Сохранить старину: как регионы ЦЧР решают проблему памятников культуры

Правительство РФ планирует массовое обновление объектов культурного наследия (ОКН) народов страны до 2045 года. Эта инициатива направлена на укрепление национальной идентичности и развитие внутреннего культурного туризма. Однако в условиях ограниченного финансирования регионы Черноземья ищут собственные пути. РБК Черноземье выяснил, как обстоят дела с памятниками архитектуры в макрорегионе.
От льготных кредитов до продажи за рубль
Несмотря на отсутствие единой региональной программы, Воронежская область использует адресную инвестиционную программу, мероприятия капитального ремонта и ведомственные госпрограммы для поддержания памятников архитектуры. Работы ведутся одновременно за счет федеральных, областных и муниципальных источников финансирования, а также привлеченных средств владельцев такой недвижимости. Только в 2023–2024 годах выдано свыше 220 разрешений на реставрационные работы, включая такие знаковые проекты, как восстановление «Жилого дома с башней», усадьбы Никитиных и Дома Кантонистов. Как отмечают в управлении по охране объектов культурного наследия региона, ключевой проблемой остается привлечение инвестиций для реставрации объектов, остро нуждающихся в восстановлении.
Белгородская область сосредоточилась на восстановлении памятников воинской славы, считая их важными элементами туристического бренда региона. Из почти 2,4 тыс. зарегистрированных объектов около 58 отреставрированы за последние три года. В облправительстве поясняют, что процесс сохранения исторического наследия осложняется высокой стоимостью работ, недостаточным финансированием и сложной оперативной обстановкой. Восстановление ОКН ведется в небольших объемах, а аварийность многих зданий значительно увеличивает затраты и сроки исполнения проектов.
Липецкая область делает ставку на интеграцию объектов культурного наследия в хозяйственную деятельность, предоставляя поддержку в рамках программы «Развитие культуры и туризма». Несмотря на финансовые вложения из регионального бюджета, сохраняются общие проблемы, присущие большинству российских регионов, признают в облправительстве. Среди них — недостатки правового регулирования, чрезмерные требования к выполнению работ, отсутствие механизмов включения заброшенных объектов и нехватка поддержки владельцев, осуществляющих сохранение принадлежащих им памятников.
Региональные власти принимают меры по улучшению процесса вовлечения неиспользованных и аварийных ОКН в экономическую жизнь, обеспечивая последующую поддержку новым собственникам. Значительное внимание уделяется ремонтно-реставрационным работам на объектах, находящихся в ведении области и муниципалитетов, где располагаются социальные учреждения.
Для привлечения внебюджетных средств регион предлагает льготные условия для физических и юридических лиц, арендующих разрушенные объекты недвижимости, относящиеся к культурному наследию, с обязательством проведения восстановительных работ, после которых ставка снижается до символического рубля в год.
Всего в неудовлетворительном состоянии находятся 88 ОКН, включенных в государственный реестр объектов культурного наследия или 10,7% от общего числа, большинство из которых принадлежат частным владельцам либо являются заброшены.
Курская область одной из первых в Черноземье внедрила проект по восстановлению аварийных объектов культурного наследия, предложив льготные условия кредитования для инвесторов. В этом году регион стал участником федеральной программы по вовлечению ОКН в экономику, реализуемой совместно с «Дом.РФ». Отобрано три объекта в Курске: «Дом П.Ф. Пушечникова», «Дом мещан Беньковских» и ансамбль «Городская больница Гладковой».
Кроме того, власти планируют провести реставрационные мероприятия на территории комплекса «Курская крепость» в преддверии празднования 1000-летия города. Также в регионе действует льготная годовая арендная плата в размере одного рубля за квадратный метр для исторических объектов, подлежащих восстановлению. Тем не менее, приграничное положение создает определенные трудности: повреждение памятников и сложность оценки их текущего состояния.
Тамбовская область также ориентирована на включение неиспользуемых объектов культурного наследия в экономическое развитие региона. Основное внимание уделяется ремонту жилых домов-памятников архитектуры и дворянских усадеб, имеющих высокий туристический потенциал. Бюджет выделяет специальные средства для проведения ремонтных работ в домах-монументах. На данный момент 60% ОКН в регионе нуждаются в ремонте или реставрации, а 7% находятся в аварийном состоянии (в основном, бывшие многоквартирные дома). Эффективным механизмом сохранения памятников стала их продажа из муниципальной собственности по символической цене за рубль, при условии обязательной реставрации. Так, в 2023-2024 годах продано 14 таких объектов, еще 11 планируются к продаже в этом году. Власти рассчитывают, что привлечение частных инвестиций позволит значительно сократить число аварийных ОКН в регионе в ближайшие 2-3 года. Сохранение культурного наследия также учитывается при разработке градостроительной документации и планах развития туризма.
Бюрократия, кадры и риски
Сенатор от Липецкой области Евгения Уваркина подчеркивает комплексный характер трудностей восстановления ОКН в регионах Черноземья и по всей стране в целом. Ключевой проблемой она называет законодательные и административные барьеры, которые могут растянуть инвестиционный цикл реставрации до семи лет из-за длительных согласований, получения разрешений и экспертиз.
«Существующая система не позволяет в полной мере обеспечить сохранность и использование объектов культурного наследия, особенно остро эта проблема стоит в малых городах, где инвесторы не так активно заходят на реставрацию, как в крупных городах с большими бюджетами», — констатирует Уваркина. Для решения проблемы Совет Федерации совместно с «Дом.РФ», Минкультом и Минстроем работают над упрощением процедур и сокращением инвестиционного цикла до трех лет.
По мнению сенатора, финансовая поддержка также играет важную роль. Она отмечает необходимость введения десятилетних налоговых каникул по имущественным и земельным платежам, а также разработке стандартизированного пакета региональных преференций для ОКН. На федеральном уровне требуется внедрение механизмов субсидирования части капитальных затрат (CAPEX), которые уже показали эффективность в других отраслях, например, в АПК.
Схожей точки зрения придерживается и глава архитектурного бюро IQ Эрик Валеев, который видит в ОКН не только материальные свидетельства прошлого, но и потенциальные драйверы развития регионов. По его словам, на практике они часто оказываются замороженными из-за системных барьеров. «Проект реставрации в регионах стартует не с эскизов, а с юридических квестов и головоломок: лицензии, охранные обязательства, требования к подрядчику, согласования с Минкультом, экспертизы», — продолжает Валеев. Он отмечает, что даже при наличии инвестора, путь от идеи до строительной площадки занимает 2-3 года, при этом большинство объектов находятся в аварийном состоянии.
Глава архитектурного бюро IQ предлагает сместить акцент с охраны на проектирование, рассматривая ОКН не изолированно, а как часть городского ландшафта, интегрированную в транспортную, пешеходную и культурную инфраструктуру. Он также подчеркивает важность предсказуемости для инвесторов, которая обеспечивается упрощением и оцифровкой согласований, доступом к проектному финансированию, долгосрочными налоговыми льготами и ясными процедурами передачи объектов в пользование.
Партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков тоже акцентирует внимание на сложности административных и юридических процедур, в том числе на важности доверительных отношений и эффективном партнерстве с городом. По его мнению, работа с ОКН носит стратегический характер и не предполагает «быстрых денег». Сроки реализации и начала эффективного функционирования могут стать предметом разногласий, а их принудительное форсирование может привести к концептуальным и девелоперским ошибкам.
«Данные объекты содержат много рисков, которые могут раскрыться лишь в процессе реставрации, что закономерно приводит к значительному увеличению бюджета на строительство, — объясняет эксперт. — Бывает и такое, что органы, отвечающие за сохранение ОКН, действуют не слишком прозрачно, затягивают согласования и попросту не заинтересованы в реализации проекта. Такой сценарий также приводит к удлинению сроков и росту расходов. В худшем случае изначальная инвестиционная составляющая при реализации таких рисков рушится, а объект остается брошенным. Поэтому при обновлении ОКН ключевую роль играют доверительные отношения и эффективное партнерство с городом».
Глава проектного бюро Archivista Маргарита Авдышева, в свою очередь, указывает на дефицит квалифицированных кадров, способных качественно взаимодействовать с историческим наследием, как на серьезную проблему в регионах. Она отмечает нехватку реставраторов, юристов и профильных организаций. Организации без достаточного опыта могут затягивать процедуры согласования, некачественно выполнять строительство и реставрацию, а также терять важные артефакты прошлого.
В том числе Авдышева выделяет важность правильной юридической поддержки, ведь взаимодействие с ОКН требует умения работать с законодательством на разных уровнях. В регионах необходимо провести гигантскую подготовительную работу по включению культурного наследия в единую базу, постановке на охрану и присвоении охранных зон, как это было сделано, например, в Краснодаре.
«В любом случае — это гигантская подготовительная работа, которую нужно проводить во всех региональных городах, где есть подобные здания, и лишь потом приступать к инвестиционной деятельности. Такая база может стать отличным фундаментом для более оперативного и эффективного вовлечения объектов в современную жизнь. И здесь мы возвращаемся к моменту, что данные программы требуют квалифицированных специалистов, а их нехватка сильно тормозит все процессы на местах», — считает эксперт.
Роль бизнеса и власти в возрождении ОКН
Эксперты единогласно отмечают растущий интерес бизнеса к проектам, связанным с объектами культурного наследия, однако констатируют разницу в подходах и результатах между столичными и региональными проектами.
Александр Стариков указывает на успешный опыт Москвы и Санкт-Петербурга, где благодаря финансовым ресурсам и программам вроде «особняк за рубль» восстановление ОКН поставлено на поток. В регионах же, по его словам, примеры пока единичные и часто зависят от энтузиазма отдельных лиц. При этом партнер архитектурного бюро Syntaxis отмечает положительную тенденцию появления воссозданных исторических улиц с коммерческими функциями в крупных областных центрах (Екатеринбург, Тюмень, Казань, Хабаровск), привлекающих туристов. Он подчеркивает роль крупного бизнеса, для которого инвестиции в ОКН могут быть частью стратегии повышения имиджа и лояльности. Важным фактором успеха, по мнению эксперта, является и активная поддержка со стороны региональных властей, как это наблюдается в Тюмени, где нефтедобывающие компании выступают в роли меценатов.
«Как правило, шансов на старт подобных идей больше у мест с богатой историей, интересным зодчеством, пусть и в неважном техническом состоянии. В городах Черноземья — это Воронеж, Елец, Липецк, Павловск на Дону и другие», — отмечает Стариков.
Маргарита Авдышева подтверждает, что бизнес все чаще видит перспективу в создании культурных кластеров, гостиниц, виноделен и агроусадеб на базе ОКН. Она подчеркивает, что ключевым условием успеха является продуманная инвестиционная стратегия. Однако в регионах бизнес сталкивается с рядом препятствий: избыточные ограничения, высокая стоимость работ и отсутствие поддержки на начальных этапах. Авдышева считает, что для привлечения девелоперов необходима системная мотивация, включая механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) и помощь на этапах проектирования и согласования.
Современные функции и потенциал культурного наследия
Эксперты сходятся во мнении, что ключевым фактором успешной реинтеграции исторических объектов в современную жизнь является их адаптация к новым функциям, которые делают ОКН привлекательными для жителей и туристов, а также способствуют развитию экономики регионов.
Маргарита Авдышева подчеркивает, что наиболее эффективный сценарий — превращение ОКН в активную часть городской ткани и точку притяжения. По ее словам, приоритет следует отдавать общественным функциям, таким как культурные учреждения, общественные пространства, бутик-отели, гастрономические кластеры и предприятия креативной индустрии, а не жилью. Глава проектного бюро Archivista уверена, что долгосрочное поддержание здания в надлежащем виде лучше обеспечивается при общественном использовании.
При оценке инвестиционного потенциала необходимо учитывать транспортную доступность, контекст локации, возможность подключения к инфраструктуре, а также охранный статус объекта.
Со своей стороны Александр Стариков обращает внимание на важность качественного анализа состояния ОКН перед началом работ, включая оценку конструкций, инженерных систем и предметов охраны. Эксперт отмечает, что от количества предметов охраны зависит сложность и стоимость реконструкции. Он предлагает создать для каждого памятника архитектуры паспорт с подробной аналитикой, что позволит снизить риски инвесторов. По мнению Старикова, исторические здания хорошо подходят для коммерческого использования: «Как правило, такие здания довольно хорошо приспосабливаются под коммерцию: бары, рестораны, кофейни, клубы и другую общественную функцию. Это напрямую связанно с пешеходным трафиком, ведь в исторической части поток почти всегда очень интенсивный».
Сенатор Евгения Уваркина приводит конкретные примеры успешной интеграции ОКН в современную жизнь регионов. Проект «Школа 21» в Липецке, где историческое здание бывшего реального училища стало точкой притяжения для IT-специалистов, демонстрирует, как объект культурного наследия может обрести новую жизнь. Усадьба Скорняково-Архангельское в Липецкой области, восстановленная предпринимателем, стала популярным местом проведения фестивалей. В поселке Колодезское Задонского района возраждают усадьбу Хвостовых под агротуристический комплекс. Большие надежды возлагаются на восстановление Елецкой табачной фабрики, где планируется создание апартаментов, гостиниц, ресторанов и музея. Уваркина подчеркивает, что такая интеграция позволяет не только сохранить памятники, но и вовлечь их в хозяйственный оборот, создавая новые возможности для экономики регионов.
«Восстановленные ОКН могут стать драйверами развития территорий, если они будут органично вписаны в современную городскую инфраструктуру и продолжат выполнять социально значимые функции, принося пользу как местным жителям, так и туристам. Такие объекты должны говорить о своей истории современным языком. В конечном итоге, каждый восстановленный объект — это не только дань уважения истории, но и новые рабочие места, туристические маршруты, точки притяжения для жителей и гостей города», — считает Уваркина.