В Черноземье ограничиваются зоны использования электросамокатов
Липецк: свободная зона
На заседании Липецкого городского Совета депутатов определены зоны запрета эксплуатации и снижения скорости при эксплуатации электросамокатов. Запрещено передвигаться на данном виде СИМ на главной площади города (Ленина-Соборная) и площади Героев, где расположен мемориальный комплекс. Также определены 24 зоны, где скорость электросамокатов не должна превышать 15 км/ч. Это все городские парки, скверы, протяженные пешеходные зоны. Сейчас депутаты думают над тем, чтобы совсем запретить электросамокаты в парках. Они напоминают о случаях травмирования граждан.
По запросу РБК Черноземье, в Липецкой области рассказали о постоянно увеличивающемся рынке аренды электросамокатов. В настоящее время на территории города предоставляют в аренду самокаты ООО «ВУШ» и ИП Ерофеева И.П. В Липецке согласовано 312 мест для размещения электросамокатов.
В пресс-службе уточнили нюансы ограничений. «Как отмечают в департаменте транспорта, тротуар остается проездным, а территория мемориального комплекса ограничена, то же самое на площади Ленина-Соборная. В случае если пользователь захочет проехать в запретной зоне, самокат автоматически остановится до тех пор, пока не покинет ее. Кроме того, в городе есть зоны ограничения скорости. На всех электросамокатах, используемых в автоматизированной системе аренды (проката), установлено программное обеспечение, позволяющее автоматически ограничивать максимальную скорость движения СИМ — не более 25 км/ч, а в зонах ограничения скорости — не более 15 км/ч, вне зависимости от желания пользователя. Как отмечают специалисты липецкой мэрии, электросамокаты не оказывают серьезного влияния на работу общественного транспорта. В Ельце услуга кикшеринга предоставляется одной компанией — Nasamokate. Аренда стала доступной с 2022 года, и если тогда в разных районах города было размещено около 200 самокатов, то сейчас их всего 45 единиц. Снижение количества самокатов, доступных для аренды, связано с невысоким спросом на эту услугу в Ельце. На работу общественного транспорта самокаты влияние не оказывают, больше используются для катания в парках и скверах. Серьезных проблем с нарушением правил дорожного движения, с участием самокатов, нет, ввиду их малого количества», — рассказал начальник управления информационной политики Липецкой области Михаил Шаршаков.
Карта Черноземья
РБК Черноземье выяснил, насколько в других регионах Центрально-Черноземного района (ЦЧР) развита система СИМ, доставляет ли она неудобство жителям и вводятся ли штрафы за эксплуатацию.
В Воронежской области 1 марта состоялось подписание соглашения между администрацией города, региональным управлением ГИБДД, техническим университетом и крупным оператором рынка проката средств индивидуальной мобильности ООО «Вуш», который работает в Воронеже уже на протяжении пяти лет.
«В связи с возрастающей востребованностью в СИМ в прошлом году были разработаны муниципальные правовые акты, которые регулируют работу сервисов по сдаче в аренду электросамокатов и других подобных устройств. Кроме того, в инициативном порядке был подготовлен и утвержден план мероприятий — дорожная карта — по взаимодействию администрации Воронежа, ГИБДД и оператора кикшеринга по формированию основ функционирования сервисов краткосрочной аренды электросамокатов и культуры их вождения. Он, как отмечают представители бизнеса, работающие по все стране, является первым в России такого рода документом о взаимодействии в этой сфере услуг», — рассказали в пресс-службе города Воронежа.
Специалисты отметили, что с 1 марта 2023 года СИМ приравниваются к участникам дорожного движения, и сейчас прорабатывается вопрос введения зон запрета использования электросамокатов и зон ограничения их максимальной скорости. Также будут определены места парковки СИМ, которые позже нанесут на интерактивную карту (они будут видны в приложениях операторов кикшеринга).
В 2024 году количество электросамокатов в Воронежской области по сравнению с 2023 годом увеличилось на 850 единиц за счет нового оператора — ООО «ЮрентБайк.ру», начавшего свою деятельность в городе с 2024 года. В 2023 году количество пользователей услугами аренды электросамокатов в городском округе составило 92 тысячи человек.
В Белгородской области рассказали, что вопрос о разработке дорожной карты по развитию инфраструктуры для СИМ региональным министерством автомобильных дорог и транспорта не рассматривается.
«В то же время на территории городского округа город Белгород разработан проект дорожной карты по развитию велоинфраструктуры, определению приоритетных участков/отрезков велокаркаса, обеспечивающих связанность велодорожек уже существующих и планируемых к реализации на территории городского округа город Белгород, в том числе предусматривающий развитие инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности. В рамках реализации дорожной карты предлагается устройство велокаркаса с устройством велополос на проезжей части в местах ее избыточной ширины, а также велодорожек транспортной функции на иных участках. Проект дорожной карты в настоящее время проходит согласование в структурных подразделениях администрации города», — ответили в региональном правительстве.
Как рассказали в министерстве автомобильных дорог и транспорта Белгородской области, по состоянию на февраль 2023 года в пунктах проката СИМ в Белгороде и Старом Осколе их количество составляло 550 единиц. В Белгороде услуги по прокату электросамокатов предоставляют две организации — ООО «Самокаты Белгород» и ИП Гладун (компания «Юрент»).
По информации руководителей названных компаний количество самокатов за год не увеличилось и осталось на прежнем уровне. В прошлом году электросамокатами в Белгороде воспользовались около 95 тысяч человек.
В Тамбовской области сообщили, что дорожную карту принимать не планируют, а ограничения по размещению СИМ размещены в ст.18 Правил благоустройства территории городского округа город Тамбов. «Электросамокаты используются жителями больше как средство активного отдыха, нежели как средство мобильности аналогично общественному транспорту. В целях негативного фактора использования СИМ, среди которых ключевой — это риск нанесения вреда жизни и здоровью граждан, в городах региона планируется системная работа по благоустройству и созданию инфраструктуры для СИМ на улично-дорожной сети», — ответили на запрос РБК Черноземье в пресс-службе региона.
В министерстве транспорта и автомобильных дорог Курской области сообщили, что на территории региона СИМ не получили широкого распространения. «Их использование гражданами не носит массовый характер, в связи с чем, значительного влияния на общественный транспорт не оказывает», — сообщил и.о. врио министра информации и общественных коммуникаций Курской области Дмитрий Венедиктов.
Экологичность
Директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения», участник рабочей группы Общественной палаты РФ по поправкам в ПДД Алексей Смирнов, рассказал, что сейчас электросамокатами пользуются 21 млн горожан, и объем рынка продолжает расти. Сейчас в России СИМ зарегистрировано порядка 332 тыс., а количество поездок в год составляет 211 млн.
«Электросамокаты — самый востребованный тип СИМ: их количество за 2023 год выросло на 75% — до 141 тыс. Объем российского рынка вырос на 67% и составил 22 млрд руб. По популярности они уже обогнали каршеринг: например, в Москве в 2023 году число ежедневных поездок на кикшеринге оказалось значительно больше, 350 тысяч против 140 тысяч. Сервисы аренды самокатов зафиксировали, что средняя длительность маршрута упала за прошедший год на 50%, и составляет около 15 минут. Это означает, что поездки на самокатах для горожан перестают быть способом отдыха и становятся повседневным видом передвижений. Перемещаться на них, действительно, быстрее, чем стоять в пробке или ждать автобус», — прокомментировал участник рабочей группы Общественной палаты РФ.
Смирнов назвал Воронеж пионером, который этой весной представил дорожную карту по развитию кикшеринга. «На сегодня 31 из 35 городов России с населением более 500 тысяч человек уже включили планы по развитию инфраструктуры микромобильности в генеральный план или программу комплексного развития транспортной инфраструктуры. Причем, чем современнее план, тем больше вероятность, что он предусматривает развитие микромобильной инфраструктуры — такая информация содержится в 79% стратегических документов, разработанных после 2017 года. Вероятно, что в ближайшее десятилетие подавляющее большинство городов будет иметь планы по развитию инфраструктуры микромобильности», — рассказал аналитик.
Смирнов видит в электромобильности альтернативу городскому общественному транспорту, к тому же экологичную. «Например, в Воронеже, где существуют проблемы и с пробками, и с переполненными маршрутками, кикшеринг мог бы рассматриваться как альтернативный транспорт, как для составных, так и полных поездок. Его преимущество, во-первых, в скорости, во-вторых, в комфорте, в-третьих, в экологичности. Электротранспорт не дает выбросов в атмосферу, бесшумен и занимает в 28 раз меньше места в городе, чем движущийся автомобиль. И, наконец, стоимость — она ощутимо ниже расходов на владение личным авто», — перечислил эксперт.
«Правильно развернутая инфраструктура микромобильности, согласно проведенному нами исследованию, снижает вероятность ДТП: на улицах со средней интенсивностью движения на 26%, с низкой — на 42%. Для предотвращения несчастных случаев в первую очередь нужно при помощи знаков, разметки или физического бордюра разделять потоки пешеходов, пользователей СИМ и автомобилистов. У каждого должна быть своя часть в рамках улично-дорожной сети, свое пространство. Другой способ повлиять на аварийность — снижать скорость. Можно оснащать знаки дополнительными табличками для СИМ, но мировая практика показывает, что наилучший результат дает введение скоростного лимита в городе. Также необходимо вести информационную работу с населением, заниматься просвещением, рассказывать людям о том, как пользоваться СИМ, рассказывать водителям, как взаимодействовать с ними на проезжей части. Законы для регулирования использования СИМ существуют, и дополнять их не надо. Это правила дорожного движения, в них уже внесены соответствующие правки, все прописано — нужно только их соблюдать: не превышать разрешенные 25 км/ч, детям до 14 лет не выезжать на проезжую часть, пользоваться шлемом, на тротуарах не превышать скорость пешеходного потока и в целом не провоцировать аварийных ситуаций небезопасной ездой. Пользователи СИМ и сами выступают за это — согласно проведенному нами опросу, 83% готовы уйти с тротуара, если появятся велополосы или велодорожки», — перечислил Смирнов.
Доступность и комфорт
Урбанист Юрий Родионов признался, что электросамоктами пользуется редко, а перемещается на велосипеде. «Электросамокатам отведена роль «транспорта последней мили». То есть в случае удаленности места жительства от транспортных узлов, человек может доехать на электросамокате последние километры. Или можно перемещаться на небольшие расстояния, используя электросамокат как альтернативу общественному и личному транспорту. Также актуальность электросамокаты приобретают в ночное время, когда общественный транспорт перестает ходить», — объяснил общественник.
К преимуществам СИМ он добавил доступность и экономию времени.
Организатор первой велоночи в Воронеже, руководитель проектов ВООПО «Наш регион» Илья Бейлин считает, что в контексте комфортной городской среды СИМ как никогда актуальны и напомнил о теории, по которой за 15 минут человек должен добраться до любой инфраструктурной точки. И СИМ могут решить эту проблему. «Города Черноземья достаточно компактные. Но общественный транспорт в Воронеже, да и в других городах не решает все проблемы, которые были созданы старыми управленческими решениями», — уточнил Бейлин.
Неудобства
Все эксперты отметили необходимость развития инфраструктуры.
Юрий Родионов перечислил неудобства, которые создают СИМ. «В первую очередь, это дискомфорт для пешеходов, в случае если водитель СИМ едет быстро по тротуару. Также актуальна проблема с парковкой самокатов. Часто они захламляют и без того неширокие тротуары и образуют «колонии» вокруг остановок общественного транспорта. Истории с травмами, конечно, известны. Здесь широкая география. Например, недавний случай из Санкт-Петербурга, когда девушка на электросамокате попала под автобус. В прошлом году в Ижевске автомобилист сбил самокатчиков, один из них погиб. Или тоже прошлогодний случай в Москве, когда уже женщина после наезда электросамоката скончалась в больнице. В Воронеже месяц назад электросамокатчик сбил пятилетнего мальчика. Обошлось без серьезных последствий», — уточнил эксперт.
Он считает, что подавляющее большинство аварий происходят из-за того, что существует пересечение разных скоростных потоков. А организатор первой велоночи в Воронеже, руководитель проектов ВООПО «Наш регион» Илья Бейлин причиной травм из-за СИМ назвал отсутствие велодорожек, которые должны быть заложены в генплане.
«Помимо введения штрафов властям нужно заняться инфраструктурой. В большинстве городов недостаточное количество велосипедных дорожек. А чтобы на самокате ездить по обочине, нужны фары (у бюджетных моделей отсутствуют), и человеку нужно потратиться на одежду со светоотражающими элементами (далеко не все это делают). Езда же в потоке людей по тротуару неудобна и небезопасна, как для водителя самоката, так и для пешехода. Считаю, что весь электротранспорт необходимо регулировать, потому что в РФ он очень стихийно развивается, и это небезопасно. В ДТП с участием самоката, как правило, все плохо заканчивается для водителя самоката, и чаще всего именно водитель самоката и виноват (потому что не знает ПДД и не изучил правила эксплуатации этого транспортного средства), — прокомментировал генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
Он считает, чтобы реально решить проблему транспортной дисциплины на дорогах, ее нужно ужесточить, а также доработать законодательство в сфере дорожного движения. «Начинать учить культуре вождения, как и любой другой культуре, нужно, чем раньше, тем лучше. В СССР существовали такие сообщества как ДОСААФ, а также обучали вождению в профильных учебных заведениях. На сегодня коммерческий подход практически не предусматривает для подростка возможности приобщиться к культуре вождения, раннего достижения возраста получения водительских прав», — прокомментировал Матвеев.
Нормы поведения
РБК сообщил, что сервисы проката увеличили штрафы за нарушения при управлении электросамокатами. Такое решение приняли Whoosh и Юрент и Яндекс. Штраф за езду в пьяном виде и причинение вреда здоровью или имуществу третьих лиц составит 100-150 тыс. руб. в зависимости от оператора. Также за езду на самокате несовершеннолетним полагается штраф в размере 10 тыс. руб. и блокировка аккаунта, за поездку вдвоем на одном самокате — 5 тыс. руб., за неправильную парковку (поперек тротуара или вне зоны парковки) — 500 руб.
«Начнем с того, что в прокатных электросамокатах за счет ПО невозможно двигаться быстрее. Но за превышение скорости на 5 км/ч уже хотят вводить штраф 800 рублей. Напомню, что для машин за превышение скорости в городе на 20 км/ч (то есть больше 80 км/ч) штраф составляет 500 рублей. Но задуматься от кого больше опасности исходит, пока что никто не хочет», — недоумевает Юрий Родионов.
Илья Бейлин считает, что важнее не законы, а нормы поведения, которых следует придерживаться. «Законы важны. Но надо формировать негласные правила и нормы поведения для велосипедистов и тех, кто пользуется СИМ, их вырабатывает общество. Для этого нужны гражданские организации, занимающиеся пропагандой и воспитанием правильного поведения на дорогах», — считает общественник.
Он отметил, что проблема общественного транспорта особенно актуальна для Воронежа, также для Липецка. «Города разрастаются, причем разрастаются окраинами. Общественного транспорта нет. Человеку необходимо добраться до работы. Тратит час в одну сторону, час в другую. Это не про комфортную городскую среду. В Воронеже по-прежнему не создана велоинфраструктура, велодорожки представлены отдельными отрезками. По велодорожкам катаются также и на СИМ. Транспортная сеть исключила из планировочных решений возможность комфортно и безопасно владельцу СИМ доехать, а горожанину не быть сбитым. Отсутствует культура вождения на электросамокатах и прочих средствах индивидуальной мобильности. Компании, которые сдают в аренду самокаты, не сильно заботятся об этом. Они обязаны создавать условия, при которых каждый, кто возьмет СИМ в прокат, будет понимать, как ехать по городу и не создавать помех для горожан. Для этого нужно проводить мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и то, как правильно ездить по городу», — поделился Илья Бейлин.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.