Белгородчина вошла в топ-20 по вовлечению бизнеса в госпроекты
Минэкономразвития РФ в своем ежегодном рейтинге субъектов РФ по развитию государственно-частного партнерства за 2020 год разместило Белгородскую область на 19 месте, тем самым улучшив ее позиции на три пункта. Аналитики выделили три определяющих фактора: динамика реализации проектов ГЧП в 2020 году, накопленный опыт реализации и состояние нормативно-институциональной среды. Согласно рейтингу ведомства, следующими после белгородцев расположились Воронежская область — 37 место, Тамбовская область — 50 позиция, а также Липецкий (55), Курский (59) и Орловский (63) регионы. В тройку лидеров вошли Московская область, Республика Саха — Якутия и Москва.
Как пояснили РБК Черноземье в белгородском облправительстве, из четырех соглашений, заключенных в 2020 году на 1,7 млрд рублей, два — в сфере сельского хозяйства, по одному — в здравоохранении и промышленности.
Основная форма реализации проектов ГЧП — это договоры аренды с инвестиционными обязательствами: в прошлом году в аренду без торгов были предоставлены земельные участки для реализации лабораторно-диагностического центра в Белгороде и строительства промпарка «Губкин».
Сегодня регион готовится к реализации общеобразовательных проектов с участием государственной корпорации «ВЭБ.РФ», также рассматривается концессионное соглашение с ООО «ПроШкола» на строительство трех школ в городе Белгороде и Белгородском районе, но окончательного решения по нему пока не принято.
«У соцобъектов при передаче в концессию есть ряд недостатков, например, в случае строительства общеобразовательных или физкультурных учреждений власти могут накладывать ограничения на возможность концессионера самостоятельно выбирать арендаторов для коммерческого заработка. И в целом у инвесторов не так много возможностей для маневров, что может удлинить окупаемость, — считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. — Соответственно, заход в социально-ориентированную концессию интересен для инвесторов с обширным опытом реализации таких объектов, или инвесторов с широкими инвестиционными возможностями, которые идут на осознанную сделку с государством, или те инвесторы, где государственные компании владеют частью акций».
В то же время механизм партнерства открывает для бизнеса много возможностей: частный предприниматель получает поддержку от государства в виде налоговых послаблений, возвращения части вложенных инвестиций, льготных или инфраструктурных кредитов, а также платы концедента, в случае если запланированная годовая прибыль оказалась ниже.
В планах белгородских властей еще 16 проектов на общую сумму более 5,1 млрд рублей — речь идет об объектах социального назначения в сфере спорта, образования, культуры и отдыха. Всего на стадии реализации находятся 72 партнерских соглашения на сумму 39,5 млрд рублей, из них большинство относятся к сферам культуры, отдыха, сельского хозяйства, дорожной инфраструктуры, здравоохранения и промышленности. Преимущественными формами реализации остаются договоры аренды с обязательствами инвестора.
Илья Жарский подчеркивает, что повысить привлекательность этой формы предпринимательства возможно с помощью регулярной модернизации — в частности, менять нормативно-правовую базу, если в ней есть неточности, разрабатывать иную методологию и регламенты взаимодействия с инвесторами. «На мой взгляд, помимо регулярных форумов, выездных встреч и презентаций проектов важен постоянный диалог с бизнесом и работа над ошибками. Белгородской области с таким результатом есть куда двигаться дальше и не стоит бояться перенимать чужой опыт, в качестве примера можно привести Омскую область, которая по итогам 2020 года в этом рейтинге поднялась с 58 на 9 строчку — это достойный пример того, как всего за год можно сменить вектор развития», — заключает эксперт.
Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.