Ждет ли перевозчиков в Воронеже оплата с единого счета и брутто-контракты
Курск стал первым городом Черноземья, где переходят на брутто-контракты в сфере пассажирских перевозок. В этой схеме работы выручку перечисляют на специальный счет, а городские власти переводят с него оплату перевозчикам. Решающим критерием становится не количество пассажиров, а объем выполненных работ (километраж и число рейсов), а также качество услуг.
Чиновники и эксперты считают, что это избавит горожан от переполненных автобусов, обеспечит транспортом отдаленные районы и заставит перевозчиков работать даже в невыгодные часы. Но у системы есть и минусы: скорее всего, придется искать дополнительные деньги в бюджете, а местных перевозчиков могут вытеснить иногородние.
Как работают брутто-контракты
Как объяснил РБК Черноземье заместитель руководителя управления транспорта мэрии Воронежа Максим Захаров, вопрос о брутто-контрактах для перевозчиков власти города обсуждают с 2018 года. Главная проблема возникает с оплатой транспортных услуг.
«Мы изучали опыт коллег из Твери, Ярославля, Новокузнецка, которые уже пошли по этому пути. Всегда есть «вилка» между тем, сколько выручки планируют собрать, сколько собирают в итоге и сколько нужно заплатить перевозчику. Обычно это от 2 млрд рублей и больше. Есть методика Минтранса РФ с конкретными расчетами: учитывают длину городского маршрута, сколько рейсов делает один автобус, сколько автобусов выходит на линию. В итоге получают сумму, которую нужно заплатить перевозчику. Но соберем ли мы столько выручки, никто не гарантирует. И здесь вариант либо идти непопулярным путем и постоянно повышать тарифы (так делают в Перми), либо городской или региональный бюджет должен взять на себя эти расходы, выполняя социальную функцию. Но возможно, что эти 2 млрд рублей найдут, но урезав другие важные статьи расходов: это означает, что где-то не достроят вовремя школу или не реконструируют дорогу», — рассказал Максим Захаров.
Чиновник уточнил, что сегодняшние контракты на пассажирские перевозки действуют до 2025 года. До этого времени трогать сложившуюся систему и менять ее коренным образом не будут. Следующие контракты будут заключать с 2025 года сроком на пять-семь лет. Тогда власти вновь вернутся к этому вопросу и будут решать, стоит ли вводить брутто-контракты. Второй возможный вариант, предусмотренный Минтрансом, — система нетто-контрактов (в этой схеме обычно деньги пассажиров остаются у перевозчика, а муниципалитет доплачивает необходимое). Максим Захаров подчеркнул, что «и то, и то будет давать свой эффект».
Плюсы брутто-контрактов
О плюсах брутто-контрактов рассказал и зампредседателя Воронежской городской Думы, член постоянной комиссии по развитию транспорта и объектов транспортной инфраструктуры Олег Черкасов. Он убежден, что новая система позволит эффективно контролировать работу перевозчиков и находить транспорт даже на непопулярные маршруты.
«У нас есть отдаленные территории — Шилово, Краснолесное, Боровое, есть проблемы с транспортом в вечерние и утренние часы. Плюс непопулярные маршруты: они менее финансово привлекательные, поэтому перевозчики выполняют меньше рейсов или поставляют туда транспорт более низкого качества. Все это приводит к тому, что по городу ходят переполненные и старые автобусы. Мое предложение было хотя бы муниципальное предприятие МКП МТК «Воронежпассажиртранс» перевести на брутто-контракты. Это позволит властям решить проблему, а муниципальный перевозчик будет получать финансовую поддержку», — сказал Олег Черкасов.
Депутат гордумы утверждает, что система выгодна и для перевозчиков: они должны выполнить определенное количество рейсов и гарантированно получат оплату даже за самые дальние и непопулярные маршруты, на которых обычно мало пассажиров. Деньги перечислят, если мониторинг покажет, что бизнес выполнил все условия контракта.
Олег Черкасов привел в пример опыт других регионов: он заявил, что с переходом на брутто-контракты аварийность на дорогах снижается на 12-19%: водителям больше не приходится устраивать гонки, чтобы собрать как можно больше пассажиров. Депутат гордумы считает, что с гарантированной оплатой у перевозчиков появятся деньги на новую технику. Еще один плюс — зарплата водителей будет полностью «белой», они смогут рассчитывать на повышение уровня жизни и одобрение кредитов: это сделает профессию популярнее.
«В контракте прописано количество рейсов, состояние транспорта, время выполнения рейсов, вплоть до того, в какой форменной одежде должен быть водитель. Да, это нагрузка на бюджет и деньги налогоплательщиков — в Воронеже это будет от 1 до 2,5 млрд в год. Но если брать опыт других городов и стран, это неизбежно. Решается вопрос аварийности, повышается дисциплинированность водителей, растет качество жизни. Со временем можно плавно перейти на электротранспорт: если нет никакой поддержки и социальных программ, своими силами перевозчик сделать это не может», — уверен депутат гордумы.
Олег Черкасов признается, что сейчас почти весь транспорт работает с нарушениями и повлиять на это невозможно. Даже если разорвать контракт, придет другой перевозчик, который тоже не захочет «гонять пустой автобус в убыток себе».
Сопредседатель воронежского регионального отделения МОО «Город и транспорт» Юрий Новиков назвал брутто-контракты «признаком цивилизованного общества». Он заявил, что водителей будут контролировать и следить, чтобы они проходили контрольные точки строго по расписанию.
Подводные камни новой системы
Участник движения «Город и транспорт» Виталий Иванищев также назвал брутто-контракты лучшей системой из всех существующих, но предупредил: если ввести новые принципы работы сейчас, это «не выстрелит».
«У нас разрушена инфраструктура городского транспорта: часто на конечных нет площадок, где можно поставить автобус, диспетчерских, туалетов, многие остановки не оборудованы. На брутто-контракты, безусловно, нужно переходить, но они не будут работать, пока мы не построим инфраструктуру. Регулярно общаюсь с перевозчиками и один из них недавно пожаловался, что не хватает водителей: старики умирают, а молодежь не идет работать по разным причинам, но в том числе, и из-за условий», — считает Виталий Иванищев.
Есть еще одна опасность: после перехода на брутто-контракты иногородние или федеральные компании могут вытеснить с рынка местных перевозчиков, у которых не всегда есть нужный опыт работы (как этого требует ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») или свой автопарк.
«Брутто-контракты — это эффективно, но сложно: предстоит большая работа, в том числе, юридическая. Если серьезно думать о переходе на брутто-контракты, нужно разработать дорожную карту и объяснить, как все будет происходить. Следующие контракты на пассажирские перевозки начнут действовать с 2026 года: получается, в запасе еще три года. За это время местные компании, кто хочет поучаствовать, могли бы подготовиться. Если условия будут прозрачными, перевозчики будут понимать, какие требования предъявляют. Действительно, федеральные компании могут вытеснить местных перевозчиков — к ним есть вопросы, но с ними хоть как-то можно договориться. В других городах, где вводили брутто-контракты, были ситуации, когда город вовремя не платил перевозчику и следующим утром движение вставало, потому что ни один автобус не вышел на линию», — сказал Виталий Иванищев.
Общественник заметил, что опять все упирается в инфраструктуру: местные компании арендуют площадки для автобусов на пустующих промышленную предприятиях, но непонятно, где будет стоять транспорт иногородних фирм.
«Если говорить о перевозчиках, то преимущество в этой системе, естественно, имеют крупные федеральные игроки с большим парком автобусов. Работать, как сейчас, просто не выйдет: если перевозчик нарушит план по выпуску автобусов на линию более, чем на 20% в день, за этот день он ничего не получит — ни за одну машину и ни за один рейс. Если таких дней в месяц больше четырех, перевозчик не получает ничего за весь месяц. То есть брутто-контракты — это отлаженная работа предприятия, контроль выпуска и диспетчерское управление. Если автобусы где-то «не цепляют» точку окончания маршрута, перевозчик окажется без денег, такие случаи надо отслеживать в режиме реального времени и реагировать в течение часа. У нас же зачастую перевозчики не всегда представляют себе общее число машин на линии. Работать в таких условиях готовы два-три местных перевозчика», — добавил Юрий Новиков.
Общественник заметил, что в этой системе нет будущего и у «Газелей», которые преобладают на некоторых маршрутах. Еще один минус, о котором предупредил Юрий Новиков: если власти ошибутся в расчетах, пассажиры могут получить еще больше давки в транспорте и еще больше времени между рейсами.
Зачем нужен переходный период
Председатель комиссии по развитию транспорта и объектов транспортной инфраструктуры Воронежской гордумы Дмитрий Крутских заявил, что брутто-контракты оптимизируют работу общественного транспорта и заставят перевозчиков выполнять требования властей и пассажиров. Депутат, который в прошлом два года руководил ООО «Автолайн», признался, что сегодня воздействовать на водителей и контролировать их работу почти невозможно.
«Это будет дисциплинировать перевозчика и водителя и в части получения дохода: сегодня водители зарабатывают «черный нал» — все, что проходит по наличной оплате, остается на руках у водителя, поэтому каким-то образом воздействовать на него невозможно. Брутто-контракты эту ситуацию нормализуют и выравнивают. Также брутто-контракты — это прозрачность перевозок: администрация города будет видеть все пассажиропотоки, в какое время и где правильнее усилить работу транспорта или добавить рейсов», — заметил Дмитрий Крутских.
Принципы работы многих перевозчиков сегодня депутат гордумы назвал «поборами с водителей маршруток»: когда у перевозчиков нет своих автобусов, и они нанимают за плату «частников». Новая система, скорее всего, вытеснит таких игроков с рынка.
«Здесь не место тем перевозчикам, у которых нет ни своей производственно-технической базы, ни своего подвижного состава. Те, кто сегодня занимается поборами с владельцев автобусов, неизбежно уйдут с рынка. Вместо них придут компании — местные или из других регионов, но со своим подвижным составом и возможностью организовать перевозки», — заявил депутат гордумы.
Замруководителя управления транспорта мэрии Воронежа Максим Захаров прокомментировал РБК Черноземье, что для перехода на новую систему действительно нужно предпринять множество шагов: разобраться с организацией перевозок, подготовить нормативную базу. Также нужно подумать о временном периоде.
«Надо предусмотреть, как будет работать городской транспорт в переходный период, чтобы не наступать на те же грабли, что и наши коллеги, которые уже работают по брутто-контрактам. Чтобы не сложилось такой ситуации, когда сегодня заключили контракт, завтра автобусы должны выйти на линию, а подвижного состав нет. Или старые перевозчики ушли, а новые еще не пришли, не успели купить автобусы или подготовить их. Причем нужно работать не только с федеральными перевозчиками, но и с местными: объяснять им ситуацию и стратегию развития», — уточнил Максим Захаров.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.
16+. Материал предоставлен Информационным агентством «Медиа Черноземье» (реестровая запись СМИ от 09.11.2022 серия ИА № ФС 77 - 84075, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).