COVID-19 не поставил «на паузу» авторынок Черноземья
Автомобильная заочная скважина
В новых условиях расширился перечень товаров, которые потребитель сможет приобрести онлайн, и автомобили – «сердце» этого тренда. Что оказалось актуально и в Черноземье, где ограничения на передвижения не коснулись разве что Белгородской области. В целом, судя по официальным представительствам на сайтах ведущих автомобильных компаний, ассортимент центров может предложить варианты на любой вкус.
По информации ГК «АврораАвто», покупатели не спешат отказываться от ранее заключенного контракта. Автосалоны в Воронеже закрыты для посетителей, но компанией разработаны способы бесконтактной выдачи автомобилей. Цены зафиксированы на все автомобили, идет активная работа с заявками на приобретение и дистанционное заключение договоров. В свою очередь, белгородские дилерские центры (Merсedes-Benz и BMW) продолжают работу не только по сервисному обслуживанию, но и в области очных продаж автомобилей. Сейчас это практически уникальная ситуация, когда клиент может прийти в салон и лично выбрать автомобиль.
«При приеме автомобиля мы просим клиента заверить документ с подтверждением отсутствия заграничных поездок. Все наши сотрудники используют средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) и дезинфицирующие средства. При всем этом мы в первую очередь рекомендуем нашим клиентам не нарушать режим самоизоляции», – рассказали РБК Черноземье в пресс-службе ГК «АврораАвто».
В компании добавили, что в первом квартале 2020 года из портфеля их брендов (Merсedes-Benz, BMW, Volkswagen, Nissan и Porsche) подорожали только Volkswagen и BMW . Примерный рост составил 5% и 3% соответственно, по остальным брендам частично и полностью были приостановлены программы поддержки продаж, однако рекомендованные розничные цены сохранили прежний уровень. С шестого апреля при автосалонах активно работают станции техобслуживания.
Участники рынка отмечают, что в дилерских центрах принимают решения, исходя из директивы головных офисов и региональных законодательств.
«Работаем в удаленном режиме: консультации по телефону, контрактирование через каналы электронной связи. Деятельность в Липецке разрешена с восьмого апреля, в дилерских центрах разрешен только сервис. Другие филиалы – все по-разному: в Тамбове разрешено вести полноценную деятельность уже с пятого апреля. Безусловно, спрос снизился, но на сколько – оценить пока трудно, так как много внешних неопределенных факторов. За первый квартал Toyota официально не анонсировала подорожаний, цены поменялись только с первого апреля этого года», – прокомментировали ситуацию в пресс-службе ООО «Центр Липецк» (Lexus и Toyota) в Липецке.
«Регламент работы меняется почти каждую неделю, на настоящий момент у нас в офлайне работает только доставка запчастей. Однако, все остальные услуги можно спокойно получить онлайн, вплоть до покупки автомобиля. Так как попасть сейчас в автосалон невозможно, мы прибегаем к помощи онлайн-трансляций. В режиме видеосвязи мы демонстрируем машину, ее внешний вид и «начинку» под капотом, консультируем клиента по основным моментам. Спешу заметить, что кредит на оформление покупки возможно оформить, для чего потребуется единовременно посетить банк, работа которого не ограничена законодательством, в отличие от нашего дилерского центра», – рассказала директор по маркетингу ГК «Авто-Сити» (Lada и автомобили китайских производителей) в Воронеже Наталья Ерхова.
Динамика в сегменте бывших в употреблении
По итогам исследования Авито Авто первого квартала 2020 года, для автомобильного рынка Черноземья стоимость легкового автомобиля увеличилась на 13%, самый резкий прирост в 19% произошел в Курске. Самой продаваемой маркой стал ВАЗ (LADA) в ценовом диапазоне от 142 тыс. рублей в Курске, до 175 тыс. рублей в Тамбове. На втором месте по востребованности в разных регионах расположились KIA, Renault и Volkswagen.
Аналитики подвели итоги первого квартала 2020 года. За этот период продажи легковых автомобилей с пробегом в Белгороде выросли на 13% по сравнению с прошлым годом и снизились на 2% по сравнению с четвертым кварталом 2019 года.
Продажи воронежских легковых автомобилей с пробегом за указанный период снизились на 1%. При этом по сравнению с первым кварталом 2019 года продажи в городе выросли на внушительные 27%, увеличившись на 7% по сравнению с первым кварталом 2019 года и на 1% – по сравнению с четвертым кварталом того же года.
В первом квартале 2020 года в Курске продажи легковых автомобилей с пробегом выросли на 19% по сравнению с прошлым годом, и снизились на 2% по сравнению с четвертым кварталом 2019 года.
За аналогичный период в Липецке и Тамбове продажи легковых автомобилей с пробегом выросли на 12% и 13% соответственно. В Липецке они снизились на 3% по сравнению с четвертым кварталом 2019 года, в Тамбове – на 5%.
Ну все, приехали
Коронавирус однозначно повлиял на рынок поддержанных и новых автомобилей как на российском, так и на мировом уровне. В разрезе Черноземья проявление кризиса – лишь вопрос времени. Эксперты компании Boston Consulting Group прогнозируют падение продаж автомобилей в России в 2020 году от 20 до 50%, до 0,9–1,4 млн штук. В условиях эпидемии россияне планируют сэкономить на покупке машин.
Продажи новых автомобилей выросли на 1,8% в первом квартале 2020 года и на 4,0% в марте 2020 года, сообщил комитет автопроизводителей АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса).
«Март оказался сильным месяцем с неожиданным ростом продаж на 4%. Многие бренды в марте даже показали двузначный рост. Это сильное начало года, к сожалению, не отражает реальную тенденцию, а скорее связано с ожидаемым из-за ослабления валюты искусственно вызванным повышением продаж. В конце марта продажи автомобилей и дилерские операции были резко прерваны в связи с мерами, связанными с ситуацией с COVID-19. АЕБ обратилась в правительство с предложением мер господдержки автомобильной промышленности. Многие производители также разрабатывают комплексные меры поддержки своих дилеров», – прокомментировал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
Черноземные компании отмечают, что со стороны государства не ждут особой поддержки. «Мы финансово устойчивая компания с минимальной кредитной нагрузкой. Безусловно, любая поддержка от государства будет кстати, пока нам хватит и своих ресурсов», – заверил представитель ведущего автосалона.
Основная мера господдержки российского авторынка, анонсируемая на сегодня, – льготное кредитование потребителей. Действуют две программы: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» (при наличии двух и более детей младше 18). Участвуют только авто отечественного производства до 1 млн руб. Компенсируется 10% цены (25% для жителей Дальнего Востока). В правительстве решили сыграть на опережение и предложили расширить программу «Семейный автомобиль», распространив ее на семьи с одним ребенком и повысив максимальную цену до 1,5 млн рублей. Но станет ли новая правка весомым решением, способным вывести из проблемной ситуации целую отрасль?