Перейти к основному контенту
Черноземье ,  
0 

Кто с «цифрой» по жизни шагает: «поумнеют» ли дороги Черноземья

Курская и Тамбовская области послужат площадкой для пилотного проекта «умные дороги». Новая система обмена данными между водителями и операторами управления движением станет доступной в России через 2-3 года
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Россия на «международной арене»

В январе широкую огласку получила новость о сотруднике Торгового представительства РФ в Осло — единственном человеке, который погиб в 2019 году в ДТП на территории норвежского города. В России же пока сохраняется отрицательная динамика: по словам замглавы Госавтоинспекции Олега Понарьина, за прошлый год в стране произошло больше 152 тыс. ДТП. Эта цифра на 3,2% ниже аналогичного периода прошлого года, однако, число смертей на дорогах все еще колоссальное — 15 тыс. человек за январь-ноябрь 2019 года.

В 2018 году РФ отметилась самым высоким показателем смертности в ДТП по Европе — 18 тыс. человек. Отметим, что меньше всего участников дорожного движения погибло в Швейцарии и Норвегии — по 2,7 тыс. человек.

В Черноземье, согласно последним опубликованным данным Госавтоинспекции, за январь-ноябрь 2019 года больше всего аварий произошло в Воронежской области — 2,7 тыс., где погибли 359 человек. В Белгородской области произошло 1,2 тыс. дорожно-транспортных происшествий, которые унесли жизни 143 человек. В Курской области погибли 182 человека в 1,4 тыс. ДТП. В свою очередь, по вине липчан произошло 1,4 тыс. аварий, в которых погибло 157 человек. В Тамбовском регионе зафиксировано 1,2 тыс. происшествий на дорогах, где погибли 140 участников дорожного движения.

Кто с «цифрой» по жизни шагает: «поумнеют» ли дороги Черноземья

Кто дает «зеленый свет»

Уже традиционно, исправлять ситуацию доверили «цифре»: по прогнозу властей, «умные дороги» позволят снизить количество ДТП минимум на 20%. Для обеспечения безопасности планируется интегрировать технологию V2X (Vehicle-to-Everything — обмен данными между участниками дорожного движения и операторами управления дорожным движением). Она поможет Интеллектуальной транспортной системе (ИТС) муниципалитетов собирать данные от разных технических средств, включая комплексы фото- и видеофиксации, системы весогабаритного контроля, метеостанции, средства транспортной телематики.

Курирует проект национальное партнерство «Глонасс» в рамках платформы «Автодата» национальной технологической инициативы «Автонет». Среди учредителей консорциума «Автодата» — НП «Глонасс», ФДА, Минпромторг, ГК «Роскосмос», Росавтодор, ГК «Автодор», «Яндекс», группа ГАЗ, Российский союз автостраховщиков, фонд «Сколково». Развязывать «транспортный узел» партнерство будет в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», на который государство выделило около 5 трлн рублей до 2024 года.

«В первую очередь, заниматься реализацией программы «Умные дороги» будет компания «Росавтодор». Это произойдет в рамках реализации проекта ИТС в 2020 году, который постепенно внедряется в 64 городские агломерации с населением более 300 тыс. человек. Совокупный объем финансирования мероприятий по созданию системы до 2024 года включительно составит 42 млрд рублей (8,4 млрд рублей ежегодно)», — сообщил РБК Черноземье руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Адепты и адаптивность

Первой довелось поучаствовать в тестировании Самаре. В июне 2019 года самарское правительство совместно с рабочей группой «Автонет» заключило соглашение с НП «Глонас» на тестовый запуск ИТС нового поколения.

Так, на участке скоростной автомагистрали «Самара — Тольятти» собирались отработать сценарии предупреждения водителя о приближении автомобиля к местам дорожных работ, а также о приоритетном проезде для спецтранспорта. В систему входит информирование о пешеходах, люках, посторонних предметах на дороге и необходимости снижать скорость вблизи школы. Также городскими СМИ широко анонсировалось создание «умных остановок», которые автоматически должны выводить автобус на маршрут в случае, если на ней соберется от пяти до 10 человек. Заработать остановки должны уже в 2021 году.

Редакция РБК Черноземье направила официальный запрос в самарскую городскую администрацию, с целью узнать итоги реализации перечисленных мер. Известно только, что с 2020 года состоялось подключение самарского общественного транспорта к спутниковой системе «Глонасс», которая и так уже давно применяется в других регионах РФ.

«Каждый автомобиль, который собирают на территории РФ, подлежит оснащению системой «Эра-Глонасс». При этом затраты никак не компенсируются государством, а полностью ложатся на плечи автопроизводителей. Общественный транспорт в крупнейших городах уже оснащен этой системой мониторинга подвижных объектов на базе «Глонасс», созданы диспетчерские пункты», — пояснил директор института планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов.

Форсирование ИТС выходит на новый уровень

Кроме регионов Черноземья систему запустят в Волгограде, Сколково, Орше, а также Башкортостане, Московской области, Красноярском крае, Ставрополье, Нижегородской и Новосибирской областях.

«С партнерством «Глонасс» и НТИ «Автонет» Тамбовская область заключила договор в сентябре 2019 года. Создана рабочая группа, которая на настоящий момент прорабатывает макет обоснования проекта, дата презентации которого пока неизвестна. Финансирование полностью обеспечивает федеральное правительство. Участок озвучат после защиты макета, с большой вероятностью, остановятся на территории в черте областного центра», — сообщили в пресс-службе правительства Тамбовской области.

В пресс-службе правительства Курской области уже определились, где будет находиться «умная дорога»: специальные датчики установят на автомобильном участке «Курск — Льгов — Рыльск» на границе с Украиной протяженностью более 18 километров. Начальной точкой участка, где будет внедряться «умная дорога», станет проспект Ленинского Комсомола, конечной — с. Дьяконово Октябрьского района.

«Датчики будут передавать информацию водителям о наличии пешеходов на нерегулируемом переходе, препятствиях или приближении автомобилей экстренных служб для того, чтобы уступить дорогу. Сейчас ведется согласование плана работ со специалистами НП «Глонасс» и сбор информации о наличии в регионе различных информационных систем», — поделились планами с РБК Черноземье в пресс-службе облправительства.

Участники проекта считают, что главными результатами внедрения и апгрейда ИТС станут повышение скорости движения транспортного средства, сокращение числа аварий, снижение расхода топлива, сокращение времени задержек в пути.

Не все то золото

В рейтинге стран по качеству автомобильных дорог (Quality of roads), который является частью известного глобального исследования Global Competitiveness Report, Россия занимает 99 место из 138 возможных, уступая Сербии и Албании. Отсутствие безопасных и качественных дорог отразится на техническом аспекте реализации программы ИТС, считают эксперты.

«Проблемы могут возникнуть в процессе отладки системы, и будут они связаны с тем, насколько развито в регионах использование технических средств (начиная от видеокамер на перекрестках и заканчивая светофорами). Только по мере внедрения ИТС станут понятны и проблемы, и дальнейшие перспективы программы для остальной страны», — прокомментировал инициативу руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

В нескольких субъектах РФ представлены отдельные модули ИТС, которым только предстоит объединиться в систему.

Кто с «цифрой» по жизни шагает: «поумнеют» ли дороги Черноземья

Олег Добронравов, руководитель проекта ИТС компании «Фабрика информационных технологий»

Самая развитая интеллектуальная транспортная система работает в Москве с 2011 года. По нашему опыту внедрения ИТС в Белгороде и Курске, нескольких подсистем ИТС в Москве и Воронеже, и интеллектуальной системы управления платными городскими придорожными парковками в 17 городах РФ и СНГ, можно сказать, что создание ИТС в масштабах отдельного региона — дело нескольких лет. Проект «умные дороги» сопоставим с одним из компонентов ИТС, в том числе, по срокам реализации.

Заместитель руководителя Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов считает, что, с учетом нынешней политики государства по обновлению автопарка, реализация займет не меньше 10 лет.

«Установку систем можно пробовать на платных дорогах. Проблема в том, что, если все автомобили не будут оборудованы необходимыми датчиками, общая система работать не будет. А если ограничивать автовладельцев в использовании инфраструктуры, то это нарушит их права. Мы сейчас видим, что, несмотря на колоссальные деньги, которые вкладываются в дорожное хозяйство, оно все еще слишком запущено. И приведение дел в порядок — вопрос не одного десятилетия», — резюмировал Дмитрий Клевцов.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Черноземье
В Дагестане попросили принять меры из-за избиения школьницы в Петербурге Общество, 16:54
ХАМАС представил план политических реформ в Палестине после войны Политика, 16:45
Россия и Китай подписали меморандум о сотрудничестве в спасании в море Политика, 16:36
В Финляндии решили не убирать дорожные знаки с указанием на Петербург Общество, 16:19
Как успокоиться: 16 эффективных способов Pro, 16:16
Путин проведет совещания по паводкам и экономике и посетит съезд РСПП Политика, 16:11
«Динамо» одержало самую крупную победу в РПЛ с мая 2023 года Спорт, 16:00
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Рада рассмотрит вопрос о военной подготовке в украинских школах Общество, 15:53
Рыбакина разгромила украинку в финале турнира в Штутгарте Спорт, 15:23
Как автомобильный мост в Ишиме скрылся под водой. Видео Общество, 15:23
Беглый политик и башкан Гагаузии создали в Москве блок «Виктория» Политика, 15:17
В Сирии произошел пожар на нефтепроводе при попытке украсть нефть Общество, 15:08
Аутсайдер НХЛ отказался от российского чемпиона Олимпиады Спорт, 15:03
Blick узнала о письме президента Швейцарии Путину Политика, 14:47