

Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 24 апреля
EUR ЦБ: 99,56 (+0,2)
Инвестиции, 23 апр, 16:46
Курс доллара на 24 апреля
USD ЦБ: 93,29 (+0,04)
Инвестиции, 23 апр, 16:46
Все новости Черноземье
Как бизнесу помогают электронные торговые площадки Отрасли, 14:00
НКР повысило рейтинг ТГК-14 до A-.ru Кредитные рейтинги, 13:59
Белгородэнерго обеспечил электроснабжение 26 новых объектов связи РБК+, 13:57 
Российский экологический оператор представил отчет за пять лет работы РБК+, 13:57 
Воронежский предприниматель — о проблемных местах туризма в регионе РБК+, 13:56 
Сбер и ЮВЖД договорились о развитии инновационных цифровых решений РБК+, 13:56 
Tether будет блокировать USDT на подсанкционных кошельках Крипто, 13:54
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Ямайка признала Палестину суверенным государством Политика, 13:53
Агент подтвердил интерес «Локомотива» к экс-форварду «Реала» Спорт, 13:52
Акции владельца брендов Gucci и Balenciaga рухнули на 10% Инвестиции, 13:47
Курская область — самый экономически сильный регион Черноземья Черноземье, 13:45 
Кремль назвал «камуфляжем» перевод заводов Британии на военные рельсы Политика, 13:44
На Поклонной горе откроют выставку иностранной трофейной техники Общество, 13:39
Выбор редакции: лучшие тексты за 5 лет о прогнозах, ИИ, мемах, потеплении Социальная экономика, 13:39