Перейти к основному контенту
Черноземье ,  
0 

Концессионное соглашение: что думают эксперты о трамвайной сети Курска

На ремонт трамвайной сети Курска и поставку новых трамваев потребуется 12 млрд рублей
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

В конце октября заместитель губернатора Курской области Алексей Смирнов сообщил, что в администрацию на рассмотрение поступил проект концессионного соглашения на модернизацию транспортной системы от компании «Мовиста».

Инвестор предложил властям области поставку в виде 22 трамваев и 10 электробусов. Также в планах ремонт инфраструктуры. Общая сумма проекта составляет 12 млрд рублей. О проблемах трамвайной сети заговорили еще летом. Железнодорожные пути в Курске износились более чем на 90%.

Концессионное предложение от «Мовисты» включает в себя, помимо закупки транспорта, существенную оптимизацию городской трамвайной сети, реконструкцию 42.6 км путей и имеющейся инфраструктуры, включая восемь тяговых подстанций и депо. Модернизация трамвайного парка и все принятые меры позволят увеличить годовой пассажиропоток с 5,6 до 7,0 млн пассажиров. Компания обещает приступить к работам уже в 2022 году.

«В последние несколько лет тренд на обновление городского общественного транспорта с привлечением частных инвесторов лишь нарастает. На текущий момент в России, по данным платформы «РОСИНФРА», реализуются 10 концессионных соглашений в сфере общественного транспорта на общую сумму 56,5 млрд рублей, из которых 44,4 млрд рублей приходится на частные инвестиции. Речь идет об обновлении и обслуживании автобусных парков и метрополитена, создании остановочных пунктов, строительстве трамвайной инфраструктуры и канатных дорог. Большинство реализуемых проектов инициировано публичной стороной — органами власти регионов или муниципалитетов, с помощью частной инициативы запущено лишь три проекта», — сообщили в Национальном Центре ГЧП (группа ВЭБ.РФ).

«Предконцессионный процесс по курскому горэлектротранспорту, а это вся трамвайно-троллейбусная инфраструктура: начиная от рельсов и до электродепо, фактически уже стартовал. И его начало задано вовсе не потенциальным концессионером, а самой областной администрацией. Экономика проекта сейчас такова, что на курский трамвай приходится не более 5-6% от всего городского объема пассажироперевозок, причем значительно уступая как троллейбусу, так и автобусу. Это совершенно обратная ситуация от екатеринбургской, где та же «Мовиста» ведет достаточно непростые переговоры с городом о концессии. В уральской столице трамвай — самый популярный вид общественного транспорта, прежде всего, выигрывающий в скорости, особенно в часы пик. Обстоятельство, прекрасно осознаваемое курскими региональными властями, оттого регулярно и подогревающих тему скоростного трамвая», — рассказал РБК Черноземье эксперт в сфере инфраструктурных систем Ринат Резванов.

На федеральном уровне выделились два наиболее крупных игрока, которые конкурируя друг с другом активно входят в региональные проекты по модернизации местных транспортных систем. Оба входят в корпоративный периметр ведущих российских транспортных машиностроителей — «Синара-Транспортные Машины» (Группа Синара) и «Мовиста» (АО «Трансмашхолдинг»). Обоими участниками активно используется принятый в прошлом году механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Если в Курске концессионное соглашение будет одобрено, то с большой долей вероятности будет применено именно СЗПК.

По словам эксперта, стоимость курского проекта оценивается в пределах 12 млрд рублей, тем самым соглашением будет гарантироваться неухудшение налоговых условий на срок до 20 лет. В этом случае речь идет о налоге на прибыль, на имущество, транспортном налоге, земельном налоге, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам. Также следует отметить, что за счет бюджетных средств будут возмещены расходы организаторов проекта на выплату процентов по кредитам. Все эти условия в совокупности делают СЗПК привлекательным инвестиционным инструментом.

«Для Черноземья СЗПК отнюдь не в новинку. В январе этого года Липецкая область одна из первых в ЦЧР подписала соглашение о защите и поощрении капиталовложений с ООО «Черкизово-масла». Соглашением предусмотрено возведение в региональном ОЭЗ «Елецпром» завода по переработке масличных культур. Инвестиции в строительство оцениваются в 7,58 млрд рублей, а ввести в эксплуатацию завод должны уже в 2022 году», — добавил Ринат Резванов.

«Однако не совсем понятна необходимость заключения концессионного соглашения на покупку 12 трамваев и 10 электробусов. Такие закупки за средства бюджета регламентируются 44 Федеральным законом, и заказчику, бюджету Курской области или города Курска, выгоднее проводить открытый конкурс и закупить подвижной состав по минимальной цене, чем заключать концессионные соглашения с каким-либо одним предприятием, продающим трамвай или электробусы. Если же этот подвижной состав не покупается за средства бюджета, а является собственностью компании «Мовиста», тогда получается, что компания становится перевозчиком на маршрутах регулярных перевозок в Курской области и городе Курске. Этот процесс регулируется 220 Федеральным законом, и также необходимо проведение конкурсных процедур на право ведения деятельности на городских маршрутах регулярных перевозок», — отметил директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов.

Проблемные места

Cпектр проблем в Курске схож с теми, что отмечаются в большинстве бывших советских городов. В какой-то момент развитие сетей электротранспорта и инфраструктуры остановились. Сейчас трамваи не обслуживают районы новостроек, эта инициатива перехвачена маршрутками и автобусами.

«В рамках доработанных документов транспортного планирования говорится о полном сохранении и реконструкции трамвайной системы в Курске. Однако, если говорить о реальных потребностях города, правильно было бы не только обновить существующую инфраструктуру и поставить на маршруты новые вагоны, но и дотянуть рельсы до тех точек, где концентрируется значительное количество пассажиров. В этом случае трамвайная система сможет обеспечить достойную скорость движения и надлежащий уровень комфорта перемещений для жителей. Кроме того, важно восстановить участки в центре, которые были закрыты в 1970 — 90 годы (улицы Ленина и Дзержинского). Из-за удаления небольших, казалось бы, но важных участков сети, системы значительно пострадала. Даже небольшое развитие сети в центре даст возможность оптимальным образом выстроить городские перевозки в целом», — считает директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин.

Также он отмечает, что, если сравнивать Курск с Тулой, то в первом случае потребуется более масштабная работа по развитию линий. На сегодня здесь топологически сложилась геометрически совсем не оптимальная система, значительная часть районов не охвачена, сеть неразветвленная и местами выглядит не совсем логичной. Чтобы привести в порядок трамваи Тулы, действительно, будет достаточно отремонтировать рельсы и дать трамваям приоритет. С Курском предстоит серьезная и долгосрочная работа, однако у города есть хороший шанс поправить трамвайную сеть и организовать на базе трамвая систему магистральных перевозок.

Как сообщили в комитете транспорта и автомобильных дорог Курской области, в настоящее время администрацией Курской области рассматривается проект концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта города Курска, поступивший от ООО «Группа Мовиста». В рамках данного соглашения планируется реконструкция существующей инфраструктуры городского наземного электрического транспорта, приобретение подвижного состава — современных трамваев и электробусов. Текущее состояние инфраструктуры и подвижного состава наземного электрического транспорта общего пользования в городе Курске не обеспечивает потребности пассажиров по качеству и комфорту услуг. Износ трамвайного парка превышает 90%. По итогу исследования пассажиропотока, которое было проведено НИИАТ в 2020 году, более востребованным в Курске является автомобильный пассажирский транспорт.

Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Черноземье
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39