Что происходит на воронежском рынке госзакупок
Воронежские заказчики сосредоточились на здравоохранении: топ-рейтинг закупок состоит из проектов медучреждений. Открывает список хирургический корпус для БУЗ ВО «Воронежский областной клинический онкологический диспансер» за 2,9 млрд, возведением которого займется воронежский Домостроительный комбинат, выигравший в марте этого года контракт. После него следует тендер строительства детского корпуса онкогематологического диспансера ВОДКБ №1 на ул. Ломоносова за 1,3 млрд. Властями также планируется строительство поликлиники на 1100 посещений с подстанцией скорой медицинской помощи на 10 бригад за 1,2 млрд рублей. Подрядчики двух последних объектов пока не определены, в виду того, что на конкурс не заявлялось необходимое количество участников.
Кроме медучреждений в топ вошли контракты на заключение кредитных линий, а также поставка систем линейного ускорителя для Воронежского областного клинического онкологического диспансера. Как уточнили РБК Черноземье в управлении по регулированию контрактной системы Воронежской области, в топ попадают заказы, которые заключаются с максимально высокой начальной ценой. Там подчеркнули, что за первый квартал 2020 года уже подготовлена рейтинговая оценка закупочной деятельности госорганов (первой и второй категорий): воронежский Департамент здравоохранения расположился на уровне «чуть выше среднего» с коэффициентом эффективности 79%, уступив позиции четырем департаментам.
Ввиду распространения ограничительных мер, связанных с коронавирусом, немало споров в юридической плоскости со стороны госкомпаний, к которым часто ведут цепочки исполнителей, ожидают более мелких подрядчиков и субподрядчиков.
В департаменте предпринимательства и торговли Воронежской области сообщили, что на поддержку бизнеса уже внедрены меры, однако, госзакупок они не касаются.
«Есть реструктуризация, отсрочка по микрокредитам для компаний, но что касается закупок – на это направление новые средства в связи с коронавирусом не поступали. ГО ЧС Воронежской области при департаменте промышленности выделяли средства, но они связаны с приобретением дополнительных масок, костюмов, средств защиты. Ведомство заключало контракты с нашими малыми предприятиями. Например, ООО «Мерлис», фабрики по пошиву женской одежды, перепрофилировалось и предложило свою продукцию в этом направлении. По другим контрактам у нас пока не предусмотрена форма поддержки», – прокомментировали в пресс-службе ведомства.
Госзаказ в данном вопросе не имеет специфики и регулируется общими нормами ГК РФ. Однако если договорные отношения многоуровневые и субподрядчик «закрылся» от подрядчика форс-мажором, то доказывать обстоятельства непреодолимой силы придется по всем договорам, считает эксперт юридической компании «Центральный округ» Дмитрий Просвирин.
«При этом подрядчику придется дополнительно доказывать обстоятельства непредотвратимости в отношении себя. Если предприниматель не исполняет или предвидит неисполнение своих обязательств, то готовиться ему нужно уже сейчас. Прежде всего, это касается коммерсантов, деятельность которых не относится к особо пострадавшим отраслям», – рассказал Дмитрий Просвирин.
Эксперт добавил, что Верховный суд РФ в своем «короновирусном» обзоре 21.04.2020 г. прокомментировал, что установленные президентом РФ нерабочие дни, по общему правилу не прерывают и не приостанавливают ни материальные, ни процессуальные сроки. Это означает, что наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) нужно будет доказывать. Доказывать всегда сложно и одной ссылки на COVID-19 или принятые ограничительные меры будет недостаточно.
«Во всех без исключения случаях придется устанавливать как чрезвычайность и непредотвратимость обстоятельств, так и причинную связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательств. Так, например, нарушение сроков поставки по причине запрета на передвижение транспортных средств должно признаваться форс-мажором в отсутствие иных обстоятельств по делу», – добавил юрист.
Форс-мажор призван не освободить от обязательства, а только защитить от санкции за нарушение сроков его исполнения. По итогу производить, перерабатывать, поставлять, выполнять и т.п., все равно придется. Отметим, что согласно замечанию юриста, практика по этому вопросу не сформирована. В связи с усеченным отправлением правосудия из-за нерабочих дней первые решения появятся к концу года.
Чтобы простимулировать заключение госконтрактов, учитывая, что емкость рынка по 223-ФЗ за 2019 год составила 14 трлн рублей, Минфин предложил разрешить заключать договоры с единственным поставщиком до конца года.
Ведомство предлагает разрешить до 2020 года закупки у поставщика, у которого нет конкурентов, с разрешения правительства РФ, уполномоченных органов при председателе правительств и плана мероприятий по противодействию коронавирусу. Также закупки должны производиться по определенному поручению председателя правительства для исполнения решений координационного совета по борьбе с распространением коронавируса. И последнее условие – закупки должны производиться за счет средств резервных фондов государства.
Будут ли предприняты попытки регулирования исполнения этих самых госконтрактов в виде субсидирования или льгот исполнителям, которые в связи с кризисом сорвали сроки и обязательства контракта – пока неизвестно.
Материал ИА «Медиа Черноземье»