В двух регионах ЦЧР за год ухудшилось качество управления финансами
Высокое и надлежащее
Рэнкинг делится на три категории: регионы с высоким качеством управления региональными финансами, надлежащим качеством и низким. Воронежская и Липецкая области вошли в число субъектов Российской Федерации с высоким качеством управления региональными финансами.
Среди регионов с надлежащим качеством управления финансами Белгородская, Курская, Орловская и Тамбовская области. Регионов с низким качеством в Центрально-Черноземном районе (ЦЧР) нет.
В примечании указывается, что Орловская область относится к регионам, нарушившим условия соглашений по предоставлению бюджетных кредитов из федерального казны бюджетам субъектов РФ (в части иных условий соглашений). Курская область нарушила условия соглашений, заключаемых Минфином России с субъектами РФ, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Впечатлениями от результата поделился Александр Гусев — губернатор Воронежской области, качество управления финансами в которой признано высоким. «Именно благодаря правильно выстроенной, сбалансированной экономической политике мы и смогли добиться таких показателей. Мы их демонстрируем уже не первый год и являемся лидерами по бюджетному планированию, управлению госдолгом, прозрачности бюджетного процесса и исполнения регионального бюджета», — прокомментировал глава региона.
Он добавил, что собственные доходы областного бюджета растут опережающими темпами. «За пять лет поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось почти вдвое — с 68,4 млрд руб. в 2017 году до 128,3 млрд руб. в 2022 году», — рассказал Гусев.
Тем не менее, в прошлом году Министерство финансов РФ оценило качество управления региональными финансами Воронежской области ниже. По итогам 2021 года она вошла в число регионов с надлежащим качеством. В той же категории располагалась и Белгородская область, спустя год результаты остались без изменений. Орловская область в 2021 году стала единственным регионом ЦЧР, попавшим в категорию низкокачественных управленцев. Так что за год она улучшила показатели.
А Курская и Тамбовская области за это время ухудшили свои позиции. По результатам 2021 года они демонстрировали высокое качество управления финансами. В той же категории находилась и Липецкая область, но она сохранила свое место в первом секторе рэнкинга.
Критерии оценки
Руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве Российской Федерации Маргарита Васюнина рассказала РБК Черноземье, что мониторинг качества управления региональными финансами проводится Минфином России более 10 лет и позволяет дать оценку основным результатам управления бюджетами российских субъектов.
«За этот период процедуры и показатели оценки претерпевали различные изменения, отражающие приоритеты и задачи бюджетной политики страны. В настоящее время составление рейтинга регионов проводится с учетом оценки управления по таким направлениям, как качество бюджетного планирования, качество исполнения бюджета, качество управления долговыми обязательствами, качество управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации, степень открытости бюджета, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, а также соблюдение бюджетного законодательства и реализация указов президента Российской Федерации, устанавливающих национальные цели и стратегические задачи развития страны. Мониторинг управления финансами регионов проводится по 79 показателям, дающим системное понимание результатов бюджетной деятельности регионов, а также соблюдения ими бюджетной дисциплины», — перечислила Васюнина.
Она добавила, что, наряду с соблюдением финансовой дисциплины, которая была нарушена Курской и Орловской областями, на итоговый рейтинг субъектов РФ по качеству управления финансами оказывает влияние ряд факторов, среди которых — динамика просроченной кредиторской задолженности (в том числе по заработной плате и социальным выплатам), изменение долговой нагрузки регионов и уровня краткосрочных обязательств в структуре государственного долга, выполнение целевых показателей по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, допущение нецелевого использования межбюджетных трансфертов, соблюдение регионом требований бюджетного законодательства в части предельного уровня дефицита бюджета и государственного долга, расходов на обслуживание государственного долга и ряда других параметров.
Принадлежность по итогам 2022 года Воронежской и Липецкой областей к группе регионов с высоким рейтингом позволила эксперту сделать вывод о взвешенной и ответственной бюджетной политике, проводимой их руководством. «Максимальная оценка качества управления финансами данных регионов была достигнута благодаря результатам управления государственным долгом, а также для Липецкой области — благодаря качеству организации межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, а также качеству исполнения бюджета», — объяснила представитель Финансового университета при правительстве РФ.
Бизнес-консультант, автор проекта Oganov.Consulting Максим Оганов первой причиной, по которой Воронежская и Липецкая области получили высокую оценку качества управления финансами, назвал динамичное развитие экономики в данных субъектах.
«Оба региона являются крупными промышленными центрами, имеют развитые отрасли и высокий уровень экономической активности. Это предоставляет дополнительные ресурсы для управления финансами», — считает бизнес-консультант.
Также среди факторов, влияющих на качество управления финансами, он упомянул прозрачность и открытость власти (по мнению эксперта, Воронежская и Липецкая области предпринимают меры для обеспечения прозрачности и открытости власти, что способствует более ответственному и эффективному управлению финансами), сильные кадровые ресурсы и низкий уровень коррупции.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.