Ученые из Белгорода разработали препарат для лечения рака почек
Препарат позволит врачам оперировать и устранять пораженные участки органа, не нанося при этом вреда здоровым тканям и организму в целом. Как сообщают ученые, при выявлении рака на ранних стадиях, одним из оптимальных методов лечения является резекция почек, то есть удаление поврежденных раковыми клетками участков органа. Такое хирургическое вмешательство требует создания особых ишемических условий, во время операции искусственно снижается кровообращение за счет того, что на почечную артерию накладывают специальные зажимы.
Проблема заключается в том, что при действии зажима дольше 30 минут запускаются процессы, которые приводят здоровые участки ткани к кислородному голоданию и воспалению. Зачастую для хирургов недостаточно отведенного времени для проведения операции, поэтому в таких ситуациях необходимы препараты, поддерживающие корректную микроциркуляцию крови в почке. Чаще всего используют эритропоэтин, но после него в дальнейшем возникает высокий риск образования тромбов.
Ученые Белгородского госуниверситета синтезировали вещество (11-членный пептид, имитирующий α-спираль B эритропоэтина), которое наделено полезными свойствами эритропоэтина, но лишенное его побочных эффектов.
«В настоящее время мы ведем несколько направлений работы, но основное, наверное, это поиск механизмов и путей защиты тканей от ишемических повреждений. Одним из результатов этой работы явилось создание 11-членного пептида. Молекула была синтезирована совместно с коллегами из Москвы, далее мы ее испытали на многих моделях патологии — ишемия сетчатки, ишемия головного мозга, ишемия почек, — рассказал директор НИИ фармакологии живых систем НИУ «БелГУ» Михаил Покровский. — Почему нас привлекла ишемия почек? Потому что почка — это орган, который снабжается одной централизованной почечной артерией. Если мы делаем операцию на почке, то хирург сначала пережимает почечную артерию для того, чтобы не было кровотечения, потом производит нужные манипуляции. Теплая почка в организме переживает ишемию при 37 градусов не более 30 минут. А использование выработанного нами пептида позволяет увеличить этот период до часа и более. То есть, у хирурга появляется время более тщательно провести операцию. Наш препарат способствует тому, что ишемическое «окно» можно увеличить в два раза».
«Действительно, в большом проценте случаев, когда оперируют на почке, пережимают сосуды. И наступает кислородное голодание. Соответственно, ткань почки повреждается из-за этого. Только опытные хирурги могут быстро провести операцию, чтобы ткань почки не пострадала. Конечно, такая разработка очень интересна и перспективна, потому что есть пациенты, например, с опухолевыми тромбами, когда опухоль прорастает из почки по сосудам. В этом случае наступает такая ситуация, когда нужно эти сосуды пережимать и работать с ними. Итоговые выводы нужно будет делать после клинических исследований, когда у пациента этот метод будет апробирован, признан безопасным, прежде всего, плюс оценка эффективности. До этого таких препаратов не было», — комментирует член правления Российского общества клинической онкологии (RUSSCO), онколог Илья Тимофеев.
Экспериментальные исследования проводились на белых лабораторных крысах-самцах линии Wistar с соблюдением всех этических норм. Лабораторные животные содержатся в собственном виварии НИИ фармакологии живых систем НИУ «БелГУ», который соответствует международным стандартам GLP. В данный момент ученые готовятся к клиническим испытаниям нового препарата.
На пути прогресса
Как отмечают специалисты, заболеваемость российского населения онкологическими патологиями почек растет.
По данным Росстата, в период с 2010 по 2018 годы число случаев рака почек возросло с 18,7 до 24,3 тысяч в год. По темпам роста заболеваемость находится в топ-5.
«Прирост заболеваемости очень высокий. К 2040 году рак почки войдет в пятерку по уже абсолютному числу заболевших. Если мы возьмем методы лечения, то, конечно же, на данный момент хирургический метод является основным. Порядка 70% больных подвергаются хирургическому лечению. Это пациенты с первой, второй и третьей стадией рака почки. Четвертая стадия уже не оперируется, в таком случае речь идет о лекарственном лечении», — объяснил Илья Тимофеев.
По словам онколога, в 30% случаев выявляется уже метастатический вариант рака почки. Другие 70% — это локальная стадия, где хирургия применяется. У 30% прооперированных пациентов заболевание прогрессирует. В организме остаются злокачественные клетки, которые после хирургического лечения делятся, вырастают рецидивы или метастазы. Поэтому совершенствование подходов к хирургическому лечению является принципиальным.
«Новость этого года революционная. Это касается этих 30% больных, которые прогрессируют после хирургического лечения. Сейчас набирает популярность послеоперационная иммунная терапия после операции. То есть, пациент излечен хирургически, затем ему проводится в течение года иммунотерапия, с целью активировать собственную иммунную систему на борьбу с оставшимися невидимыми опухолевыми клетками. Все иммунные препараты сейчас — это антитела, которые блокируют на лимфоцитах мишени, приводящие к их дезактивации. После этого он становится активным и начинает бороться с опухолью. Также исследования шагнули уже в начальные стадии, изучают пациентов с первичной опухолью, когда метастазы отсутствуют, а есть только опухоль в почке. Может быть, мы будем иметь возможность обходится без хирургического вмешательства. Опухоль сможет растворятся на фоне лекарственного лечения. То есть, как туберкулез раньше назначали лечение, а сейчас — таблетки», — говорит Илья Тимофеев.
По результатам исследований иммунного препарата, риск возобновления болезни снижается на 30%.
«Вообще, в изучении рака почки на данный момент происходит революция. Это второй метод, который существует с 2007 года, но появляются все новые и новые классы препаратов, это таргетная терапия. А именно препарат, который связывается уже на опухолевой клетке с определенными рецепторами и блокирует их. Соответственно, опухолевая клетка не может извне получать сигналы, приводящие к ее активности, после этого она погибает. Эти же препараты воздействуют на сосуды в опухоли и разрушают их, получается, что она не может питаться. И совсем новый подход — это комбинация иммунной и таргетной терапий. Таких цифр мы раньше не имели никогда. Когда пациенты уже с метастатическим раком живут на протяжении 4-5 лет, благодаря этой терапии. А в 15% случаев их можно вылечить от метастазов. Раньше этот показатель ровнялся 1%», — заключает эксперт.
По данным медицинского информационно-аналитического центра департамента здравоохранения Белгородской области, на конец 2020 года на учете находилось более 43 тыс. пациентов с заболеваемостью злокачественными новообразованиями в регионе. В России на конец 2019 года данный показатель приблизился практически к четырем миллионам.
Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.