ГК «Эконива» планирует начать поставки воронежских сыров в Китай
ГК «Эконива» предварительно договорилась об экспортных поставках сыров со своей производственной площадки в селе Щучье Воронежской области в Китай. Соглашение достигнуто в рамках международной выставки продуктов питания в Сиане, на которой группа представила свою продукцию на стенде региона. Об этом РБК Черноземье рассказали в пресс-службе компании.
В частности, на китайский рынок планируется поставлять полутвердые и твердые премиальные сыры под собственным брендом. Ранее воронежский завод «Эконивы» получил аккредитацию для экспорта в страны Таможенного союза и Узбекистан. Сейчас идет подготовка к прохождению всех необходимых процедур для открытия новых экспортных направлений, в том числе в Китай.
В начале этого года группа открыла в Сиане официальное представительство — торговый дом EkoNiva (Xi'an) Dairy Co для дистрибуции молочных товаров. В апреле было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве с международным портом Сиань Чанба — крупным логистическим хабом. Это дало возможность наращивать экспорт, отметили в пресс-службе. В том же месяце «Эконива» поставила первую партию молочной продукции в Китай железнодорожным транспортом.
Экспорт в Китай «Эконива» развивает с лета 2020 года. Экспортный портфель включает ультрапастеризованное молоко и сливки. На данный момент уже поставлено свыше 1,8 тыс. т продукции, в том числе 350 т — в текущем году. Молочную продукцию экспортируют в провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, а также в Шанхай и Пекин.
Заместитель генерального директора Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Мария Жебит отмечает, что сегодня китайский рынок остается одним из самых привлекательных для ключевых стран-производителей молочной продукции. По ее словам, Китай все еще не обеспечивает себя самостоятельно молоком, хотя ведет активную работу в этом направлении. При этом потребление в стране активно растет как за счет увеличения спроса на готовые молочные продукты, так и за счет роста сегмента HoReCa и моде на европейские гастрономические традиции.
«Китай — это непростой партнер, но чтобы успешно работать на этом рынке завтра нужно начинать этот путь уже сегодня. Ряд компаний уже начали поставки сыров, общий объем пока небольшой — в пределах 150 т. Практически весь этот объем приходится на плавленые сыры», — рассказала Жебит.
Китайский рынок интересен для российских поставщиков, продолжает эксперт, в то же время они должны понимать, что здесь давно и успешно работают мировые гиганты, которые будут составлять серьезную конкуренцию. Однако, по мнению Жебит, есть и другие факторы, которые должны сыграть свою позитивную роль в повышении конкурентноспособности российских поставщиков: во-первых, это ослабление рубля, во-вторых, это компенсация затрат на логистику.
Как говорит управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев, на этом рынке российским производителям придется конкурировать с сильными игроками, например, из ЕС и Новой Зеландии с точки зрения качества продукта, его себестоимости и логистики.
По данным центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе, в первом квартале 2024 года Китай импортировал из России молочной продукции на $2,7 млн. Это в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. На мороженое пришлось порядка 40% этого объема, на сухое молоко — 20%, на сыры и творог — 18%, на молочную сыворотку — 14%.
В натуральном выражении Россия поставила в Китай более 276 т мороженого (в шесть раз больше, чем в январе-марте 2023 года), 111 т сухого молока (в 5,7 раза больше), 110 тонн сыров и творога (в десять раз больше), 727 тонн сыворотки (на 2,8% больше).
Справка
Группа компаний «ЭкоНива» — вертикально интегрированный холдинг, основанный в 1994 году предпринимателем Штефаном Дюрром. Под его управлением активы в 13 российских регионах: Воронежской, Калужской, Курской, Ленинградской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Рязанской, Самарской и Тюменской областях, а также в Алтайском крае, Башкирии и Татарстане. Основное молочное подразделение группы объединяет 40 животноводческих комплексов. В 2022 году выручка от продаж ГК «ЭкоНива» выросла на 31% до 65,9 млрд руб., EBITDA – на 59%, достигнув 26,3 млрд руб., по данным аудированной консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.