Собираемость воронежских ЖКУ с новым тарифом вырастет на ₽185 млн
Средняя по больнице
Стоимость жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) может вырасти до 9,1% начиная с 2022 года. Редакция РБК Черноземье решила поискать обоснования для резкого увеличения тарифной нагрузки на население, попробовав, опираясь на данные открытых источников, вычесть примерную выгоду участников коммунального рынка. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), во второй половине 2021 года в Воронежской области «коммуналка» в среднем стоила 6,7 тыс. рублей, из которых, как посчитали исследователи, порядка 4,5 тыс. рублей уходят на снабжение ресурсами и вывоз ТБО. С учетом количества домохозяйств в городе (по информации Росстата их порядка 416 тыс. в Воронеже), общая сумма платежей ресурсоснабжающим компаниям и регоператору со всех жителей города составляет порядка 1,8 млрд рублей ежемесячно. В таком случае при повышении тарифа на плановые показатели Минэкономразвития РФ в пределах инфляции на 4%, указанные в прогнозе ведомства до 2024 года, собираемость увеличивалась бы на 112,6 млн рублей.
Редакции РБК Черноземье стало известно, что после обновления тарифа с «предельником» до 9,1% базовый индекс ЖКУ составит 7,3%. Это позволяет предположить, что воронежцы с 2022 года начнут платить за ресурсы примерно на 330 рублей больше, что позволит увеличить собираемость на 185 млн рублей. Таким образом, дельта между «минэковским» прогнозируемым повышением и «депутатским» будет составлять примерно 73,1 млн рублей в месяц. Вероятно, индексации будут подлежать не только оплата воды и отопления, переданные в концессию, но и другие ресурсы.
РБК Черноземье о своей позиции заявил один из концессионеров — «РВК-Воронеж» —прокомментировав, что стоимость водоснабжения подрастет на «приемлемые» 4,5%, как и прописано в инвестпрограмме. Долю воды в воронежских квитанциях (напомним, плата за ресурсы оценивается в 4,5 тыс. рублей) в «Росводоканале-Воронеж» скромно оценивают в 211 рублей. Воронежский филиал ПАО «Квадра» отказался от комментариев.
Связаны руки
В октябре большинство депутатов Воронежской городской Думы проголосовали за увеличение «предельника» на 9,1%, после чего предложение направили главе региона Александру Гусеву, который почти месяц воздерживается от комментариев на данную тему. В пояснительной записке к заседанию законодатели отмечают, что рост тарифов инициируют «в целях модернизации, реконструкции муниципальных объектов городской коммунальной инфраструктуры (централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) и установления долгосрочных тарифов, и долгосрочных параметров регулирования в рамках заключенных концессионных соглашений». Речь идет о предприятиях ПАО «Квадра», ООО «РВК-Воронеж» и инвестпроекте ООО «Энерговид».
В соцсетях и СМИ разгорелся спор о целесообразности принятого парламентариями решения в контексте пандемии и снижения доходов населения. Депутат гордумы и председатель комиссии по ЖКХ Александр Сысоев в Facebook публиковал пост с самыми распространенными вопросами, основная мысль ответов на которые заключается в отсутствии бюджетных денег и невозможности их изыскать. Руководитель департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области (ДГРТ ВО) Евгений Бажанов на сайте ведомства объяснил решение «экономически обоснованными предпосылками». Ключевая из них заключается в том, что в 2022 году для теплоснабжающих организаций значительно вырастет цена на газ.
Действительно, по прогнозу социально-экономического развития на период до 2024 года Минэкономразвития РФ, для оптовых потребителей индексация тарифов на газ составляет 3% в 2020-2021 гг. и 5% в 2022 году. Это демонстрирует динамика последних двух лет — этим летом антимонопольщики согласовали максимальные оптовые цены на газ для Воронежской области на уровне 5,1 тыс. рублей за 1000 куб. м, при условии, что в 2020 году норма для оптовых потребителей составляла 4,9 тыс. рублей на тысячу кубов.
Чиновники называют и другую причину — расширение программы субсидирования оплаты коммунальных услуг для многодетных семей, пенсионеров и других льготных категорий граждан. Таким способом власти хотят равномерно распределить социальную ответственность. Теперь в 2022 году на меры поддержки выделят 1,8 млрд рублей бюджетных средств вместо 1,3 млрд рублей, предусмотренных в текущем году. Правда, сколько этих денег доведено до льготников, пока неизвестно.
Кто высказался против
Горожане создали петицию на www.change.org с названием «Не допустим взрывной рост на ЖКХ в Воронеже», где адресовали губернатору просьбу не принимать решение повышать тарифы. В ней организаторы говорят об ускорении «обнищания народа» в случае принятия законопроекта. «Мы считаем это предложение антинародным, а депутатов, поддержавших его — врагами народа. В этой петиции требуем не повышать платежи за ЖКХ более чем на официальную величину инфляции за расчетный период. Информация об этом предоставляется ЦБ РФ — 3-4%. Куда с такой инфляцией такой рост цен», — говорится в обращении. На 19 ноября петиция собрала более 17 тыс. голосов солидарных жителей города.
Контрольно-счетная палата Воронежа также не обнаружила оснований для повышения тарифов на ЖКУ. «Экономическое обоснование предлагаемого проектом решения изменения индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в составе представленных документов отсутствует», — приводит «КоммерсантЪ-Черноземье» текст заключения КСП. Уполномоченный по правам человека в регионе Сергей Канищев не только раскритиковал предложение, но и обратился в прокуратуру, чтобы та проверила законность оснований. Поясняя свою позицию, он обратился к данным Росстата, согласно которым снижаются потребительские доходы населения и сохраняется высокий уровень платы за ЖКУ.
Депутаты Госдумы Аркадий Пономарев и Андрей Марков также стали противниками непопулярного решения. Аркадий Пономарев в своем Instagram опубликовал письмо к мэру города Вадиму Кстенину, с просьбой предоставить «экономическое обоснование» повышения тарифов. «Говоря о повышении предельного индекса тарифов на коммунальные услуги, которое приняла Воронежская городская Дума, считаю важным для начала разобраться в вопросе и его правомерности», — добавил депутат. Его коллега тоже не поддержал городских законодателей. «Да, наша жизнь состоит из многих вещей. И коммунальный комфорт очень важен. Но разве в сегодняшних условиях это так необходимо — взять у горожан дополнительные, выше нормативов, деньги на инвестпрограммы ресурсоснабжающих организаций», — рассуждает у себя на странице в Facebook Андрей Марков.
Краткая хронология спора
- В 2012 году в Воронеже заключили первое в России соглашение государственно-частного партнерства в сфере холодного водоснабжения и водоотведения среди городов-миллионников с «РВК-Воронеж» — предприятием группы компаний ПАО «Росводоканал». Позднее концессионером стало ПАО «Квадра» и появился инвестпроект с ООО «Энерговид».
- С 2015 по 2020 годы, согласно данным Воронежстата, происходило планомерное повышение средней потребительской цены на тарифы: в сфере теплоснабжения (с 1822 до 2237 руб. за Гкал), водоснабжения и водоотведения (с 41 до 52 руб. за куб. м.), электроэнергию (с 323 до 404 руб. за 100 кВт-ч). Для большинства муниципальных образований Воронежской области повышение в среднем оставалось на уровне до 4%.
- Осенью 2020 года Воронежская городская Дума приняла решение о повышении тарифов до 6,8% вместо 4% в следующем году. Александр Гусев не одобрил рост, сославшись на пандемию.
- В октябре 2021 года городские парламентарии снова проголосовали за увеличение «предельников», и на этот раз сразу до 9,1%. В 2023 году тарифы предлагается увеличить еще на 8,2%, в 2024 году — на 6,6%.
Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.