Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Черноземье
Потерявшихся во Владимирской области трех мальчиков нашли живыми Общество, 17:57 Футболиста «Челси» обокрали во время матча с «Зенитом» Спорт, 17:57 Всемирный банк решил прекратить публикацию рейтинга Doing Business Экономика, 17:56 Рынок акций Монголии стал самым доходным в мире в 2021 году Инвестиции, 17:51 Литва построила на границе с Белоруссией 25-километровый барьер Политика, 17:50 Twitter с начала года не выплатил ни один из штрафов на ₽45 млн Технологии и медиа, 17:45 Передачи, шоу и сериалы: почему бизнес-процессы оживают осенью РБК и ASUS, 17:36 Отставка губернатора, дело о беспорядках на выборах. Главные новости РБК Общество, 17:33 Вьетнам заявил о намерении наладить производство «Спутника V» в стране Политика, 17:28 Transfermarkt составил самую дорогую сборную Российской премьер-лиги Спорт, 17:27 Биржевая цена газа в Европе после рекордов начала резко падать Экономика, 17:26 Журова заступилась за решивших продать подаренные BMW олимпийцев Спорт, 17:24 ВТБ в Воронеже на треть увеличил выдачи автокредитов Пресс-релиз, 17:24  В Дагестане возбудили уголовное дело после отравления детей газом Общество, 17:22
Черноземье ,  
0 

Белгородский проект «умных» мусорных баков признали эффективным кейсом

До конца года в регионе потратят свыше 17 млн рублей на установку еще почти трех тысяч контейнеров для вторсырья с датчиками уровня наполнения
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Forbes включил проект белгородского «Центра экологической безопасности» (ЦЭБ) по отслеживанию количества мусора с помощью датчиков в список эффективных кейсов «Цифровой экономики», способствующих контролю за транспортировкой ТКО и сдерживанию роста тарифов. На данный момент в рамках проекта в регионе уже установлено 8 600 датчиков на общую сумму 50,48 млн рублей, а до конца 2021 года планируется установить еще 2900 датчиков на сумму 17,02 млн рублей.

Как рассказали РБК Черноземье в «Центре экологической безопасности», на опорожнение не заполненного до конца контейнера расходуется столько же времени и усилий, как и на полный. «Вместо экономически нецелесообразных рейсов, приводящих к перерасходу топлива и заработной платы подрядчика, логичнее предложить водителю другой маршрут. Но для этого необходимо обладать оперативной информацией о наполненности контейнеров в других населенных пунктах, которую и поставляют программно-аппаратные комплексы», — рассказал заместитель генерального директора по производству ЦЭБ Даниил Медведев.

ПАК «Управление отходами» включает в себя датчики наполняемости контейнеров, инфракрасные дальномеры и аппараты связи с облачной платформой планирования и логистики, которая автоматически строит оптимальные маршруты мусороуборочной техники, отслеживая ситуацию в реальном времени. Для водителей создано мобильное приложение, выполняющее функции навигации, связи и проверки качества их работы. С помощью этих инструментов можно выявлять неэффективные площадки сбора мусора, корректировать количество и объем контейнеров, оптимизировать маршруты мусоровозов. Еще более рационально датчики проявляют себя на контейнерах для сбора вторичного сырья, объемы которого сложнее прогнозировать, отметили в ЦЭБ. Здесь играет роль и сезонность, и предпочтения проживающего в шаговой доступности населения, и общая вовлеченность жителей в раздельный сбор отходов.

Проект еще в стадии реализации, и провести полноценный производственный анализ в формате «было/стало» достаточно сложно. Вместе с тем уже полученные данные позволили оптимизировать ряд маршрутов вывоза как несортированных отходов, так и раздельно собранного вторичного сырья. «В результате этой работы сокращение совокупного пробега транспортных средств составило около 9,54%, — рассказали в ЦЭБ. — При совокупном ежегодном пробеге мусоровозов в 7,692 млн км и затратах на топливо около 189,6 млн рублей проведенная оптимизация позволит ежегодно экономить только на этой статье расходов до 18,07 млн рублей, а учет сокращения рабочего времени, амортизации техники, частоты замены шин и проведения ремонтных работ — увеличить этот показатель минимум в 1,3 раза».

Помимо экономической эффективности, подчеркнули в ЦЭБ, не менее важным аспектом является удовлетворенность населения услугой за счет своевременного выявления локальных сбоев и минимизации риска их повторения, а также снижение объемов выброса выхлопных газов.

В конце 2019 года проект ЦЭБ «Внедрение системы цифрового контроля и оптимизации вывоза отходов» прошел конкурсный отбор Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) для получения гранта на внедрение отечественных продуктов, использующих сквозные цифровые технологии, в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Размер гранта региональному оператору составил 69 млн рублей.

Как отметил Дмитрий Кузнецов, эксперт по системам автоматизации IT-компании «КРОК», подобные решения, помимо сокращения эксплуатационных расходов коммунальных служб, формируют и хорошее впечатление об их работе у жителей. На рынке также есть решения, которые позволяют отслеживать местонахождение мусорных контейнеров и предотвращать их кражу, добавил эксперт. По его мнению, сегодня большим потенциалом обладают IoT-решения на основе облачных вычислений. «В этом случае коммунальные службы или обслуживающие организации получают необходимые услуги по подписке. Сервис автоматизирует сбор информации с различных систем и оборудования (датчиков, счетчиков), снижая затраты на хранение и обработку данных. Систему, которая функционирует как сервис, можно быстро развернуть или перенести в другое место, — пояснил Дмитрий Кузнецов. — Фактором, который ограничивает внедрение подобных систем в городах, можно назвать отсутствие единой государственной программы, которая обязывала бы региональных операторов их использовать».

Директор технического департамента компании «ХайТэк» Дмитрий Ласьков считает, что применение IoT-технологий для вывоза мусора несомненно улучшит ситуацию в регионе, но проблем общероссийского масштаба, к сожалению, решить не сможет. К их числу эксперт отнес вопросы экоповестки и недостаточное количество заключенных договоров с операторами. А вот административные и логистические проблемы, по его мнению, будут решаться по мере цифровизации ЖКХ.

Проблема контроля заполняемости мусорных баков и контейнеров с вторсырьем характерна не только для России, подчеркивает Ксения Топоркова, руководитель навигатора по экологическим и социальным сервисам «+1Город». «Операторы ТБО во всем мире ищут решение этой проблемы. Так, в Берлине в 2020 году запустили тестирование работающих на солнечных батареях smart-баков, которые специальным прессом сжимают внутри весь мусор, высвобождая место, а в случае заполненности передают информацию оператору ТБО. Схожий проект в тестовом режиме запустился и в Москве, в районе Марьино, — там разработчики пошли еще дальше, сделав управление баком доступным через приложение на смартфоне. Однако в запуске «умных» баков есть и определенные риски, в том числе экологические, связанные с тем, что использование батарей приведет к появлению определенного объема опасных электронных отходов, требующих сложной переработки. В наших реалиях, когда большинство жителей страны еще не пришли к осознанному разделению отходов, запуск умных контейнеров кажется нам преждевременным. При такой механике, когда весь мусор сжимается в баке, отделить вторсырье от смешанных отходов на выходе не удастся, а значит, все собранное поедет на полигон или мусоросжигательный завод. Первым шагом, который важно сделать, нам видится формирование четкой системы поощрений горожан к раздельному сбору со стороны бизнеса и государства. Система лояльности и начисленных за каждый экологичный шаг баллов, которые можно потратить на призы от партнеров, поощрение потребителей за каждую сданную в фандомат бутылку и т.п. — без этой обязательной работы, которую уже провели страны ЕС, умные технологии становятся не только бесполезны, но и вредны в России».

Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.